Развитие отечественной возрастной психологии в период с 1936г. по 1960.

В кон. 30-х гг. психологи харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин и др.) показали, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность ребенка. Исследования А.В. Запорожца (показавшие, что у глухих детей обобщения формируются в результате практической деятельности), В.И. Аснина (обнаружившие то же самое у нормальных детей), П.Я. Гальперина (посвященные изучению различий в использовании вспомогательных средств у животных и орудий у человека) дали возможность с разных сторон подойти к представлению о том, что реально является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в психическом развитии ребенка.

С.Л. Рубинштейн (1889-1690)– считал, что основной закон развития психики заключается в том, что дети созревают и развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь, т.е. ребенок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это определяет его движение вперед. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым человек овладевает в онтогенезе. Впервые им поставлена в отечественной психологии проблема единства сознания и деятельности. Он указывал, что деятельность обусловливает формирование психики, психических процессов и свойств человека, а они, осуществляя регуляцию деятельности, - условие ее выполнения. Деятельность и психика так тесно взаимосвязаны, что появляется возможность анализировать психику путем изучения человеческой деятельности, в которой она формируется и раскрывается. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (игры, учебного, производительного труда), посредством которых ребенок активно включается в окружающий мир.

Г.С. Костюк (1889-1982) – разрабатывал проблемы психологии развития детей. Основные труды посвящены изучению мышления и речи в младшем школьном возрасте, выявлению психологически обоснованных путей построения учебного материала.

А.Н. Леонтьев (1903-1979)– рассматривал вопросы движущих сил развития детей, причины, которые определяют их возрастные особенности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ввел в психологию категорию ведущей деятельности,на основе которой характеризовался каждый возрастной период, определялось его место и роль в общем ходе психического развития человека. Осуществил исследование игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Предметом глубокого анализа в работах Леонтьева являются понятия приспособления и присвоения. Их различие в том, что биологическое приспособление – это изменения видовых свойств врожденного поведения, которые передаются путем наследственности, а присвоение – воспроизведение исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей, способов поведения. процесс присвоения социального опыта осуществляется в деятельности ребенка, которая протекает в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместных действиях с ними. Присвоение наиболее эффективно в специально организованной деятельности, называемой учением, в процессе которой он овладевает систематизированными знаниями, умениями и навыками. Ему принадлежат исследования по педагогической психологии.

Б.Г. Ананьев (1907-1972) – рассматривал возрастные особенности человека, исходя из комплексного изучения его онтогенеза. Предметом его исследований выступило индивидуальное развитие человека в интервале всей его жизни. Психическое развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека.

А.В. Запорожец(1905-1981) – ученик Л.С. Выготского, создатель теории психического действия. Он раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятия, мышления, т.д.), разработал теорию перцептивных действий и сенсорных эталонов, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

В этот период велись работы по многим проблемам психического развития, обучения и воспитания детей на разных этапах онтогенеза. Интенсивно проводилось изучение возрастных особенностей памяти (А.А. Смирнов, Л.В. Занков, П.И. Зинченко); активно исследовались общие закономерности мыслительной и речевой деятельности детей (А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия); выявлялись психологические условия воли и характера ребенка (Н.Д. Левитов, А.Г. Ковалев); изучались особенности умственной деятельности школьников и развития способностей (Д.Н. Богоявленский, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев). В результате был показан относительный характер возрастных норм развития психических процессов, их зависимость от деятельности, в которую они включены.



Наши рекомендации