По модулю i «общая психология»
1. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:
А) деятельности
Б) бессознательного
В) подкрепления
Г) интроспекции
2. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:
А) единства психики и деятельности
Б) единства содержания и формы
В) единства и борьбы противоположностей
Г) всесторонности
3. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:
А) единства психики и деятельности
Б) деятельностного опосредования межличностных отношений
В) единства строения внутренней и внешней деятельности
Г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека
4. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:
А) С.Л. Рубинштейн
Б) А.Н. Леонтьев
В) Г.А. Ковалев
Г) Л.С. Выготский
5. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме используется принцип:
А) детерминизма
Б) развития
В) активности
Г) системности
6. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:
А) Л.С.Выготский
Б) А.Н.Леонтьев
В) А.Р. Лурия
Г) П.Я.Гальперин
7. Развитие организма человека называется:
А) онтогенезом
Б) филогенезом
В) социогенезом
Г) антропогенезом
8. Развитие человека как вида называется:
А) онтогенезом
Б) филогенезом
В) социогенезом
Г) антропогенезом
9. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:
А) Л.С. Выготским
Б) Д.Б. Элькониным
В) А.Н. Леонтьевым
Г) С.Л. Рубинштейном
10. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:
А) волей
Б) рефлексом
В) сознанием
Г) эмоциями
11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:
А) конкретностью
Б) предметностью
В) всегда высокой степенью (уровнем) ясности
Г) объективностью
12. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:
А) самооценкой
Б) самопрезентацией
В) самовосприятием
Г) самоощущением
13. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:
А) анализатором
Б) рецептором
В) проводящими нервными путями
Г) рецепцией
14. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:
А) нижний абсолютный
Б) дифференциальный
В) временный
Г) верхний абсолютный
15. Восприятие часто принято называть:
А) осязанием
Б) апперцепцией
В) перцепцией
Г) наблюдательностью
16. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, - это:
А) апперцепция
Б) иллюзии
В) наблюдательность
Г) осязание
17. Высшим видом памяти считается память:
А) двигательная
Б) образная
В) эмоциональная
Г) вербальная
18. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:
А) объем
Б) концентрация
В) распределение
Г) переключение
19. Теоретическое и практическое мышление различают:
А) по типу решаемых задач
Б) по характеру обобщений
В) по активности субъекта
Г) по ведущему анализатору
20. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
А) восприятием
Б) мышлением
В) воображением
Г) вниманием
Тестовые задания по модулю II «Социальная психология»
1. Объектом исследований в социальной психологии выступает:
А) личность, социальная группа (от диады до нации и массового общественного движения), их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового восприятия
Б) психологические методы, используемые в социологических исследованиях
В) социологические методы, применяемые в психологических исследованиях
Г) развивающийся человек
2. Разделом социальной психологии не является:
А) психология личности
Б) психология группы
В) психология управления
Г) психология массовидный явлений психики
3. Отраслью социальной психологии не является:
А) экономическая психология
Б) политическая психология
В) этническая психология
Г) индустриальная психология
4. Зарубежная социальная психология как самостоятельная наука сформировалась:
А) в начале Х1Х в.
Б) на рубеже Х1Х- ХХ в.в.
В) в середине ХХ в.
Г) в конце ХХ в.
