Тема 1. введение в возрастную психологию.

Развитие экспериментальной детской психологии.

В. Вундт(1832-1920)–нем. психолог, философ, физиолог, лингвист. Создатель первой в мире психологической лаборатории.

В к.19-нач. 20в в разных странах создаются лаборатории по изучению проблем детской и педагогической психологии, организуются научные сообщества, н-р, «Объединение по изучению психологии ребенка», появляются специальные журналы («Журнал по исследованию ребенка», 1899г.), а общепсихологические и педагогические журналы начинают обсуждать вопросы развития ребенка и построения системы обучения и воспитания на основе законов детского развития.

А. Бине(1857-1911) – фр. психолог, сыграл большую роль в становлении исследований психического развития ребенка и внедрении эксперимента а детскую и педагогическую психологию. Основатель экспериментальной психологии и психологической лаборатории во Франции. Автор работ по проблемам психологии, патологии сознания, различных процессов памяти, по эмотивным реакциям и чувствам детей, графологии, дефектологии; считается одним из создателей метода тестов в психологии. Вместе с Т. Симоном создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основу которой составил метод тестов. Бине ввел показатель интеллекта – умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Сравнение умственного возраста с хронологическим составляло основу для заключения об уровне умственного развития ребенка. Теоретические и методические представления А. Бине и Т. Симона лежат в основе современной психометрики – практики измерения умственного развития детей. На их основе в психометрию был введен показатель развития интеллекта – коэффициент интеллектуальности (IQ), а также представление о статистической тестовой норме.

С. Холл(1846-1924)–амер. психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской и педагогической психологии. Он является инициатором и организатором изучения ребенка и построения педагогического процесса на психологической основе. Впервые в психологии он стал проводить исследование детей с помощью вопросников (анкет), распространяемых среди учителей, школьников, родителей. Полученные таким способом данные обрабатывались с помощью статистических методов. На их основе строилось целостное представление о психических особенностях детей различных возрастов. В 1893г. С. Холл создал «Национальный союз для исследования детей». С 1891 он издает журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», с 1985г. – «Ежемесячник по изучению детства». Наибольшей популярностью пользовался труд С. Холла «Юность». В ответ на биогенетический закон он сформулировал подобный же закон для послеутробного развития человека: онтогенез (развитие отдельного индивида) есть краткое повторение филогенеза (истории развития всего вида).

Э. Клапаред –(1873-1940) швейц. психолог, проводил научную и организационную работу в области детской психологии. По его предложению при Женевском педагогическом обществе в 1905г. была создана секция по изучению психологии ребенка. Много усилий вложил в дело внедрения психологических исследований в педагогическую практику. Он полагал, что учителю необходимо знание психологии для научно обоснованного построения процессов обучения и воспитания.

В Англии вопросами экспериментального изучения детского развития, психологических основ обучения и воспитания занимался Д. Селли(1843-1923) – англ. психолог, выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при обучении. Большой популярностью пользовался его труд «Очерки по психологии детства» (1898).

Современная зарубежная психология развития.

Вывод: личность есть феномен общественного развития человека, сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущие силы развития человека в формировании его личности

7.В процессе развития человек проходит через возрастные периоды. Каждый из них характеризуется своими психофизиологическими особенностями и определенной продолжительностью, что необходимо знать и учитывать родителям и педагогам при организации учебно-воспитательной работы. Многие психологи занимались вопросом о возрастной периодизации: Блонский. Эльконин, Выготский и др.

Возраст– категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Выделяют хронологический и психологический возраста.

Хронологический возраст – возраст, выражающий длительность существования индивида с момента рождения.

Психологический возраст – определенная, качественно-своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерности формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания, имеющая конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим, может, как опережать, так и несколько отставать от паспортного или физического возрастов.

Возрастная стадия – качественно особый этап психического развития, характеризующийся множеством изменений.

Возрастная периодизация – деление жизненного цикла человека на временные отрезки (периоды), измеряемое в годах.

Единой возрастной периодизации не существует.

С позиции Л.С. Выготского существуют определенные критерии выделения возрастных периодов, такие как новообразования, ведущий вид деятельности, кризисы, социальная ситуация развития.

Новообразования –качественно новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникли на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю или внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Новообразования характеризуют сущность каждого возраста.

