Б. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности

Интеллектуализм.Этот синдром характеризуется несбалансирован­ностью психических процессов: хорошо развитым логическим мышлением при недоразвитии образных представлений, воображения, восприятия, эмо­циональной сферы. Как правило, двигательная сфера тоже развита недоста­точно.

Обычно интеллектуализм складывается в дошкольном возрасте. Его глав­ная причина-это недооценка родителями чой роли, которую играют в разви­тии ребенка "детские" занятия: игра, рисование, лепка, конструирование из кубиков, действия с простейшими орудиями (детским совочком, игрушеч­ным молотком и т.п.). В воспитании ребенка делается акцент на развитии логического мышления. Ему с раннего детства предлагаются разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа.

Итак, основная Особенность психологическом профиля ребенка с ин­теллектуализмом- это опережающее развитие абстрактно-логическою мыш­ления при отставании в развитии образной и эмоциональной сфер. Соответ­ственно, в деятельности ребенка преобладают учебно-познавательные за­нятия; общение сужено. Взрослые, поощряя ребенка как хорошего ученика, фиксируют синдром интеллектуализма.

Дети с интеллектуализмом редко испытывают трудности в школьном обучении, потому что оно предъявляет основные требования именно к логи­ческому мышлению, которое является их сильной стороной. Отставание в таких предметах как рисование и физкультура редко принимается взрослыми всерьез. Иногда из-за недоразвития мелкой моторики возникают проблемы с обучением письму, которые более или менее успешно преодолеваются бла­годаря усиленным занятиям. Однако отсутствие учебных проблем - еще да­леко не гарантия эмоционального благополучия ребенка.

Ларисе М 10 лет. Ее привели к психологу с жалобой на то, что она пассив­на, постоянно недовольна собой, у нее часто бывает плохое настроение. По словам родителей, у Парисы нет подруг. Отец девочки отмечает, что она "слиш­ком замкнута, не общается с другими детьми, но со взрослыми контактирует охотно".

Лариса сильно сутулится, координация движений у нее хуже, чем у боль­шинства ее ровесниц. Данные психологического обследования свидетельст­вуют о том, что у нее высокий уровень развития мышления (заметно выше средневозрастного). При этом сравнительно слабо развито воображение. Име­ется немного чрезмерная педантичность, аккуратность-она тиличная "отлич­ница". Рисует она плохо {уровень значительно ниже, чем обычно в этом воз­расте); это занятие ей явно не нравится, но недовольства она не высказывает.

Настроение у Ларисы снижено, понижен и уровень активности. Проявля­ется тревожность, неуверенность в себе. Когда в беседе затрагивается про­блема общения со сверстниками, она напрягается, старается сменить тему. Очевидно, что эта сфера для нее болезненна. Однако грубых нарушений в развитии личности у Ларисы нет.

Рассказ родителей о том, как они воспитывали девочку в дошкольном детстве, сводится, в основном, к перечислению различных "интеллектуаль­ных" занятий. С ней много занимались арифметикой, учили ее разбираться в схеме линий метро, заботились о расширении запаса знаний.

Интересы ребенка с интеллектуализмом сильно отличают его от сверст­ников. Его рассуждения им не интересны, а проявить себя в совместной игре, в сооружении снежной бабы или в прыжках через веревочку он не может: все это - его слабьте места. Поэтому и общается он, преимущественно, со взрослыми, а не со сверстниками. В итоге он еще дальше отходит от интере­сов других детей. Контакты с ними вес более нарушаются. Степень самостоя­тельности остается низкой, и возникает парадокс: по уровню интеллектуаль­ного развития ребенок опережает своих сверстников, а по уровню эмоцио­нальной, личностной зрелости отстает от них. Другие дети уже самостоятель­но ходят в магазин, а ребенка с интеллектуализмом все еще бабушка за руку выводит на детскую площадку. Недостаточный опыт практического знаком­ства с миром приводит к пассивности, к повышению тревожности.

При диагностировании интеллектуализма основную роль играют тесто­вые данные, характеризующие соотношение разных психических процессов. Однако родители и сами могут заподозрить этот "диагноз", если их ребенок с раннего детства преуспевает в математике, но отстает в рисовании и физиче­ском развитии, предпочитает общаться со взрослыми, а не со сверстниками и теряется в тех жизненных ситуациях, с которыми уверенно справляются его ровесники.