5. Источником социальной психологии (по Г.М.Андреевой) не является:
А) теория психологии народов
Б) теория психологии масс
В) теория психологии народов и масс
Г) теория социальных инстинктов
6. Не является методом социальной психологии:
А) наблюдение
Б) социометрия
В) «фотография» рабочего дня
Г) референтометрия
7. Эффект межличностного восприятия, характеризующийся склонностью людей доверять информации, представленной им в научном, магическом или ритуальном контексте - это:
А) эффект ореола
Б) эффект установки
В) эффект Барнума
Г) эффект проекции
8. Тип взаимодействия, характеризующийся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми - это:
А) кооперация
Б) конкуренция
В) скрытое
Г) пересекающееся
9. К механизмам социальной перцепции не относится:
А) заражение
Б) идентификация
В) аттракция
Г) атрибуция
10. Один из механизмов социальной перцепции, с помощью которого осуществляется познание личностью или группой других людей через сравнение или сопоставление внутренних состояний или положений партнера по общению со своими психическими или другими характеристиками или через осознанное или бессознательное уподобление себя другому человеку или его себе - это:
А) атрибуция
Б) идентификация
В) эмпатия
Г) рефлексия
11. Механизм познания другого человека, основанный на формировании устойчивого положительного отношения к нему - это:
А) эмпатия
Б) рефлексия
В) аттракция
Г) стереотипия
12. Социально-психологическое воздействие на поведение и процесс формирования мировоззрения других людей через неосознаваемое спонтанное включение личности в определенное эмоциональное состояние - это:
А) убеждение
Б) заражение
В) подражание
Г) мода
13. Способ социально-психологического воздействия (словесного или образного), предполагающий наличие у человека психологической готовности к принятию данного воздействия, вызывающий некритическое восприятие и (или) усвоение какой-либо информации - это:
А) убеждение
Б) заражение
В) подражание
Г) внушение
14. Эффект межгруппового восприятия, заключающийся в отрицательной оценке членов чужой группы и их результатов деятельности – это:
А) эффект последовательности
Б) эффект фаворитизма
В) эффект дискриминации
Г) эффект гомогенности аутгруппы
15. К коммуникативным барьерам непонимания других людей или групп не относится:
А) логический барьер
Б) фонетический барьер
В) семантический барьер
Г) недоверие к другим
16. Стиль межличностного общения, целью которого является подкрепление связи с собственной группой, своих установок и ценностей, повышение самооценки и самоуважения - это:
А) ритуальный стиль
Б) конформистский стиль
В) альтруистический стиль
Г) манипулятивный стиль
17. Не является способом коммуникативного влияния:
А) убеждение
Б) заражение
В) идентификация
Г) внушение
18. Группа, которая имеет официально заданную извне структуру - это:
А) условная
Б) реальная
В) формальная
Г) неформальная
19. В структуру малой группы не входит:
А) коммуникативная
Б) структура власти
В) социометрическая
Г) аутосоциометрическая
20. Метод социальной психологии, направленный на осознание членом группы своего места в системе межгрупповых отношений - это:
А) экспертных оценок
Б) беседа
В) опрос
Г) аутосоциометрия
Тестовые задания по модулю III «Возрастная психология»
1. «Периодом бурь и страстей» Ж.-Ж.Руссо называл возрастной период:
1) от рождения до 2 лет
2) от 2 лет до 12 лет
3) от 12 до 15 лет
4) от 15 лет до совершеннолетия
2. В XX веке разработал «Культурно-историческую теорию развития высших психических функций человека»:
1) Л.С. Выготский
2) Д.Б. Эльконин
3) П.Я. Гальперин
4) А.Н. Леонтьев
3. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации, - это:
1) этап
2) кризис
3) психологический возраст
4) хронологический возраст
4. Организационный метод возрастной психологии, позволяющий непрерывно и длительно прослеживать ход индивидуального психического развития человека, - это:
1) контент-анализ
2) наблюдение
3) социометрия
4) лонгитюд
5. Возрастная психология как наука возникла:
1) в конце ХIХ в.
2) в середине ХIХ в.
3) в начале ХХ в.
4) в начале ХIХ в.
6. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой:
1) формируются личностные и психические новообразования возраста
2) ребенок получает удовольствие
3) ребенок проводит свое свободное время
4) происходит освоение социального опыта
7. Теоретический подход, рассматривающий развитие человека как созревание, развертывание наследственных данных, - это:
1) социогенетический подход
2) теория конвергенции двух факторов
3) биогенетический подход
4) теория рекапитуляции
8. Отечественная возрастная психология в качестве движущей силы психического развития рассматривает:
1) социальные условия
2) игровую деятельность
3) мотивацию
4) противоречия
9. Степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности называются … психического развития.
1) уровнями
2) движущими силами
3) факторами
4) предпосылками
10. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми, - это:
1) центральное новообразование возраста
Уровень развития общения
Ведущая деятельность
4) социальная ситуация развития
11. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека, называются:
1) возрастные кризисы
2) возрастные особенности
3) индивидуальные этапы развития
4) индивидуальные кризисы
12. Качественные преобразования личности и психики, возникающие в конце каждого возрастного этапа, - это:
1) идентификация
2) рефлексия
3) возрастные новообразования
4) социальная адаптация
13. Такие симптомы как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм являются показателями кризиса:
1) новорожденности
2) 3 лет
3) 1 года
4) 7 лет
14. Такие психологические реакции как эмансипация, «отрицательная имитация», группирование, увлечения (хобби-реакция) возникают в ... возрасте.