Каждый возраст характеризуется своеобразной, специфической для него социальной ситуацией развития, которая определяет те формы и тот путь, идя по которому ребенок приобретает новые качества личности, беря их из среды, где социальное становится индивидуальным. Соц. ситуация развития – это особое сочетание внутреннего процесса развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возраста. к каждому возрасту складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной.

С жизнью ребенка в данной социальной ситуации возникает ведущий вид деятельности – деятельность, определяющая характер психического развития человека на определенном этапе. В нем развиваются новообразования, характерные для данного возраста, которые приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, разрушают ее и строят новую, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для психического развития ребенка в следующем возрастном периоде. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет основное содержание критических периодов.

В возрастных периодах наступают кризисы, когда развитие принимает «бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». На протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год, 2г.) здесь сосредоточены «резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка». Кризис возраста – особые относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характерные резкими психическими изменениями. Могут возникать при переходе от одной возрастной стадии к другой. Кризисов может и не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Существует кризис новорожденного, кризис 1года, 3-х лет, 7-ми лет, подростковый кризис, юношеский кризис.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предлагал рассматривать каждый психологический возраст на основании таких критериев, как социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования развития и кризисы. Эльконин, определяя целостный жизненный путь личности, выделяет 8 стадий:

1. младенческий – 0-1г.

2. раннее детство – 1-3г.

3. детство – 3-6л.

4. школьный – 6-12л.

5. отрочество и юность – 12-20л.

6. ранняя взрослость – от 20до 40-45л.

7. средняя взрослость (зрелость) – от 40-45 до 65л.

8. поздняя зрелость – после 65л.

Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.

Древняя китайская классификация:

Молодость – до 20 лет

Возраст вступления в брак – до 30 лет.

Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет.

Познание собственных заблуждений – до 50 лет.

Последний период творческой жизни – до 60 лет.

Желанный возраст – до 70 лет.

Старость – от 70 лет.

Классификация возрастов жизни по Пифагору (6в. до н.э.):

Период становления – 0-20 лет («весна»).

Молодой человек – 20-40 лет («лето»).

Человек в расцвете сил – 40-60 лет («осень»).

Старый и угасающий человек – 60-80 лет («зима»).

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

План.

1. Предмет возрастной психологии, ее задач, разделы и значение.

2. Связь возрастной психологии с другими науками.

3. Методы возрастной психологии.

4. Краткий исторический очерк развития возрастной психологии.

5. Специфика психического развития. Понятие о развитии. Теории, принципы, подходы к развитию личности:

- Биогенетический принцип;

- Нормативный подход к исследованию детского развития;

- Бихевиоризм (Отождествление научения и развития);

- «Теория 3-х ступеней детского развития»;

- «Теория конвергенции 2-х факторов в объяснении развития ребенка»;

- «Психоаналитическая теория детского развития»: Теория Фрейда, Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона;

- «Теория интеллектуального развития Пиаже»;

- Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

6. Движущие силы и факторы психического развития.

7. Понятие возраста и возрастная периодизация.

Литература:

1. Вікова та педагогічна психологія: Навч. Посіб. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук та ін. – К.: Просвіта, 2001. – 416 с.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 464 с.

4. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 480 с.

Задача студента – овладеть понятийным аппаратом науки, глубокое осознание основных фактов и закономерностей психического развития ребенка – необходимые вещи для формирования психолога – профессионала. Изучение данной темы является важным для усвоения, так как раскрывает основные положения возрастной психологии

1. Возрастная психология как наука возникла в конце 19 века – нач. 20 в.

Значение возрастной психологии: необходима для практики обучения и воспитания, так как важнейшим условием успешного проведения образовательно-воспитательной работы в дошкольных, школьных учреждениях является понимание закономерностей психического развития ребенка, знание способностей детей, их интересов, склонностей. Знания возр. псих-ии помогают устанавливать контакт с детьми, руководить их развитием, помогают предостеречь педагогов, родителей от многих ошибок в воспитании. Знания возр. псих-ии помогут выявить, что лежит в основе особенностей поведения каждого ребенка, подростка и найти средство преодоления трудностей (например, ребенок застенчив, а мы его считаем умственно отсталым). Изучение возр. псих-ии сделает и психолога, и педагога более тонким наблюдателем, готовым не только понять, но и поддержать, и развить лучшие качества ребенка.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой.

Предметом возрастной психологииявляется исследование психических особенностей человека в онтогенезе с момента его рождения до старости, вычленение качественных отличий, свойственных для каждого этапа (т.е. предмет – это возрастная динамика психики человека).

