Раздел 1. Общие основы психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДИСЦИПЛИНА Психология

профессиональный учебный цикл

гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Туймазы, 2016 г.

Составитель: Кузьмина Марина Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ ТПК

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж по специальности СПО 050000 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя цель работы, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО 3+, задания для самостоятельной работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе, глоссарий по видам самостоятельных работ.

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические рекомендации по дисциплине «Психология» для выполнения самостоятельной работы созданы Вам в помощь для подготовки к занятиям, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, Вы должны внимательно прочитать цель работы, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3+, задания для самостоятельной работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Наличие положительной оценки по самостоятельным работамнеобходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельнуюработуВы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание!Если в процессе выполнения самостоятельной работыили при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Раздел 1. Общие основы психологии

Тема 1.1. Психология как наука

Название самостоятельной работы: «Предмет психологии, ее задачи. Методы психологического познания» (1 ч)

Учебная цель:закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, совершенствование приемов обобщенного мышления

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+

Студент должен

уметь: применять знания психологии при решении педагогических задач; знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

Задания для самостоятельной работы:

Задание № 1. Составление библиографии современной литературы по общей психологии (1ч.)

Задание №2.Составить терминологический тезаурус методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, метод тестов (1ч)

Методические указания:

1.Выписать в библиотеке список имеющейся литературы по общей психологии за последние 10 лет.

2. Выделить и записать определения методов исследования в психологии, знать область их применения.

Форма контроляпроверка тетрадей.

Литература

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. – М., 1999.

2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. – М., 2001 4.Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1994. 1.

5Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб., 2004.

6.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

9. Сосновский Б.А. Психология. Учебник для вузов. М.Изд. «Юрайт», 2010.

Раздел 1. Общие основы психологии

Литература

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. – М., 2013.

2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. – М., 2001 5.Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1994.

6.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

Литература

1.Андреев О.А, Хромов Л.Н.Техника тренировки памяти.Екатеринбург,1992.

2.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. – М., 1999.

3.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. – М., 2001

5.Лапп Д.Улучшаем память в любом возрасте.М.,1993.

6.Лезер Ф.Тренировка памяти М.,1990.

7.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб., 2004.

8.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

10.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

11. Сосновский Б.А. Психология. Учебник для вузов. М.Изд. «Юрайт», 2010.

Литература

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. – М., 1999.

2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. – М., 200 5.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб., 2004.

6.Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1994.

7.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

8.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

9.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

10. Сосновский Б.А. Психология. Учебник для вузов. М.Изд. «Юрайт», 2010.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Формирование одаренности// Вопросы психологии, 1993, №1, с.46-54.

2.Бодалев А.А. Об изучении характера человека//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. №1, с.41-52.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1997.

4.Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/ Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999.

5.Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

6. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М.,1981.

Тема 3.5. Эмоции и воля

Название самостоятельной работы: «Эмоционально-волевая организация деятельности личности» (2ч)

Учебная цель:закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие творческой активности студентов, представления о возможностях управлять эмоциональными состояниями.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+

Студент должен

уметь: выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников;

знать: основы психологии личности;

- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности

Задания для самостоятельной работы:

Задание:

1. Подобрать упражнения для управления эмоциональными состояниями (1ч).

2.Творческая работа по теме: « Значение воли в жизни выдающихся людей» или «Тренировка и развитие способности к волевому поведению» по выбору (1ч)

Методические указания:

1. Определите роль эмоций в регуляции деятельности. В интернете подберите упражнения для управления эмоциональными состояниями.

2.Выполните творческую работу по теме: « Значение воли в жизни выдающихся людей» или «Тренировка и развитие способности к волевому поведению» литература по своему усмотрению

Форма контроляпроверка в тетрадях подборки упражнений, устное выступление

Литература

1.Изард К. Психология эмоций. М., 2007

2.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб., 2004.

3.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.

4.Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

6.Фрейд 3. Введение в психоанализ. - Лекции. М., 1989.

7. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. –М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А. Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. –М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010

Литература

1.Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр.соч.-М., 1984.-Т.4

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.,199

3.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном

возрасте // Избранные психологические исследования.-М.,1956.

4.Леонтьев А.А. Выготский Л.С.-М.,1990

5.Хрестоматия по детской психологии /Под ред.Г.В.Бурменской.-М.,1996.

 

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. –М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. –М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. –М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. –М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010

Литература

1. Волкова А.И. Психология общения. Изд. «Феникс»,2006. Серия: среднее профессиональное образование.

