Организация психологическиой службы

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ГЛАВА 2

2.1. Психологическийкабинет

Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду). Дан­ные правила в равной степени приняты как при первичном форми­ровании психологической службы, так и в текущем ее функциони­ровании. Они связаны с понятием «профессиональная компетент­ность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога.

Существует четыре группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности прак­тического психолога.

Рассмотрим последовательно группы требований применитель­но к конкретным условиям детского дошкольного учреждения 1*.

______________________

* Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения.

В качестве психологического кабинета может быть использова­на небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещениебез окон со­здает эффект отгороженности от реального пространства, изолиро­ванности от окружающего мира. Это иногда необходимо для кор-рекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо воз­буждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в сто­роне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, ад­министративного и медицинского блоков, а также от залов для му­зыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно доба­вить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету ро­дителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отноше­нию ко всем групповым помещениям.

Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических про­никновении в условиях детского дошкольного учреждения до­стичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет сниже­ние общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.

Нельзя приветствовать широкую практику организации пси­хологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же не­удачного расположения является деление методического либо ло­гопедического кабинетов на два профессиональных пространст­ва, так называемые уголки психолога. Данные способы организа­ции психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприя­тий, так как изначально закладывают в них высокий процент по­грешности.

Итак, кабинет в распоряжениепсихолога предоставлен. Каким ему быть?

Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подав­ляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к поме­щению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.

Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендует­ся. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно *1.

______________________

* Живые существа в коррекционных программах используют дозированно, при отсутствии у ребенка аллергических реакций.

Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на ре­зультатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий ка­бинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения.

Оборудование кабинета практического психологаопределяетсязадачами и целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным «рабочим» мес­том психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «ра­бочие» зоны специалиста.

Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактичес­кой, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-иг­ровой деятельности. В перечень оборудования данного пространст­ва включены:

Мебель и оборудование   Детский столик, 2—3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван либо кресло (малогаба­ритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1—2 подушки непра­вильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией за­писи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными му­зыкальными произведениями, вводными вербальными уста­новками для релаксационной и игровой деятельности  
Стимульный материал   Стимульный материал к диагностико-коррекционным методи­кам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией  
Технический материал   Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, ак­варельные краски, альбомные листы различного формата  
Вспомогательный материал   Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Не­сколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парик­махерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-за­местителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.). Про­стые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2—3 яркие игрушки по принципу половой дифферен­циации (кукла, машина), 2—3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы  

Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педа­гоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной дея­тельности.

Мебель и оборудование   Мягкий диван или кресло (малогабаритные)  
Стимульный материал   Стимульный материал к диагностико-коррекционным методи­кам и тестам  
Технический материал   Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал  
Вспомогательный материал   Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по воп­росам семейных и супружеских взаимоотношений. Литерату­ра по проблемам познавательного, личностно-эмоционально-го развития дошкольников, вопросам детской компетентно­сти, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, по­ликлиники)  

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятелъностей психо­лога.

Мебель и оборудование Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)
Технический мате­риал Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспече­ния компьютера
Вспомогательный материал Нормативная документация. Специальная документация. Ор­ганизационно-методическая документация. Литература и пе­риодические печатные издания по повышению научно-теоре­тического уровня и профессиональной компетентности
Интерпретационный материал Программы обработки и анализа данных, полученных в ре­зультате коррекционно-диагностической деятельности

Безусловно, трудности финансового и материально-техническо­го обеспечения большинства дошкольных учреждений государст­венного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологи­ческой службы достаточно реальна.

2.2. Психологический инструментарий

При использовании термина «психологический инструмента­рий» в широком смысле понимается система методов и техноло­гий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность средств и материалов, необходи­мых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое вза­имодействие с практическим психологом и его результативного осу­ществления.

Остановимся на классификации психологического инструмента­рия, опирась на второе значение данного термина. Выделяетсядваосновных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфическийвидпсихологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровож­дать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляет­сявсоответствии с видовой принадлежностью.

Наши рекомендации