Итак, сочетание симптомов, характерное для интеллектуализма: • высокий уровень развития логического мышления; недоразвитие образной и эмоциональной сферы; низкий уровень самостоятельности ребенка;

трудности в общении сo сверстниками при сохранности общения со
взрослыми.

Сужение сферы деятельности. В подростковом возрасте у ребенка с интеллектуализмом сохраняется фиксированность на учебе. Общение со свер­стниками затруднено из-за сформированности коммуникативных средств (т.е. тех способов, с помощью которых организуются контакты с другими детьми). В этих условиях складывается психологический синдром сужения сферы деятельности, при котором подросток осознает себя, в первую оче­редь, учеником. Остальные аспекты самосознания остаются недостаточно сформированы, что и составляет главную особенность психологического профиля при этом синдроме. Основной особенностью деятельности явля­ется сочетание высокой активности в учебной сфере с ее снижением в дру­гих сферах (прежде всего, в сфере общения со сверстниками}. Реакция соци­ального окружения складывается из поощрении подростка взрослыми и из­бегания его сверстниками.

Вместе с тем, в подростковом возрасте практически для всех детей — в том числе и для "интеллектуалистов" - главной ценностью становится обще­ние со сверстниками. Если же ребенок почему-либо его лишен, то это для него всегда источник тяжелых переживаний, даже когда кажется, что он избе­гает контактов но собственному желанию. Нередко общая неудовлетворен­ность ситуацией и развитие депрессивных тенденций приводят к тому, что у подростка с сужением сферы деятельности нарушаются также и контакты со взрослыми.

Евгении В. 16 лет. Ее родители обратились за консультацией по просьбе самой девочки. Причина обращения - постоянно сниженное настроение, от­сутствие друзей и подруг. Женя жалуется, что она "никому не интересна", что никто не обращает на нее внимания. Она учится в 10 классе. Ее учебные достижения очень высоки.

Женя утверждает, что ее не беспокоят ее отношения с родителями л со сверстниками. При этом она не осознает противоречия между этим утвержде­нием и причиной обращения к психологу.

Психологическое обследование показало, что Женя глубоко переживает отсутствие теплых и близких человеческих отношений со взрослыми и сверст­никами. Ее погруженность в учебу представляет собой форму психологиче­ской защиты, снижающей остроту переживания. Этот способ поведения под­держивается также ожиданиями родителей и учителей, чье мнение имеет для девочки очень большое значение.

Конфликт между подавленными, недостаточно осознаваемыми эмоцио­нальными потребностями и сознательной направленностью на учебу приводит к высокой эмоциональной напряженности. Она и стала причиной того, что Женя обратилась за психологической помощью. В то же время, она не осознает это­го конфликта и определяет свою проблему как отсутствие у себя как внешней, так и личностной привлекательности для кого-либо (в действительности, это приятная обаятельная девушка; по словам учителей, ее высоко оценивают одноклассники, которые, однако, мало с ней общаются, так как считают ее "слишком умной").

Неопределенное ощущение психологического дискомфорта типично для синдрома сужения сферы деятельности. Это ощущение по-разному интер­претируется самими подростками: от уверенности в наличии у себя какого-либо "дефекта" до обобщенных концепций типа: "Весь мир очень скучен". Последнее представление сходно с идеями, встречающимися при тотальном регрессе, но поведенческие проявления этих психологических синдромов совершенно различны: сужение сферы деятельности ведет к высокому уров­ню учебной активности, тогда как тотальный регресс предполагает резкое снижение всех видов активности.

Для сужения сферы деятельности характерно сочетание приблизи­тельно тех же проявлений, что и для интеллектуализма:

жалобы на трудности в общении со сверстниками;

направленность на учебу; высокий уровень учебных достижений;

высокий уровень развития логического мышления при недоразвитии
образной сферы; сниженный фон настроения.

В. Вербализм

Как явствует из названия, этот психологический синдром определяется преобладанием вербального (речевого) развития над развитием других по­знавательных процессов - в том числе и логического мышления (такова ос­новная особенность психологического профиля при вербализме). Это зна­чительно более серьезный дисбаланс, чем при интеллектуализме.

Всрбализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Многие родители, а еще чаще - бабушки и дедушки, считают речь важнейшим и чуть ли не единственным показателем общего психического развития. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. В этом случае остаются "за бортом" не только "дошкольные" занятия, но и "школьные", кроме тех, которые связаны с речью. Обычно такого ребенка как мож­но раньше начинают обучать чтению и письму, учат цифрам - и все. В "про-1рамму обучения" не входит даже решение простейших арифметических за­дач. Еще меньше внимания уделяется тем вилам деятельности детей раннего и дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное разви­тие (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.). Из-за этого мышление развивается крайне недос­таточно.

Олегу Г. 5 лет. Он посещает старшую группу детского сада. С просьбой о психологической консультации обратилась его воспитательница. У нее возник­ли противоречия с мамой Олега: та считает своего сына исключительно ум­ным, в детском саду же он занимается чуть ли не хуже всех. Воспитательница сообщает, что, по словам мамы, главное достижение Олега - это умение счи­тать до era. В связи с этим приведем выдержку из протокола обследования.

Проверяющий: Ты умеешь считать?

Олег: Умею. Я до ста умею, а дальше не знаю, как. Один, два, три, четыре...

Проверяющий: Подожди. Давай считать не просто так, а какие-нибудь вещи.

Олег: Вещи я не умею.

Проверяющий: А ты попробуй. (Выкладывает на стол 20 спичек). Посчи­тай, сколько тут спичек.

Олег: Много.

Проверяющий: А можешь сказать точнее?

Олег: Не знаю.

Проверяющий: Посчитай их.

Олег {не глядя на спички): Один, два...

Проверяющий: Ты считай не просто так. Ты посчитай спички и скажи, сколько их.

Олег: Много.

Проверяющий показывает, как, откладывая в сторону по одной спичке, можно их все пересчитать. Олег формально воспроизводит это действие: счи­тает он медленно, а спички откладывает быстро, сразу по несколько штук. К моменту, когда все 20 спичек переложены из правой кучки в левую, он досчи­тал только до семи.

Проверяющий: Так сколько же здесь спичек?

Олег (неуверенно): Много.

Бойкая речь, уверенные ответы на любой вопрос (как правило, всего лишь воспроизводящие что-то услышанное ранее), огромная "эрудиция" ребенка-дошкольника привлекаю1! повышенное внимание окружающих, ко­торые высоко оценивают его достижения. При этом не учитывается односто­ронность этих достижений, в действительности исчерпывающихся высоким уровнем развития речи (иногда не только устной, но и письменной) и словес­ной памяти. В и юге оценка способностей ребенка родителями и другими

окружающими взрослыми оказывается завышена. В соответствии с этим, обычно оказывается завышена и его самооценка. У пего складывается само­ощущение "вундеркинда". Он не столько действует, сколько демонстрирует свои способности взрослым. Общее развивающие дошкольные виды деятель­ности окончательно исчезают из арсенала его занятий. Общение со сверстни­ками нарушается из-за отсутствия общих интересов. Таковы основные особенности деятельности ребенка с вербализмом.

В самом начале школьного обучения дети с вербализмом, как правило, бывают успешны благодаря накопленному ранее багажу знаний, формаль­ность которых обнаруживается не сразу. Однако вскоре, по мере усложнения решаемых задач, начинаются трудности. Проявляется неспособность к чет­кой организации своих действий, несформированность мышления. Не пони­мая, в чем причина трудностей ребенка, родители склонны винить во всем учителя. Трудности в общении со сверстниками родители часто объясняют низким уровнем развития других детей. В действительности же, как указыва­лось выше, причина в том, что именно у ребенка с вербализмом многие важнейшие психические процессы оказываются недостаточно развиты. В частности, нарушения общения прямо связаны с инфантильностью (незре­лостью) эмоциональной сферы.

При вербализме жалобы родителей и учителей весьма разнообразны. Оно могут быть жалобы на неожиданно низкую успеваемость, на неоргани­зованность ребенка, на трудности в общении со сверстниками и/или с учите­лем, на нарушение правил поведения к школе, связанное с низкой произволь­ностью и общей инфантильностью ребенка.

Основанием для постановки "диагноза" при этом психологическом син­дроме служит сочетание следующих показателей: высокая оценка взрослыми (родителями) уровня развития ребенка;

высокий уровень речевого развития при недоразвитии остальных
познавательных процессов; отсутствие признаков органического поражения мозга. Этот признак
отличает вербализм, являющийся следствием специфических
особенностей воспитания ребенка, от некоторых форм задержки
психического развития, имеющих физиологическую природу.

Наши рекомендации