1) дошкольном
2) младшем школьном
3) подростковом
4) юношеском
15. Чувство взрослости является психологическим новообразованием ... возраста.
1) дошкольного
2) младшего школьного
3) раннего юношеского
4) подросткового
16. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:
1) младенчества
2) раннего детства
3) дошкольного возраста
4) новорожденности
17. Личностным новообразованием периода раннего детства является:
1) чувство взрослости
2) произвольность познавательных процессов
3) гордость за собственные достижения
4) иерархия мотивов
18. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:
1) игровая деятельность
2) предметная деятельность
3) непосредственно-эмоциональное общение
4) общение со сверстником
19. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие «дефицита» общения, лишения внимания, любви и заботы, - это:
1) девиация
2) госпитализм
3) ассимиляция
4) абулия
20. Речь, предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями:
1) младенчества
2) младшего дошкольного возраста
3) раннего детства
4) старшего дошкольного возраста
21. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в ... возрасте.
1) дошкольном
2) подростковом
3) раннем юношеском
4) младшем школьном
22. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:
1) самостоятельность в умственной деятельности
Произвольность поведения
3) желание быть школьником
4) умение строить свои взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов
23. Компонентом психологической готовности ребенка к школе является ... готовность.
1) позиционная
2) ситуационная
3) личностная
4) школьная
24. Сформированность познавательных процессов относится к ... компоненту психологической готовности к школе.
1) личностному
2) интеллектуальному
3) эмоционально-волевому
4) коммуникативному
25. Сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками относится к ... компоненту психологической готовности к школе.
1) коммуникативному
2) личностному
3) эмоционально-волевому
4) интеллектуальному
26. По периодизации Д.Б.Эльконина, интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности в ... возрасте.
1) подростковом
2) дошкольном
3) младшем школьном
4) раннем юношеском
27. Познавательные процессы подростка преимущественно развиваются в:
1) общении с взрослым
2) трудовой деятельности
3) учебной деятельности
4) общении со сверстником
28. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием в ... возрасте.
1) раннем юношеском
2) дошкольном
3) подростковом
4) младшем школьном
29. Субъективное переживание подростка, желающего считаться полноправным членом общества, выражающееся в стремлении к самостоятельности, в отстаивании собственной точки зрения, называется:
1) потребность в достижении
2) чувство взрослости
3) потребность в признании
4) чувство отчужденности
30. Складывающаяся у старшеклассников система взглядов на объективный мир и место человека в нем называется:
1) экспектации
2) просоциальное поведение
3) чувство взрослости
4) мировоззрение
31. Традиционно, для обозначения пожилого возраста выделяют следующие границы:
1) 50-60 лет
2) 60-75 лет
3) 75-90 лет
4) более 90 лет
32. Возрастные границы кризиса средних лет:
1) 25+3
2) 30+2
3) 40+3
4) 55+3
33. Обострение противостояния инволюционных и эволюционных процессов характерно для ... возраста.
1) подросткового
2) юношеского
3) зрелого
4) старческого
34. Кризис, способствующий развитию самопознания и самоактуализации, характерен для ... возраста.
1) зрелого
2) юношеского
3) подросткового
4) старческого
35. Активность и направленность личности в сочетании с развитым самосознанием в структуре «Я-концепции» являются важнейшими характеристиками ... личности.
1) незрелой
2) сформированной
3) зрелой
4) деформированной
Модуль IV «Педагогическая психология»
1. Термин «педагогическая психология» ввел в научный оборот:
1) К.Д. Ушинский
2) Л.С. Выготский
3) П.Ф. Каптерев
4) П.П. Блонский
2. Основоположником русской педагогической психологии является:
1) К.Д. Ушинский
2) Л.С. Выготский
3) П.Ф. Каптерев
4) П.П. Блонский
3. Автором высказывания: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде его узнать во всех отношениях» - является:
1) П.Ф. Лесгафт
2) Н.И. Пирогов
3) Л.Н. Толстой
4) К.Д. Ушинский
4. Метод педагогической психологии, направленный на изучение изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого, – это:
1) пилотажный эксперимент
2) формирующий эксперимент
3) констатирующий эксперимент
4) включенное наблюдение
5. Педагогическая психология как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась в:
1) конце XVIII в.
