Новая психология» Ф.Брентано.
Концепция «психических функций» К.Штумпфа.
Научное наследие В. Джемса.
Чикагская школа» Дж.Дьюи.
«Новая психология» Ф.Брентано. У истоков этого направления, ставшего в
начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.
Ф. Брентано ( 1838 - 1 917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля. В нез ав е р ш е н но й работе "Психология с эмпирической точки зрения" ( 187 4) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной н а ук и , противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.
Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Ч е м отличается
сознание от всех других яв лений бытия? - В его активности и постоянной направленности на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин «интенция».
Новая психология, по мнению Брентано, должна стать наукой об актах с о з н а н и я . Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект.
Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего
наблюдения за их естественным течением. Безусловно, очевидными он с ч и т а л лишь психические феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.
Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером Европейского функционализма. Это было направление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого в ыступил Вундт. Пр от и в взгляда на сознание как устройство «из к и р п и ч е й и цемента» выступили функционалисты и их последователи. У Брентано учились и под п р я м ы м воздействием его идей находились многие психологи.
Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был 3. Фрейд. В его у ч е н и и п о н я тие Брентано об и н т е н ц и и преобразовалось в версию "прикованности" психической энергии к внешн и м объектам (включая собственное тело индивида).
Концепция «психических функций» К.Штумпфа. Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф.
К. Штумпф (1848-1936) считал предметом психологии исследование
психологических функций, и л и актов ( во с п р и н и м а н и я , понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в ви де форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области — феноменолог и и , связывая ее с философией, а не с психологией.
Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты) сознания. Среди ф у н к ц и й Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар : радость и п е ч а л ь , желание и отвержение, стремление и избегание.
С детства у в л е к а я с ь м у з ы к о й , Штумпф в больш и н с т в е с в о и х э к с п е р и м е н т а л ь н ы х работ сосредот о ч и л с я на и з у ч е н и и восприятия музыкальных то- нов. Полемизируя с Вундтом, Штумпф с ч и т а л противоестественным расчл енение п о к а з а н и й интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном а н а л и з е п с и хологами вундтовской школы, Штумпф противоп о с т а в и л в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.
Принимал Штумпф участие в ис следованиях по детской психологии, организовав
н е мецкое "Общество детской пс и хо л о ги и ", а также по зоопсихологии (доказав, в частности, при обсужден и и нашумевшего феномена "ум н о г о Ганса" — лошади, которая выстукивала копытом "решение" математических з а д а ч , — что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика). Штумпф содействовал поездке своего у ч е н и к а В. Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. У него было много и других уче ни ко в, ставших впоследствии известными психологами,
При всем интересе к работам Брентано и Штумпфа, наибольшее распространение ф ун к ц и о на ли зм получил в США, г д е о н стал одним из ведущих психологических течений. Его п р о г р а м м а , в противовес структурализму с его стерильным анализом с о з н ан и я , ставила задачей изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде. Развитие функционализма в Америке
тесно связано с именем Вильяма Джемса.
Научное наследие В. Джемса. В.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский ун и - верситет, п ол учи в медицинское и художественное образование. В его п с и х о л о г и ч е с к и х работах изложена не столько целостная с и с т е м а в з гл я д о в , сколько н а бор к о н ц е п ц и й , которые послужили основой р а з л и ч н ы х подходов в с о в р е м е н н о й п с и х о л о ги и — от б и х е виоризма до гуманистической п с и х о л о г и и . Джемс сделал психологию одной из наиболее п о п у л я р н ы х наук в Америке. Он был п е р в ы м профессором п с и х о л о г и и в Гарвардском у н и в е р с и т е т е , создателем п е р в о й а м е - риканской псих ологичес кой лаборатории (187 5), пре зидентом Американской п с и х о л о г и ч е с к о й а с с о ц и а ци и (1894-1895).
