Критерии и показатели оценивания компетенций

Этап формирования компетенции (разделы, темы дисциплины) Формируемая компетенция Критерии и показатели оценивания компетенций Формы контроля сформированности компетенций
Знать: Уметь: Владеть:
Общая психология ОК-5,6   ОПК-2, 3 способы работы в команде; способы самоорганизации и самообразования; способы осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; как готовиться к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.   работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; самоорганизоваться и самообразовываться; осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; организовывать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.   способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; способностью к самоорганизации и самообразованию; способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Эссе   Составление «Портфолио» (Подготовка конспектов практических занятий);   Интернет-тестирование.   Устная работа на занятии;   Аннотирование прочитанной книги;   Выступление с докладом с использованием ИКТ (презентация);   Бланочное тестирование.  
Социальная психология
Возрастная психология
Педагогическая психология

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля Вид контроля
  1. Текущий Эссе Письменная работа
Доклад Устное выступление
Презентация Электронная работа
2. Промежуточный Тест Письменная работа
3. Итоговый Экзамен Устный ответ по билету

Критерии и шкалы оценивания

1. Эссе (домашняя работа)– вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу. Эссе выполняются и оцениваются в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии. В процессе написания эссе важно продемонстрировать:

умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее;

умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);

умение на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;

умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу;

умение правильно оформлять цитаты и ссылки на литературу.

Объем эссе 7-8 страниц (включая титульный лист и список литературы). Эссе должно быть оформлено в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 1 методических рекомендаций по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии.

В ходе написания эссе студент может:

1) проанализировать конкретный случай, пример, взятый из художественной или биографической литературы, кинематографа, общественной жизни или собственного опыта автора;

2) проанализировать проблему, не имеющую очевидного ответа и предложить свой вариант ее решения;

3) представить критический анализ какого-либо значимого для понимания определенной темы тезиса.

Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. В общем виде эссе может иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Согласно методическим рекомендациям по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии,критериями оценки эссе являются:

• соответствие содержания текста выбранной теме;

• наличие четкой и логичной структуры текста;

• наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

• обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

• отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

• соответствие оформления работы предъявляемым требованиям.

• сдача эссе в установленный срок.

«5» баллов -Аргументированное эссе, в котором студент показал способность мыслить самостоятельно, логично, последовательно, объективно. Выполнено творчески, представляет интерес. Отражено мнение автора и его навык мыслить критически. Объем изложения - не менее 5 страниц. Представлено в установленные сроки.

«4» балла - Аргументированное эссе - логичное, последовательное, последовательное,объективное и полное раскрытие заданной темы. Выполнено творчески, представляет интерес. Отражено мнение автора. Но присутствуют некоторые недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем). Представлено в установленные сроки.

«3» балла- Экспозиторное эссе, в котором студент продемонстрировал знание какого-либо явления или чьей-либо позиции через простое их описание. Изложение не содержит критического анализа, подтверждения или опровержения описываемой позиции, собственное мнение автора эссе отсутствует. Имеются недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем). Нарушены сроки сдачи работы.

2. Доклад – расширенное письменное или устное сообщение, на основе совокупности ранее опубликованных исследовательских, научных и опытно-конструкторских работ или разработок, по соответствующей отрасли научных знаний, имеющих большое значение для теории науки и практического применения, представляет собой обобщённое изложение результатов проведённых исследований, экспериментов и разработок, известных широкому кругу специалистов в отрасли научных знаний.

«5» баллов –устное сообщение, в котором студент показал знание научных фактов и способность свободно, логично, последовательно, объективно излагать мысли. Подготовлен доклад самостоятельно, творчески, с использованием научной литературы. Отражено мнение автора и его навык мыслить критически.

«4» балла – устное сообщение - логичное, последовательное, объективное и полное раскрытие заданной темы. Выполнено творчески, представляет интерес. Отражено мнение докладчика. Но присутствуют некоторые недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем).

«3» балла- доклад, в котором студент продемонстрировал знания какого-либо явления или чьей-либо научной позиции через простое их описание. Сообщение не содержит критического анализа, подтверждения или опровержения описываемой позиции, собственное мнение автора доклада отсутствует. Имеются недочеты (стилистические, орфографические ошибки, недостаточный объем).

Темы докладов представлены в практических занятиях каждого модуля (смотри п.11. Методические рекомендации по дисциплине).

3. Презентация – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями. Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста. Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов.