2) начале XIX в.
3) в середине XIX в.
4) в начале XX в.
6. Собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, получение знаний, умений и навыков, называются:
1) обучение
2) учебная деятельность
3) образование
4) учение
7. Совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний, называется (по А.К. Марковой):
1) учебная деятельность
2) обучение
3) учение
4) образование
8. Один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение знаний в процессе решения теоретических задач, называется:
1) обучение
2) учение
3) учебная деятельность
4) образование
9. Способность человека к освоению культурно-исторического опыта называется:
1) обученность
2) воспитуемость
3) развиваемость
4) обучаемость
10. Очень быстрое, практически автоматическое обучение с использованием генетически заложенных, т.е. готовых с рождения форм поведения, называется:
1) импринтинг
2) оперантное научение
3) инсайт
4) викарное научение
11. Направление психологии, признающее внешнее воздействие на поведение личности основным воспитывающим фактором:
1) бихевиоризм
2) психоанализ
3) когнитивизм
4) гештальтпсихология
12. С позиции деятельностного подхода, воспитательное влияние должно быть направлено, прежде всего, на ... сферу личности.
1) волевую
2) эмоциональную
3) мотивационно-потребностную
4) познавательную
13. Представители гуманистической психологии считали, что воспитательное воздействие следует осуществлять, целенаправленно влияя на … воспитанника.
1) поведение
2) сознание
3) систему мотивов
4) среду, окружающую
14. Основоположником теории коллективного воспитания считается:
1) А.С. Макаренко
2) К.Д. Ушинский
3) Л.С. Выготский
4) А.В. Сухомлинский
15. Для ребенка педагог становится наиболее значимой фигурой в ... возрасте.
1) дошкольном
2) подростковом
3) младшем школьном
4) юношеском
16. По мнению Н.Ф. Талызиной, способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность составляют суть ... способностей.
1) дидактических
2) академических
3) организаторских
4) перцептивных
17. Профессиональные изменения личности педагога считаются негативными деформациями в том случае, если эти изменения:
1) затрудняют деловое и личностное взаимодействие
2) проявляются в процессе организации учебной работы
3) осуждаются другими людьми
4) заставляют уделять работе много времени и внимания
18. Предрасположенность человека к воспитательным воздействиям обозначается термином:
1) личностный рост
2) воспитуемость
3) воспитанность
4) самовоспитание
19. Способ психологического воздействия, обращенный к сознанию и логике воспитанника, - это:
1) внушение
2) эмоциональное заражение
3) убеждение
4) подражание
20. В структуру педагогической деятельности включены следующие компоненты:
1) конструктивный, коммуникативный, организаторский
2) мотивационный, личностный, физический
3) интеллектуальный, эмоциональный, социальный
4) перцептивный, интерактивный, коммуникативный
Ответы на тестовые задания
Модуль I «Общая психология»
Вариант 1
Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов | Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов |
А | Г | ||||
В | А | ||||
Г | Б | ||||
А | А | ||||
А | В | ||||
А | Г | ||||
А | Г | ||||
Г | Б | ||||
В | А | ||||
В | В |
Модуль II «Социальная психология»
Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов | Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов |
Вариант 1 | |||||
А | В | ||||
В | Б | ||||
Г | Г | ||||
Б | В | ||||
В | Г | ||||
В | А | ||||
В | В | ||||
Б | В | ||||
А | Г | ||||
Б | Г | ||||
Модуль III «Возрастная психология»
Вариант 1
Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов | Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов | Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов | Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов |
Г | А | Г | Б | ||||||||
А | В | А | Б | ||||||||
В | Б | В | В | ||||||||
Г | В | Б | А | ||||||||
А | Г | А | В | ||||||||
А | Г | А | |||||||||
В | В | В | |||||||||
Г | А | А | |||||||||
А | Б | Б | |||||||||
Г | А | Г |
Модуль IV «Педагогическая психология»
Вариант 1
Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов | Номер вопроса | Правильный ответ | Количество баллов |
В | А | ||||
А | В | ||||
Г | Г | ||||
Б | А | ||||
Г | В | ||||
Г | Г | ||||
Б | А | ||||
В | Б | ||||
Г | В | ||||
А | А |
Примерные темы эссе:
1. Воля, ее социальная природа.
