Сущность понятия поисковые и исследовательские умения и их классификация

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками.

В основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Сущность данного подхода заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитель начальных классов при объяснении нового материала доступно не объясняет, наглядно не показывает, а организовывает исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами нашли решение проблемы. Педагог должен организовать учебную деятельность так, чтобы у учащихся сформировались потребности получить новые знания путём собственного поиска: гипотезы, идеи, версии, продукты деятельности (опыты, схемы, модели, проекты). Учитель участвует в сопровождении учебного процесса: готовит дидактический материал, организовывает разнообразные формы сотрудничества с учащимися, активно участвует в обсуждении результатов деятельности учащихся, создаёт условия для самоконтроля. [6. c. 7]

В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, максимально приблизив учебную деятельность ребёнка к познавательной и исследовательской.

Исследование – нормальная, свойственная любому здоровому ребёнку деятельность.

Исследовательские умения младших школьников формируются во время исследовательской деятельности.

По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».[8 c.21]

Для того, чтобы в полной мере изучить понятие «поисковые и исследовательские умения» мы изучили понятия поисковая активность, исследование и умения.

Поисковая активность – это начало поисковой деятельности, затем поискового поведения как способа взаимодействия с окружающим миром. Развитая поисковая активность создает условия для развития исследовательских способностей, на основе которых формируется исследовательское поведение. А оно является источником здоровой личности. По мнению А.И. Савенкова, именно поисковое поведение позволяет действовать в нестандартных ситуациях. И это не просто деятельность, в условиях неопределенности, а адекватное поведение в такой ситуации с проявлением всех умений, которые формируются через исследовательское обучение: оценивать ситуацию, моделировать, прогнозировать, умение выстроить свое действие.[19.65]

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.[20 с. 76]

В.А.Мижериков дает следующее определение понятия «умение»: «Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта»[13 c.24]

Более точные определения, с нашей точки зрения, дают Е.А.Милерян и В.П.Ушачев, включая в понятие «умение» умственные и практические действия, которые формируются на основе системы знаний (В.П.Ушачев), направленных на достижение ясно осознанной цели (Е.А.Милерян). [18]

Б.П.Есипов дает определение умения в следующем виде: «Умение - возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умениями могут быть действия как практические, так и теоретические. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний. Знания и умения - две неотделимые, функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого- нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении сходных действий»[10 с. 142]

В аспекте нашей дипломной работы нас интересовали исследовательские умения. Дадим определения данному понятию.

Исследовательские умения – это система интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. [16c.33]

Мы будем рассматривать исследовательские умения как интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале.

Исследовательские умения обучающихся формируются в процессе исследовательской деятельности.

Под исследовательской деятельностью, по определению А. И. Савенкова, понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающим следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственный вывод.[21 c.17].

Исследования можно классифицировать по-разному:

· по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

· по месту проведения (урочные и внеурочные);

· по времени (кратковременные и долговременные);

· по теме (предметные или свободные),

· по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу)[22]

В младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для развития исследовательских умений.

К ним относятся умения:

· видеть проблемы;

· задавать вопросы;

· выдвигать гипотезы;

· давать определения понятиям;

· классифицировать;

· наблюдать;

· проводить эксперименты;

· делать выводы и умозаключения;

· структурировать материал;

· доказывать и защищать свои идеи.[6]

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.[4 c.56]

В ФГОС большое внимание уделяется исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе поисковой и исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.[5c.31]

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы поисковой и исследовательской деятельности.

В следующем параграфе нашей дипломной работы мы рассмотрим возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений в младшем школьном возрасте.

Наши рекомендации