2.Ефимова Н.С. Социальная психология. Изд. «Инфра-М» Форум 2010 Серия: среднее профессиональное образование.

3. Сухов А.Н. Социальная психология. Изд. «Академия» 2009.Серия: среднее профессиональное образование.

4. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология .Серия: Высшее образование. Изд. «Форум», 2010.

5. Кузнецов И.Н. Этикет невербального общения // ELITARIUM.RU: Новости Центра дистанционного образования. URL: http://www.elitarium.ru/2004/03/25/page,2,jetiket_neverbalnogo_obshhenija.html

6. Социальная психология Изд. «Феникс», 2009 Серия: Среднее профессиональное образование.

Литература

1.Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.М., 2006.

1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д., 2010.

3. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии / Под ред. У.В.Ульянковой М., 2007

Литература

1.Ананьев Б.Г. Формирование одаренности// Вопросы психологии, 1993, №1, с.46-54.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1997.

3.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. -М.,

2005.

4.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2005

5.Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/ Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999.

6.Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. 1981

7.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

8. Орлов А.Б. Склонность и профессия.

ГЛОССАРИЙ

Методические указания по самостоятельной работы по курсу

1. Приступая к изучению темы, познакомьтесь с ее наименованием и содержанием по программе курса.

2. По плану занятия к данной теме познакомьтесь с целями изучения, списком литературы, с заданиями на самостоятельную работу и вопросами для обсуждения.

3. Основу самостоятельной работы составляет работа с учебной и справочной литературой. Каждая тема предполагает инициативу в подборе литературы, постоянное пополнение списка (картотеки) изученной литературы. Изучение темы начните с психологического словаря, раскрывающего содержание основных понятий, далее переходите к работе с учебниками и монографиями. Работая с учебниками, анализируйте авторский текст, выделяя главное, основное. Следует учитывать, что ни один учебник не содержит абсолютно полного изложения проблем, поэтому ориентируйтесь на несколько учебников.

4. Изучение каждой темы предполагает обращение к монографиям (авторским работам). Список вы найдете в пособии, а также после соответствующей главы учебника. Работая с литературой, необходимо научиться быстро прочитывать содержание, выделяя главные мысли и удачные примеры.

5. Работу над темой рекомендуется отражать в рабочей тетради или специальной папке. Рекомендуем иметь по каждой теме: подборку основных понятий темы, карту - информатор по теме (краткое на один лист схематичное изложение темы), выписки, конспекты.

6. В заключение работы необходимо ответить на контрольные вопросы по теме, а также самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.

8. Помните, что знания, получаемые при изучении курса “Психология”, не самоцель. Это инструмент анализа и оценки психических явлений. Старайтесь находить прикладные аспекты применения ваших знаний, учитесь с их помощью объяснять различные жизненные явления и факты.

Рекомендации по конспектированию текста

1) Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

2) Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;

3) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

4) В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;

5) Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

6) Располагайте абзацы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

Рекомендации по самоорганизации внимания при усвоении материала

1. Заранее планируйте время самостоятельной учебной работы, исключите на это время всё, что могло бы вас отвлечь.

2. Заранее организуйте свое рабочее место.

3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя не думать о том, что занимало вас перед учебной работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.

4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы в знаниях, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.

5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает лучшее сосредоточение внимания.

6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность его восприятия и препятствовать непроизвольному переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

7. Необходимо чередовать чтение обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.

8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.

9. Если вы обнаружили, что «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.

10. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями.

Рекомендации по эффективному запоминанию материала

1. Дозируйте материал по объёму. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать связи между отдельными блоками информации.

2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

3. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.

4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.

5. Используйте мнемотехнические приёмы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.

6. Старайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.

8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и прочнее, чем эмоционально нейтральный.

Кузьмина Марина Евгеньевна

Преподаватель Психологии

ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДИСЦИПЛИНА Психология

профессиональный учебный цикл

гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДИСЦИПЛИНА Психология

профессиональный учебный цикл

гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Туймазы, 2016 г.

Составитель: Кузьмина Марина Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ ТПК

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж по специальности СПО 050000 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя цель работы, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО 3+, задания для самостоятельной работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе, глоссарий по видам самостоятельных работ.

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические рекомендации по дисциплине «Психология» для выполнения самостоятельной работы созданы Вам в помощь для подготовки к занятиям, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, Вы должны внимательно прочитать цель работы, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3+, задания для самостоятельной работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Наличие положительной оценки по самостоятельным работамнеобходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельнуюработуВы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание!Если в процессе выполнения самостоятельной работыили при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Раздел 1. Общие основы психологии

Наши рекомендации