Практические ситуационные задачи
Задание1.Определите, какая из реплик психолога способствует структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какая, по вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профессионального взаимодействия психолога.
Реплики психолога:
1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.
2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?
3. Похоже, что вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах.
4. Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера?
5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше...
6. Расскажите о нем подробнее...
7. Кто для вас этот человек?
8. Было бы неплохо начать все заново...
9. Вы не верите мне?
10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.
11. Да, это уже давно было известно Фрейду...
12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.
13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.
14. Я слушаю вас.
Задание 2.Определите по высказываниям психологов, какую позицию занимают они по отношению к другому человеку. При выполнении задания пользуйтесь таблицами, используйте понятия «позиция на равных» и другие.
1. «Психолог — это профессия, формирующая личностные качества человека».
2. «Психолог — это профессия, которая изучает душу человека, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям».
3. «Психолог — это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы».
4. «Психолог — это профессия, которая позволяет оказывать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими».
5. «Психолог — это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас ».
6. «Психолог — это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями, для того чтобы корректировать отношения, корректировать нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения».
7. «Психолог — это профессия, требующая ответственности, в первую очередь, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т. п.».
8. «Психолог — это профессия одержимых душой и увлеченно-вдохновенных людей, человековедение».
9. «Психолог — это профессия, требующая глубоких профессиональных знаний, практического опыта, глубокой ответственности за выполнение дела».
10. «Психолог — это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом».
11. «Психолог— это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни».
12. «Психолог— это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы, обычаи, возможности, открывает много нового и неизвестного».
13. «Психолог — это профессия в данный момент очень нужная и необходимая нашему больному обществу».
14. «Психолог — это профессия, которая дает возможности правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться».
15. «Психолог — это профессия для людей, которые любят человека, интересуются им, хотят изменить его жизнь (точнее, его отношение к жизни)».
16. «Психолог — это профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность».
17. «Психолог— это профессия очень интересная, очень нужная, которая может помочь глубже узнать друг друга, решить важные проблемы ».
18. «Психолог — это профессия будущего. Она требует от человека много знаний и умений, полной отдачи себя людям».
Задание3.Проанализируйте, какое из высказываний психолога ориентировано на
• воздействие,
• манипулирование,
• управление,
• формирование.
Используйте для анализа этих высказываний следующее представление о содержании этих понятий:
1. Воздействие — это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств. Предполагает ценность другого человека как меру изменения психической реальности.
2. Манипулирование — изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека.
3. Управление-изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.
4. Формирование — изменение психической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.
Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.
1. Надо разобраться вам с ним — кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже?
2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!
3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее нагружаете взрослыми проблемами?
4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?
5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение.
6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в
этом, вот мое задание... ?. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не
чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.
8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...
9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.
10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.
11. Вы не можете говорить ? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.
12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих вопросах?
13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.
14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.
15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?
16. Это был желаемый для вас ребенок? 1?. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?
18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.
19. Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хорошо знакомы с вашей девочкой?
20. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче говорить.
21. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последовательно.
22. Вам обязательно надо узнать об этом мнение учительницы и сопоставить свои требования с ее.
23. Что вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хо чет идти в школу?
Задание 5.Проанализируйте, какое из высказываний на первом этапе интервью принадлежит психологу, а какое — неквалифицированному.
Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта. Высказывания психологов:
1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает
2. Я обязательно помогу вам изменить себя.
3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблем!
другими глазами.
4 Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая жен
щина будет думать о смерти.
5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит
6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные зна ния и опыт.
7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с ва шей стороны.
8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить прав ду, тем легче найдем решение.
9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится moi коллега.
10. Вы уже разочарованы! Чем?
Задание 6.Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, варианты передачи ответственности за разрешение ею ситуации на психолога:
— Мне так много хорошего о вас говорят, что вы веек помогаете...
— Я буду платить столько, сколько вы скажете, толькс помогите...
— Это последняя наша надежда.
— Мы уже были у психологов, но что-то ничем не помогли...
— Вы, наверно, здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет...
— С ней никто не может справиться, никто, понимаете.
— Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит...
— Нас же никто не учил психологии, никто, понимаете, и никогда.
Обратите внимание, что передача ответственности на психолога, с точки зрения другого человека, является якобы необходимым условием его профессиональной деятельности.
Задание 6.Выделите в высказываниях психолога варианты распределения ответственности между психологом-консультантом и другим человеком, сопоставьте их с высказыванием из предыдущего задания.
— Спасибо, но скорее всего это преувеличение.
— Я еще не поняла, смогу ли я вам помочь...
— К счастью, я не единственный специалист в этой области знания...
— У психологов, как и у врачей, своя специализация, возможно, вы еще не встретили своего специалиста.
— Должности пока нет, но профессия психолога уже существует.
— Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для окружающих, с ней надо учиться жить, ей учиться жить с самой собой тоже.
— Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были.
— К сожалению, пока психология не является обязательным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать Друг друга на своих ошибках.
Постарайтесь определить, какие границы собственной ответственности задает психолог и какую зону ответственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью.
Задание7.Узнайте и назовите качества человека по их описанию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.
Содержание качества | Возможное его | |||
исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность | педантичный аккуратный организованный | |||
наступательно-захватнический | активный агрессивный стремительный | |||
вполне соответствующий, совпадающей | равный подобный адекватный | |||
высокое мастерство, виртуэзность | артистизм совершенный уникальность | |||
лишенный оригинальности, избитый | средний нормальный банальный | |||
категорический, не подлежащий возражению | безапелляционный самостоятельный независимый | |||
лишенный своеобразия, индивидуальных, характерных свойств | серый невидный безличный | |||
лишенный нарочитости | естественный безыскусственный самобытный | |||
испытывающий волнение, склонный к нему | беспокойный раздражительный суетливый | |||
бедный содержанием, мыслями | глупый бессодержательный пустой | |||
безвольный, легко поддающийся чужим влияниям | бесшабашный бесхарактерный бесхребетный | |||
расторопный, ловкий, быстрый, живой | прыткий бойкий энергичный | |||
Содержание качества | Возможное его | |||
способный к серьезной работе | важный сосредоточенный дельный | |||
готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому | человечный доброжелательный участлив ый | |||
основанный на положениях, которые принимаются как непререкаемые | верующий догматичный постоянный | |||
язвительный, коварный | колкий непредсказуемый ехидный | |||
глубоко искренний, сердечный | любящий задушевный непосредственный | |||
не забывающий, не прощающий причиненного зла | скрытный злопамятный вредный | |||
склонный к приобретению новых знаний, пытливый | интересующийся любознательный увлеченный | |||
обходительный, предупредительный, учтивый | внимательный любезный понимающий | |||
очень однообразный по тону, интонации | нужный монотонный надоедливый | |||
притворный, неискренний | наигранный фальшивый выдуманный | |||
неослабевающий, требующий сил, внимания | энергичный напряженный активный | |||
стоящий особняком, отдельно | исключительный обособленный выдающийся | |||
Содержание качества | Возможное его | |||
соответствующий истине, правильный, точный | верный правильный ответственный | |||
требовательный, строгий | справедливый взыскательный нудный | |||
производящий впечатление | завораживающий внушительный величественный | |||
легю поддающийся впечатлениям, чуткий | слабый мягкосердечный впечатлительный | |||