2. Этика общения.
3. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения.
4. Ценности и ценностные ориентации личности.
5. Как я понимаю психологию.
6. Практическое применение психологических знаний.
7. Психология как обыденное и научное знание.
Студенты имеют право самостоятельно сформулировать тему эссе.
Примерные темы докладов:
- Общая характеристика ощущений, их значение.
- Воображение.
- Методологические основания социальной психологии.
- Функции коммуникации.
Студенты имеют право самостоятельно сформулировать тему доклада.
Примерные темы презентаций:
- Индивидуальное и типичное в характере.
- Речь, ее значение и функции.
- Интерактивный аспект общения.
- Механизмы социальной перцепции.
Студенты имеют право самостоятельно сформулировать тему презентации.
Вопросы к экзамену
по Модулю I. «Общая психология»
1. Возникновение психологии как науки. Этапы ее становления. Определение современной психологии. Место психологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками. Структура современной психологической науки. Классификация отраслей психологии.
2. Предмет психологии. Понятие о психике, психическом отражении, его особенности. Методология психологии. Методологические принципы психологии.
3. Сознание как высший уровень психического отражения, его структура и уровни работы.
4. Бессознательное, его содержание и проявления.
5. Методология, метод и методика психологического исследования. Принципы научного исследования. Уровни и этапы психологического исследования. Требования к его организации и проведению. Классификация методов психологии.
6. Наблюдение, его виды, достоинства и недостатки.
7. Эксперимент, его виды, достоинства и недостатки.
8. Опрос, его виды, достоинства и недостатки. Тесты, их виды, достоинства и недостатки.
9. Деятельность, ее структура. Освоение деятельности. Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд.
10. Личность. Структура личности. Личность и индивидуальность. Личностный подход в психологии.
11. Потребности как источник развития личности. Классификация видов потребностей. Потребность и значимость объектов.
12. Мотивы поведения и деятельности человека как проявление потребностей. Их виды.
13. Самосознание личности.
14. Самооценка личности, уровень притязаний, их виды. Психологическая защита личности.
15. Темперамент. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
16. Проблема изменчивости темперамента, учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
17. Характер, его значение. Теории характера. Природное и приобретенное в характере. Структура характера. Основные черты и свойства характера.
18. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
19. Способности, их значение для человека и деятельности. Задатки и способности. Проблема наследования способностей. Структура способностей, их уровни и виды.
20. Количественная и качественная характеристика способностей. Формирование способностей.
21. Эмоции и чувства, их значение и функции. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Эмоциональные состояния и формы переживания чувств. Высшие чувства, их виды. Индивидуально-типические эмоциональные черты личности.
22. Воля, ее социальная природа. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
23. Внимание, его функции, значение и проявления. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Факторы, определяющие внимание. Структура свойств внимания.
24. Общая характеристика ощущений, их значение. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений, их характеристика. Основные свойства и закономерности ощущений.
25. Общая характеристика восприятия, его связь с другими психическими процессами. Физиологические основы восприятия. Основные свойства восприятия.
26. Виды восприятия, их классификация и характеристика. Индивидуально-типологические различия в восприятии. Зрительные иллюзии. Наблюдение и наблюдательность.
27. Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Механизмы памяти. Запоминание, его виды и рациональные приемы его организации.
28. Сохранение и забывание. Условия прочного сохранения. Виды памяти. Индивидуально-типологические различия памяти.
29. Мышление, его значение и связь с другими психическими процессами. Особенности мышления.
30. Мыслительные процессы и операции. Формы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.
31. Речь, ее значение и функции. Виды речи. Физиологические механизмы речи.
32. Воображение. Его роль в игровой, учебной и трудовой деятельности. Физиологические основы воображения. Виды и приемы воображения. Индивидуальные качества воображения.