Джемс з а н и м а л с я м н о г и м и п р о б л е м а м и — от изу ч е н и я р а з в и т и я п о з н а в а т е л ь н ы х процессов и э м о ц и й до проблем л и ч н о с т и и психоделических исследований. О д н и м из о с н о в н ы х в о п р о с о в дл я н е го я в л я л о с ь и с с л е д о в а н и е
с о з н а н и я . Д ж е м с у п р и надлежит и д е я о " п о т о к е с о з н а н и я " , т.е. о неп р е рывности работы че л о в е ч е с ко г о с о з н а н и я , н е с м о т ря на в н е ш н ю ю дискретность, в ы з в а н н у ю ч а с т и ч н о бессознательными п с и х и ч е с к и м и п р о ц е с с а м и . Н е прерывность мысли объясняет возможность с а м о идентификации несмотря на п о с т о я н н ы е р а з р ы в ы в
сознании. Джемс п о д ч е р к и в а е т не т о л ь к о непрерывность, но и д и н а м и з м , и з м е н ч и в о с т ь говоря о том, что о с о з н а н и е даже прив ы ч н ы х вещей п о с т о я н н о меняется.
Сознание не только непрерывно и изме нч и во , но и селективно, избирательно,
в не м всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознан ие, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В о тл ич ие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность.
Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой — успех, а в знаменателе — притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытыва емых ими эмоций.
Психологические взгляды Джемса тесно перепле тены с его философской
теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у д е тей правильных привычек.
Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент
— наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий э л е м е н т — наше чистое Я. Большое значение имело и выделение
нескольких частей в структуре эм пирической личности — ф изи ческ ой, социальной и духовной л ич но сти. Описывая их, Джемс говорил, что наше эмпирич еск ое Я "шире чисто ф изич еск ог о, так к ак человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или спо собностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.
Джемс разработал одну из с а м ы х известных теорий эмоций (одновременно с д атс ки м п с и хо л о г о м К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими из ме не н ия м и. Джемс доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, тео рия Джемса-Ланге получила широкое распространение благодаря как последовательности и логичности
изложения, так и связи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и соврем енным и иссле - дованиями в области психофармакологии и психокоррекции.
Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки,
независимой от медицины и философии. Хотя он и не являе тся основопол о ж н и к о м п с и х о л о г и ч е с к о й ш к о л ы и л и с и с т е м ы , им разработаны многие тенденции продуктивного р а з в и т и я психологической на ук и , н а м е че н широк и й п л а н необходимых преобразований и направл е н и й в этом развитии. Он поныне считается наиболее з н а ч и м ы м и выдающимся ам ериканским учен ы м , оказавшим огромное в л и я н и е не только на психологическую науку, но и на философию и п е - дагогику.
«Чикагская школа» Дж. Дьюи. Наряду с Джемсом предтечей функционального н а п р а в л е н и я принято считать Джона Дьюи (1859-1952). Приобретя в X I X веке большую известность как философ и педагог, Дьюи н а ч и н а л сво ю карьеру в качестве психолога. Его к н и г а "Психология" ( 1886) была п ер в ы м а м е р и к а н с к и м уч е б н ик о м по этому предмету. Но не о н а определила его в л и я н и е на психологические к р у г и , а небольшая статья " П о н я т и е о рефлекторном акте в п с и х о л о г и и " ( 1 8 9 6 ) , где он резко выступил против представления о том, что основным и ед ин иц ам и поведения служат рефлекторные д уг и.
Никто в психологии этого представления и не отстаивал. Тем не менее Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым
целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание — один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспо- собиться к новым обстоятельствам.
В 1894 году Дыои был п р и г л а ш е н в Ч и г а к с к и й университет, где под его в л ия н и е м сформ иров алась г р у п п а психологов, вскоре об ъя в ив ш и х себя в про- т ив овес последователям Вундта и Т и т ч е н е р а ф у н к ц и он ал ис т ам и. Их т еорет ическ ое кредо в ы ск аз ал Джеймс Энджелл ( 186 9 - 1949) . Здесь ф унк ци он аль ная психолог ия определ я л а с ь как у ч е н и е о психических операциях в противовес структуралистскому у ч е н и ю о «психических элементах».
Эти общие соображения не представляли ни н о вой теории, ни новой исследовательской программы. Тем не менее, они привлекли в Чикаго большое
количество студёнтов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая ч и к а г ская школа, из которой вышли десятки американс к и х психологов.
Что касается методов, то в чикагской школе с ч и талось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение ( э к с п е р и м е н т трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности. Чикагская школа Энджелла являлас ь научно-образовательной в том смысле, что в н е й готовились в большом количестве кадры исследователей.
В целом функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие "функция" в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально
направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психологического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулирова ть вн е ш нее п о в е д е н и е — все это оставалось загадочным.
В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое
психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит би- хевиоризм.