Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке
При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландерса (Flanders N., 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодействия педагога (любого взрослого-руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий. Ниже эта схема приводится с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям отечественной школы.
Удобство этой схемы, несмотря на ее внешнюю громоздкость, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях: по части или по всем категориям (без расшифровки характера, форм), одну или несколько категорий с расшифровкой и т. п. Схема может использоваться несколькими наблюдателями без разделения между ними функций и с их разделением (например, один фиксирует категории, относящиеся к учителю, другой – к ученикам), при наблюдении за классом в целом или за отдельными учениками. В зависимости от конкретных условий схема дополняется также символами расшифровки категорий: например, «9к» – учитель кричит, пытаясь добиться внимания, и т. п.
При стандартном предъявлении наблюдателю дается бланк со схемой наблюдения, и он каждые 3 с отмечает конкретное проявление активности на уроке, делая это в течение 15–20 мин. Однако это возможно лишь при нескольких наблюдателях или при использовании только основных категорий. Более удобными формами, на наш взгляд, является ее применение как схемы обработки результатов записи сплошного наблюдения целого урока или его части, а также сочетание использования схемы и кратких записей.
Учитель | Реакция на действия школьника | 1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы плакать не пришлось»; «Ты не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается»). 2. Похвала, одобрение или порицание ответа школьника, его поведения (не смешивать с оценкой!) – одобрительное покачивание головой, слова «Так...», «Продолжай», «Правильно» или противоположные действия и слова. 3. Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбительный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям и каким образом (поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.). 4. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная форма («Ты несешь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь...»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта категория используется, когда речь идет о дополнении, но как только учитель переходит к собственному изложению материала, используется категория «рассказ учителя». 5. Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я»; «Три. Мало стараешься»), указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три – Почему? – Еще я буду на уроке тратить время на объяснения»; «Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»). 6. Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма. 7. Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т. п. (Когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 6.) 8. Распоряжения, указания, приказы. Форма. 9. Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность. 10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность. |
Самостоятельные действияч |
Ученик Действия, побуждаемые учителем | 11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. 12. Реакция на шутки учителя. 13. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя. 14. Реакция на замечания учителя. 15. Реакция на оценку. |
Ученик Самостоятельные действия | 16. Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п. 17. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока. 18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу. 19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю. 20. Молчание или замешательство ученика. Чем вызвано. Продолжительность. 21. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей. |
Глава 2. Работа с родителями и педагогами