Структура власти в малой группе

(Лидерство и руководство)

План

  1. Лидерство и руководство: единство и различие.
  2. Автори­тет.
  3. Теории лидерства.
  4. Стили лидерства.
  5. Управ­ленческие функции.
  6. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы по теме

  1. В чем заключается социально-психологический смысл власти на различ­ных уровнях существования общества - от малых групп до больших социаль­ных групп?
  2. Каковы основные различия между лидерством и руководством?
  3. Почему стили лидерства и руководства идентичны?
  4. От чего зависит изменение стиля лидерства?
  5. Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа кон­кретной управленческой деятельности?
  6. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы на­звать харизматическими личностями? Почему?
  7. Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с ис­пользованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
  8. Какие индивидуальные факторы эффективного управления группой вы могли бы назвать в дополнение к тем, что представлены в главе?

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать из словаря: лидерство, авторитет, харизма, управление, руководство.
  2. Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный фе­номены.
  3. Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществ­ления управления группами в зависимости от разных стилей: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический cтиль); «недирективной» модели (попустительский стиль)
  4. Подготовьте развернутую характеристику руководителя (реального, во­ображаемого или с использованием художественного образа), учитывая раз­личные критерии.

Практическое занятие 17.

Психология больших социальных групп

План

1. Содержание и структура психологии большой социальной группы

  1. Особенности психологии социальных классов.
  2. Общая характеристика и типы стихийных групп.
  3. Психологические особенности этнических групп, религиозных групп, политических групп.
  4. Социально-психологические особенности полов.
  5. Роль средств массовой информации и коммуникации.
  6. Психологическое воздействие и руководство большими общностями.

Литература



  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие этапы можно выделить в историческом развитии устойчивых больших социальных групп?

  1. Какими факторами определяется уровень развития психологии больших социальных групп?
  2. Каковы способы воздействия, реализуемые в стихийных группах?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из словаря: социальный кластер, общность, СМИ, народ, этнос, нация.

2. Проанализируйте понятия «толпа», «масса», «аудитория», «публика».

Практическое занятие 18.

Межгрупповые отношения

(проблема разви­тия социальной группы)

План

  1. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношени­ях.
  2. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
  3. Доминирование малой социальной груп­пы.
  4. Интегративные межгрупповые феномены.
  5. Отно­шения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы по теме



  1. Какая взаимосвязь существует между макро-, мезо- и микроуровнями межгрупповых отношений в обществе?
  2. В чем заключается социальный смысл тенденции интеграции и дифферен­циации при взаимодействии группы с другими субъектами?
  3. Что такое «социальная стратификация общества»? Может ли существо­вать общество без социальной стратификации? Почему?
  4. Каковы критерии деления общества на страты? Почему именно средний класс определяет стабилизацию общественных отношений? Какие социально-психологические причины могут способство­вать «вымыванию» среднего класса в другие социальные слои?
  5. Почему маргинальное состояние социальной группы и человека определя­ет их активность как субъектов взаимодействия?
  6. Какой уровень общественных отношений затронули данные исследования?
  7. Какие ведущие стратегии взаимодействия существуют между малыми группами?
  8. Каким образом внешние отношения группы могут влиять на ее внутренние отношения?

Задания для самостоятельной работы

1. Используя моделирование, попробуйте графически изобразить социальную стратификацию общества: а) в стабильном состоянии; б) в состоянии дестабилизации. Дайте пояснения к своей модели. Подумайте, как должны меняться социально-психологические отношения между стратами в первом и во втором случае.

2. Используя различные источники, подготовьте доклад «Межэтническое взаимодействие и социальные стереотипы восприятия на­ционального характера».

3. Охарактеризуйте межгрупповые отношения с точ­ки зрения уровня (макро-, мезо-, микро-) их социальной реализации.

4. Используя различные источники, подготовьте самостоятельно вопрос «Межэтническое взаимодействие и социальные стереотипы восприятия на­ционального характера».

Наши рекомендации