Задачи возрастной психологии:

1. реконструирует историю становления основных подходов, описывающих и объясняющих психическое развитие человека;

2. представляет современное состояние науки о психическом развитии человека;

3. раскрывает систему категорий и понятий, воспроизводящих ход психического развития;

4. обосновывает категорию “возраст” и подход к построению периодизации развития субъективной реальности человека;

5. представляет обобщенную картину развития внутреннего мира человека от рождения до последних дней жизни;

6. рассматривает нормы психического развития на основных этапах развития;

7. демонстрирует сложность и многогранность процесса психического развития, принципиальную незавершенность его познания.

Разделы возрастной психологии:

1. Детская психология: психология младенца, ребенка раннего детства, дошкольника.

2. Психология школьника: младшего школьника, подростка, старшего школьника.

3. Психология взрослого человека (акмеология).

4. Геронтопсихология: психология старости и долгожительства.

2.Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии – акцент на динамике развития.

С общей психологией – в общей псих-ии исследуются психические функции, а в возрастной – прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.

С психологией личности – в псих-ии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возр. псих-я отвечает на вопросы, когда эти новообразования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте.

С социальной психологией – даетвозможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы дет. сада, школы, подростковых компаний. Каждый возраст – это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников.

С педагогической психологией – целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках пед. псих-ии. Возрастная и педагогич. псих-ии как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослых с разных сторон: возрастная – с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя.

С дифференциальной психологией – помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная псих-я. Дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной изучаются возрастные закономерности, общие для всех. Но при этом рассматриваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития, в том числе различные линии развития во взрослых возрастах.

С генетической психологией – термин «генетическая» был введен в психологию во второй половине 19 века, т.е. до того как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин «генетическая психология» относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы: как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль и т.д. Ж. Пиаже создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка.

С анатомией и физиологией – возрастная псих-я постоянно использует достижения анатомии и физиологии, особенно данные о развитии н.с. и в.н.д. ребенка. Нормальное созревание и функционирование н.с. составляет важнейшее условие психического развития. Без совершенствования работы мозга, являющегося органом психики, психическое развитие оказалось бы вообще невозможным. Психологу необходимо знать, как происходит такое совершенствование.

Знания в области возрастной психологии входят в состав научных основ педагогики. Основная задача педагогики – обеспечить всестороннее развитие детей, подготовить их к жизни в обществе. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо знать общие закономерности развития, влияние которых оказывают на него разные условия, применяемые педагогом средства и методы воспитания. Иначе педагогике придется действовать вслепую, постоянно нащупывая наиболее эффективные методы воздействия на ребенка.

3.Общее знакомство с методами психологии осуществлялось в курсе «Общая психология». В большей степени мы остановимся на методах исследования, которые используются в возрастной психологии, обратив внимание на специфику их использования в работе с детьми. Основу любой науки составляет выяснение фактов, т.е. методы.

Методы возрастной психологии –это способы выяснения фактов, характеризующих психическое развитие ребенка. Методы каждой науки зависят от ее предмета, от того, что она изучает. Какими же методами исследуется возрастное развитие?

В психологии выделяют 4 группы методов. К 1 группе методов - организационнымотносят сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

1. Сравнительный – широко используется в общей психологии (сопоставление разных групп исследуемых), в социальной (сопоставление разных типов малых групп), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми). В возрастной – сравнительный метод подключается, когда делаются несколько срезов. Метод срезов – используется в достаточно больших группах, с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например, уровень интеллектуального развития. В результате получают данные, характерные для этой группы – детей одного возраста, обучающихся по одной программе. После нескольких срезов подключается сравнительный метод.

Сравнительный метод – данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития наблюдаются и чем они обусловлены, т.е. определяется динамика психического явления, которое изучается (например, сравнивая особенности мышления дошкольного, младшего и подросткового возрастов определяется зависимость развития интеллекта от типа обучения или дети одного возраста, а обучаются по разным программам. Определяем эффективность обучения, делаем выводы, что дети. Обучающиеся по определенным программам, быстрее развиваются интеллектуально, то есть обучение носит развивающий характер.)

2. Лонгитюдный метод («продольные исследования») – он предусматривает многоразовое обследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени (иногда десятки лет). Такого типа исследования позволяют выявить более тонкие тенденции развития (н-р, фр. психолог Р. Зазо на протяжении многих лет исследовал одни и те же пары однояйцовых близнецов, что позволило пояснить формирование личностных отличий между ними воздействием социальной среды). Метод срезов и лонгитюдный метод, и другие дают возможность организовать психологическое исследование в целом.