Структура презентации Максимальное количество баллов
· Содержание  
· Сформулирована цель работы 0,5
· Понятны задачи и ход работы 0,5
· Информация изложена полно и четко 0,5
· Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации 0,5
· Сделаны выводы 0,5
· Оформление презентации  
· Единый стиль оформления 0,5
· Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой 0,5
· Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах 0,5
· Ключевые слова в тексте выделены 0,5
· Эффект презентации  
· Общее впечатление от просмотра презентации 0,5
Максимальное количество баллов

4. Бланочное тестирование — метод изучения уровня наличных знаний студентов. При освоении данной дисциплины применяется бланочное тестирование.

% правильных ответов Кол-во правильных ответов Отметка
91-100 от 19 до 20
81-90 от 17 до 18
61-80 от 15 до 16
Менее 60 менее 15

5. Составление электронного Портфолио:

Критерии и шкала оценивания

Уровень оценки портфолио Качественный показатель Количественный показатель - оценка
Самый высокий уровень Портфолио характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. В содержании и оформлении портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.     отлично
Высокий уровень Портфолио данного уровня демонстрирует обширные знания и умения обучающегося. Отсутствуют некоторые элементы из необязательных категорий. Отсутствует творческий элемент в оформлении портфолио.     хорошо
Средний уровень В портфолио основной акцент сделан на обязательной категории. Не представлен уровень развития творческого мышления и прикладных умений.     удовлетворительно
Слабый уровень Представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями.   неудовлетворительно

Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Защита электронного портфолио):

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Баллы в БРС 10-8 7-5 4-2 Ниже 2

6. Шкала оценивая Интернет-тренажера в сфере образования (www.i-exam.ru):

Оценка Отлично (100-91%) Хорошо (90 – 81%) Удовлетворительно (61-80%) Неудовлетворительно (Ниже 60%)
Баллы в БРС 6-5 4-3 2-1 Ниже 1

7. Экзаменпринимается в устной форме по заранее составленным билетам. В рамках экзамена оценивается знание студентов основных тем и разделов курса, рассмотренных в ходе лекционных и практических занятий. В билете два вопроса, каждый оценивается до 15 баллов.

7.1. Критерии и шкала оценивания ответа обучающегося на экзамене по дисциплине (первые 2 теоретических вопроса)

Оценка Критерии оценки
Отлично Обучающийся владеет знаниями и умениями дисциплины в полном объеме рабочей программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное; устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, решает задачи повышенной сложности.
Хорошо Обучающийся владеет знаниями и умениями дисциплины почти в полном объеме программы (имеются пробелы знаний); не всегда выделяет наиболее существенное, не допускает вместе с тем серьезных ошибок в ответах; умеет решать средней сложности задачи.
Удовлетворительно Обучающийся владеет обязательным объемом знаний; испытывает затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; владеет только обязательным минимумом знаний.
Неудовлетворительно Обучающийся не освоил обязательного минимум знаний, не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах.

Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Ответ обучающегося на экзамене по дисциплине):

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Баллы в БРС (1 вопрос) 15-12 11-9 8-5 Ниже 5
Баллы в БРС (2 вопрос) 15-12 11-9 8-5 Ниже 5

7.2. Защита электронного Портфолио (включена в процедуру экзамена и является третьим вопросом на экзамене):

Показатели отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Четкая структура 2 -1,5 1 – 0,5 Ниже 0,5
Содержательность 2 -1,5 1 – 0,5 Ниже 0,5
Объем (количество) 2 -1,5 1 – 0,5 Ниже 0,5
Соответствие дисциплине 2 -1,5 1 – 0,5 Ниже 0,5
Эстетичность 2 -1,5 1 – 0,5 Ниже 0,5
  7,5 (8) 2,5

Таблица перевода традиционных отметок в баллы (Защита электронного портфолио):

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Баллы в БРС 7,5 (8) 4-2 Ниже 2

Итоговый перевод баллов за экзамен в традиционную отметку:

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Баллы в БРС (1 вопрос) 15-12 11-9 8-5 Ниже 5
Баллы в БРС (2 вопрос) 15-12 11-9 8-5 Ниже 5
Баллы в БРС (защита-Портфолио) 10-8 7-5 4-2 Ниже 2
Баллы в БРС (ИТОГО) 40-32 31-23 22-12 Ниже 12

Итоговая шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы по дисциплине: «2» - 60 баллов и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Примерные тестовые задания

Наши рекомендации