Взаимодействие психолога с педагогами и родителями
Работая в любом детском образовательном учреждении, психологу следует тесно сотрудничать с воспитателями и учителями.
Психологическую службу образования можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, учителями и родителями, в центре которого находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Эффективность службы достигается только тогда, когда психолог и педагог (учитель, воспитатель), с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой – четко различают свои функции и возможности: педагог не подменяет психолога, психолог – педагога. Они могут успешно сотрудничать лишь при условии четкого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательном доверии друг к другу.
Безусловно, успешное решение сложных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от деятельности всего педагогического коллектива образовательного учреждения, от каждого педагога, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры. Опора на опыт воспитателей и учителей – людей, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, необходима в работе практического психолога. Он, помимо прочего, осуществляет синтез педагогического опыта сданными психологической науки. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы и с отдельными детьми, и с детскими коллективами следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы службы.
Успех взаимодействия во многом зависит от позиции практического психолога: не допустимы назидательность в общении, поучающий тон. Любой трудный случай в отношении ребенка – не повод для упреков педагога, а сигнал к совместной работе по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку. Любой успех педагога в работе с ребенком – повод поддержать его, похвалить, вселить веру в самого себя.
Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам, прежде всего к чувству ответственности за данный совет, принятое решение, сформулированную рекомендацию, к способности установить доброжелательные, доверительные взаимоотношения со всеми, кто к нему обращается.
Психолог обязательно работает с родителями детей. Он встречается с ними индивидуально и на родительских собраниях, приобщает их к психологическим знаниям о ребенке, рассказывает о закономерностях его психического развития и условиях, способствующих этому. Очень важно помочь взрослым осознать, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемами их собственной личности. Родители должны сами обладать теми качествами, которые хотят видеть у ребенка. Еще Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. Часто родители забывают о необходимости своего постоянного самовоспитания и спохватываются только тогда, когда дети становятся взрослыми и контакты с ними ослабевают.
Конкретные проблемы, возникающие у педагогов и родителей, психолог обсуждает на индивидуальных консультациях, которые проводит регулярно.
Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, социального положения, культуры, профессий и пр. предполагают постоянную работу психолога по саморазвитию таких профессионально-личностных качеств, как стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, готовность к контактам и умение их поддерживать, умение эмоционально притягивать к себе людей, умение сохранять эмоциональное самообладание при общении, повышенное чувство ответственности за свои действия, интеллект, осознание границ своей профессиональной компетенции, понимание и признание уникальности каждого человека, умение думать о последствии своих слов, дел, поступков и пр. Иными словами, психолог – это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области.
В следующем параграфе приведены профессиональные права и обязанности практического психолога. Обращаем внимание на то, что все обязанности имеют этическую характеристику, поэтому могут рассматриваться как основа этического кодекса профессиональной деятельности практического психолога образования.
3.3. Права и обязанности психолога образования
I. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.
7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7 настоящего документа.
9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
II. Ответственность работника службы социально-психологической помощи:
1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:
1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п.
2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.
3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.
5. Знакомиться с необходимой документацией.
6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.
7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.
9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.
10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.
11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.
12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.
Резюме
Круг вопросов, которые решает психолог, широк и многообразен, он требует от него высоких профессиональных знаний и умений. Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуациации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.
Детский психолог – удивительный человек, профессионально его отличают: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей профессиональной компетенции. Он приветлив, необидчив и обязательно умен, ибо, как сказал Б. Паскаль, чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.
Темы для самостоятельной работы
1. Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.
2. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.
3. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.
4. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике.
5. Психологические особенности педагогики сотрудничества.
6. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.
7. Профессиональная этика практического психолога.
8. Взаимодействие психолога с педагогами, родителями и администрацией детских учреждений.
Литература
Обязательная
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.
Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.
Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера / Там же.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Кабанов М. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – М., 1983.
Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1974.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1989.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.
Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1995.
Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М., 1995.
Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.
Дополнительная
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
Бабанский Ю. К. Избранные педагогические произведения. – М., 1961.
Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.
Буянов Н. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.
Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. – М., 1990.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.
Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра. – Л., 1984.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. – М., 1988.
Петровская Л. А. Компетентность в общении. – М., 1989.
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. Бодалева А. А., Ковалева Г. А. – М., 1986.
Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковой, Г. Гельница. – М., 1985.
Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.
Часть вторая. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел I. Дошкольное детство
Глава 1. Общая характеристика возраста