3. Комплексный – в современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых берут участие представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения масштабных заданий. При комплексном исследовании одного объекта имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психологического, социального развития личности).

Ко 2 группе методов (самой широкой) относятся эмпирические методы получения научных данных:

- Метод наблюдения и самонаблюдения;

Метод наблюдения – это целенаправленное, планомерное изучение внешних проявлений психологических явлений, сочетается с экспериментом. Необходимо уметь поставить цель, составить план, схему, выделить объекты, наметить признаки, на которые необходимо обратить внимание, распределить наблюдение по времени. Необходимо фиксировать данные. Наблюдения должны носить систематичный характер. Они занимает много времени.

Самонаблюдение – это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями (один из вспомогательных методов психологии).

- Экспериментальные методы;

Эксперимент – это организованное исследователем взаимодействие между исследуемым и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия, переменных, от которых оно зависит. Это изучение психического явления, условия выявления и развития которого создаются специально, искусственно.

Эксперимент делится на: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий (т.е. в самом исследовании сочетаются разные виды эксперимента).

Констатирующий эксперимент – получение системы фактов; определяется уровень и особенности развития, присущие испытуемому в настоящее время (т.е. на данном этапе эксперимента осуществляется фиксирование у испытуемых уровня развития психических процессов или качества, которые сложились в обычных условиях).

Формирующий эксперимент – организованное контролируемое воздействие на систему фактов, предусматривает целенаправленное действие на ребенка с целью формирования у него определенных качеств. Благодаря созданию специальных условий в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции.

Контрольный эксперимент – фиксация изменений в системе изучаемых фактов, т.е., какие изменения произошли в результате формирующего эксперимента.

- Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, проективные методики);

Тесты – короткие экспериментальные приемы, которые используются для выявления уровня психического развития личности (с их помощью можно определить норму психического развития).

Анкеты – метод сбора статистического материала путем прямого письменного опроса испытуемых (которым предлагается ответить на ряд вопросов).

Социометрия – метод изучения связей и отношений детей в группе, положение, которое занимает ребенок в группе сверстников.

Интервью – способ получения информации с помощью устного опроса.

Беседа – дает ценный материал для познания детей. Позволяет изучать интересы, потребности, мотивы поведения, знания, представления, отношения об окружающей действительности. Успешность беседы зависит от меры ее подготовленности (наличие четкого плана, использование возрастных и индивидуальных особенностей ученика и т.д.) и от откровенности ответов.

Проективные методы – основаны на принципе проекции – перенесения на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств.

- Анализ продуктов деятельности (рисунки, сказки, поделки, сочинения, ученические тетради, т.д.);

Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись, т.д.) продуктов деятельности.

- Биографический метод (анализ событий жизненного пути человека, документации, т.д.); зная основные периоды жизни ребенка, можно понять, в результате каких обстоятельств сформировались те или иные черты характера.

Третью группу составляют методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание) анализы.

Четвертая группа – интерпретационные методы.К ним относятся генетический и структурный методы.

Генетический метод – позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод – устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Вывод: психологу необходимо овладеть навыками сбора, регистрации, обработки полученных диагностических данных.

4.Интерес к возрастной психологии (в частности к детской психологии) объясняется подъемом экономической жизни общества и потребностью в новых формах образования.

Возрастная психология возникла в середине 19 в. Интерес – распространение в 19 в. диалектических идей в философии (Гегель), развитие естествознания (Ч. Дарвин), изучение деятельности мозга и органов чувств (И. Сеченов, Г. Гельмгольц, др.). Благодаря им, широкое распространение получил принцип развития.

Ч. Дарвин – с его именем связан биолого-эволюционистский подход в детской психологии. Установленные Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. По Дарвину основными движущими силами эволюции органического мира является борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности.

В. Прейер(1841-1897)–нем. физиолог и психолог, вел в детскую психологию метод многолетнего изучения ребенка посредством строго объективного наблюдения. В 1881г. Он опубликовал книгу “Душа ребенка”, представляющую собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка. После В. Прейера становится популярной тщательная и систематическая запись наблюдений за процессом возникновения и развития двигательных , эмоциональных и речевых реакций ребенка.

Наши рекомендации