Структура власти в малой группе
(Лидерство и руководство)
План
- Лидерство и руководство: единство и различие.
- Авторитет.
- Теории лидерства.
- Стили лидерства.
- Управленческие функции.
- Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы по теме
- В чем заключается социально-психологический смысл власти на различных уровнях существования общества - от малых групп до больших социальных групп?
- Каковы основные различия между лидерством и руководством?
- Почему стили лидерства и руководства идентичны?
- От чего зависит изменение стиля лидерства?
- Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа конкретной управленческой деятельности?
- Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы назвать харизматическими личностями? Почему?
- Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с использованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
- Какие индивидуальные факторы эффективного управления группой вы могли бы назвать в дополнение к тем, что представлены в главе?
Задания для самостоятельной работы
- Выписать из словаря: лидерство, авторитет, харизма, управление, руководство.
- Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
- Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществления управления группами в зависимости от разных стилей: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический cтиль); «недирективной» модели (попустительский стиль)
- Подготовьте развернутую характеристику руководителя (реального, воображаемого или с использованием художественного образа), учитывая различные критерии.
Практическое занятие 17.
Психология больших социальных групп
План
1. Содержание и структура психологии большой социальной группы
- Особенности психологии социальных классов.
- Общая характеристика и типы стихийных групп.
- Психологические особенности этнических групп, религиозных групп, политических групп.
- Социально-психологические особенности полов.
- Роль средств массовой информации и коммуникации.
- Психологическое воздействие и руководство большими общностями.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Какие этапы можно выделить в историческом развитии устойчивых больших социальных групп?
- Какими факторами определяется уровень развития психологии больших социальных групп?
- Каковы способы воздействия, реализуемые в стихийных группах?
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите из словаря: социальный кластер, общность, СМИ, народ, этнос, нация.
2. Проанализируйте понятия «толпа», «масса», «аудитория», «публика».
Практическое занятие 18.
Межгрупповые отношения
(проблема развития социальной группы)
План
- Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.
- Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
- Доминирование малой социальной группы.
- Интегративные межгрупповые феномены.
- Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы по теме
- Какая взаимосвязь существует между макро-, мезо- и микроуровнями межгрупповых отношений в обществе?
- В чем заключается социальный смысл тенденции интеграции и дифференциации при взаимодействии группы с другими субъектами?
- Что такое «социальная стратификация общества»? Может ли существовать общество без социальной стратификации? Почему?
- Каковы критерии деления общества на страты? Почему именно средний класс определяет стабилизацию общественных отношений? Какие социально-психологические причины могут способствовать «вымыванию» среднего класса в другие социальные слои?
- Почему маргинальное состояние социальной группы и человека определяет их активность как субъектов взаимодействия?
- Какой уровень общественных отношений затронули данные исследования?
- Какие ведущие стратегии взаимодействия существуют между малыми группами?
- Каким образом внешние отношения группы могут влиять на ее внутренние отношения?
Задания для самостоятельной работы
1. Используя моделирование, попробуйте графически изобразить социальную стратификацию общества: а) в стабильном состоянии; б) в состоянии дестабилизации. Дайте пояснения к своей модели. Подумайте, как должны меняться социально-психологические отношения между стратами в первом и во втором случае.
2. Используя различные источники, подготовьте доклад «Межэтническое взаимодействие и социальные стереотипы восприятия национального характера».
3. Охарактеризуйте межгрупповые отношения с точки зрения уровня (макро-, мезо-, микро-) их социальной реализации.
4. Используя различные источники, подготовьте самостоятельно вопрос «Межэтническое взаимодействие и социальные стереотипы восприятия национального характера».