Примерный перечень вопросов к экзамену
по Модулю II. «Социальная психология»
1. Становление и развитие социальной психологии как науки. Предмет социальной психологии. Основные этапы развития социальной психологии как науки. Первые теоретические концепции в области социальной психологии. Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии.
- Методологические основания социальной психологии. Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие социально - психологической мысли. Методы социальной психологии: исследовательские, коммуникационные, порождающие, транслирующие, воздействующие, тренинговые, игровые, оргдеятельностные и пр.
- Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Межличностные отношения. Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений. Переживание как фактор социальной адаптации.
- Общение. Понятие общения. Виды общения. Особенности общения в современном мире. Уровни общения. Диалогическое и монологическое общение. Социальные и социально-психологические функции общения. Критерии удовлетворенности общением. Педагогическое общение.
- Общение как обмен информации (коммуникативная сторона общения) Понятие коммуникации. Психологическая обратная связь. Коммуникативные барьеры.
- Функции коммуникации. Структура коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Механизмы коммуникативного влияния. Внушение. Подражание. Психологическое заражение. Убеждение. Массовая коммуникация. Функции и задачи массовой коммуникации. Психологические эффекты массовых информационных процессов.
- Интерактивный аспект общения. Сущность интеракции. Структура взаимодействия по Т.Парсонсу. Понятие норм, ценностей, ценностных ориентаций.
- Детерминация межгруппового взаимодействия (деятельностная, когнитивная, эмоциональная).
- Кооперация и конкуренция как два основных типа взаимодействия. Согласие (ассоциация) и конфликт (диссоциация). Ассертивное поведение. Конфликт: функции, структура, виды, динамика. Педагогический конфликт.
- Мотивы взаимодействия (кооперация, личный мотив, конкуренция, альтруизм, агрессия, равенство). Психологическая совместимость. Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия.
- Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей (перцептивная сторона общения) Социальная перцепция. Сущность социальной перцепции. Факторы, определяющие социальную перцепцию (качества наблюдателя, объекта и процесса наблюдателя).
- Механизмы социальной перцепции. Эксперименты в области каузальной атрибуции. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Эффекты социальной перцепции: эффект ореола, первичности и новизны.
- Социально-психологическая среда. Основные характеристики социальной среды. Понятия социума, социальной среды, социального контекста. Общие особенности структуры и динамики социальной среды.
- Проблема групп в социальной психологии. Социальные группы. Понятие социальной группы. Основные признаки социальной группы. Типологии групп.
- Нормы, ценности, приоритеты группы; ее намерения. Групповая реализация. Конвенциональность ценности социального опыта.
- Психология больших социальных групп. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений. Проблемы социально-психологического исследования больших социальных групп.
- Типологический подход к большим общностям. Проблемы прогнозирования групповой динамики в массовых явлениях. Структура больших групп. Классы, страты, слои, этносы, нации, профессиональные цехи, возрастные группы, общности по половому признаку и пр.
- Концепции этнопсихологии, психологии наций. Понятие о национальном характере. Этноцентризм. Национализм. Патриотизм. Космополитизм. Интернационализм. Глобализм.
- Социально-психологические параметры малых групп. Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы.
- Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная и структура власти. Структура коммуникации: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети.
- Структура власти в малой группе. Лидерство и руководство: единство и различие. Авторитет.
- Проблема развития социальной группы. Групповые процессы. Феномен группового поля, давления, воздействия. Конформность и нонконформизм. Социально-психологический климат.
- Межгрупповые отношения. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации. Развитее группы. Динамика развития малой группы. Стадии развития группы:
- Социально-психологические проблемы коллектива. Признаки коллектива.
- Проблема соотношения личности и социума.
- Образ Я и Я-концепция. Влияние самосознания и самооценки на восприятие другого. Специфика межличностного восприятия.
- Социальный контроль. Признаки социальных норм. Виды санкций. Формы социального контроля.
- Теоретические и практические проблемы социализации. Особенности современной социализации. Институты социализации. Социальное развитие человека.
- Социальная виктимология.
- Личностные сценарии, роли и установки. Социальные роли.
Прикладное значение социальной психологии. Актуальное состояние и перспективы социальной психологии.
Примерный перечень вопросов к экзамену
по м