В. Семейная и групповая изоляция
Семейная изоляция.Психологический аиром семейной изоляции -это, по сути, "застревание" школьника в с и я к отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сфотего общения является своя семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в rex случаях, когда сама семья к целом представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях к особенно препятствует его вхождению в общество).
Частой основой этого становится при над шесть семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому национальному меньшинству, специфическому идеологическому, натурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Он распространен также в семьях эмигрантов и беженцев.
Иногда семейная изоляция развивается у детей, воспитываемых не родителями, бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей, в силу возрастной специфики. Во всех этих случаях из-за сильного расхождения между семейными ориентациями и установками, господствующим в обществе, оказывается затруднено включение ребенка в социальную действительность.
Таким образом, специфика межличностной ситуации развития при семейной изоляции состоит в том, что социокультурные ориентации семьи, в которой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентации окружающих. Психологические особенности, характерные для ребенка с этим синдромом, - это его повышенная зависимой, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно. Часта боязнь окружающего мира, приводят as (вбеганию контактов со сверстниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере кмейных отношений, что и составляет главную особенность его деяпкшсти. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоюшость ребенка представлена, в первую очередь, гиперопской со сторгсыродителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические осйнности.
Алине С. 11 лет. В девятилетнем возрасте она сменила школу. В новой школе у нее возникли серьезные трудности ишроении отношений с одноклассниками, хотя в старой школе подобной проблемы не было. В середине учебного года Алина сменила класс, но в результате этого проблемы общения со сверстниками только еще более обострило.. По мнению родителей, уровень школы, где сейчас учится Алина, неудов.-етворителен. Их не устраивает
также уровень учеников. Они полагают, что Алина оказалась в изоляции вследствие своего интеллектуального превосходства над другими детьми.
В течение последнего года девочка практически не посещала школу и занималась дома с мамой и частным учителем. Она удовлетворительно усвоила школьную программу, однако, по мнению родителей и учителей, результаты обучения ниже ее потенциальных возможностей.
Девочка настаивает на том, чтобы иметь права, равные со взрослыми (что типично для подросткового возраста), но как ее поведение, так и данные психологического обследования свидетельствуют о том, что она очень инфантильна. Алина эмоционально зависима от матери, старается все время держаться рядом с ней. Социальное окружение воспринимается ею как опасное и угрожающее, поэтому она почти не выходит из дома. У нее есть две подруги. Обе девочки-дочери маминых друзей, по возрасту они намного младше Алины. В гости к ним Алина ходит редко и почти всегда вместе с мамой.
Результаты психологического обследования показали, что уровень умственного развития Алины превосходит возрастную норму, но навыки учебной работы (планирование, контроль, организация своей деятельности) не сформированы.
Этот пример хорошо иллюстрирует противоречии, типичные для семейной изоляции: борьбу за независимость и потребность в опеке, высокий интеллектуальный уровень и несформированность организации деятельности.
Конкретные проявления семейной изоляции сильно зависят от характера ориентации семьи. Если семейные установки асоциальны (или, тем более, антисоциальные), то для ребенка с семейной изоляцией существует очень серьезная опасность также пойти по асоциальному (или, соответственно, антисоциальному) пути развития Разумеется, такая опасность есть у любого ребенка, в семье которого имеются асоциальные или антисоциальные установки, однако при семейной изоляции вероятность подобного пути развития еще более повышается.
При семейной изоляции инициатором обращения к психологу чаще выступает учитель, а не родители, поскольку они, как правило, сами достаточно изолированы от общества. Наиболее распространенные жалобы - это трудности в общении со сверстниками и с учителем, низкая учебная мотивация, странности в поведении (явное нарушение школьных норм и правил встречается редко).
Для диагностики семейной изоляции большое значение имеет семейный анамнез, т. е. сведения об образе жизни семьи и о системе отношений с ребенком. В психологической картине основную роль также играют данные, относящиеся к семейной сфере. В частности, у детей с семейной изоляцией часты рисунки семьи со сверхтесным контактом между ее членами; нередко
подчеркивается изолированность семьи (она рисуется внутри дома). Обязательным признаком является повышенная зависимость и недостаточная самостоятельность ребенка. Бели при обследовании присутствуют родители, m такая зависимость проявляется в частом обращении к ним за поддержкой и оценкой: создастся впечатление, что ребенок выполняет задание родителей, а не проверяющего.
Таким образом, основой для постановки этого "диашоза" служит сочетание следующих показателей:
жалобы на трудности в общении со сверстниками:
недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость
от родителей; замкнутость ребенка в семье (а нередко также замкнутый образ жизни
семьи в целом).
Групповая изоляция. В подростковом возрасте, который у детей с семейной изоляцией обычно начинается с запозданием, многим таким детям удается найти группу сверстников со сходными социокультурными ориента-циями. В такой группе ребенок может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (в чем-то почти противоположен ей), однако в действительности между этими синдромами есть прямая связь.
Самосознание подростков с групповой изоляцией характеризуется особо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группы остальному обществу. Это - важнейшая характеристика психологического профиля при данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемое п.. Основная особенность деятельности состоит в том, что самостоятельность подростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобы родителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются на чрезмерную независимость ребенка. Однако в действительности речь идет лишь о том, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Подростки с групповой изоляцией - это не лидеры подростковых групп, а представители массы, некритично следующей за лидером.
Андрею П. 14 пет. Семья состоит из самого Андрея, его родителей, брата и сестры. Родители жалуются на то, что друзья вовлекли мальчика в компанию, где он принимает участие в разнообразных хулиганских выходках. Один из инцидентов окончился тем, что он был отведен в отделение милиции. Большинство нарушений связано с конфликтом между группой, к которой принадлежит Андрей, и другой подростковой компанией.
B школе у Андрея нет друзей, но отношения с одноклассниками мирные. Обычно он избегает конфликтов, не дерется. По словам родителей, до последнего времени он был "домашним" мальчиком, хорошо себя вел, редко выходил из дома. Они утверждают, что за последний год он "совершенно изменился, стал другим ребенком".
Психологическое обследование не выявило у Андрея никаких девиантных тенденций. Это хорошо развитый подросток, продемонстрировавший нормальную учебную мотивацию и достаточно высокий уровень социализированное™. Во время обследования он держался доброжелательно, охотно выполнял все предложенные задания.
Можно полагать, что все отклонения в поведении Андрея связаны с его принадлежностью к группе, практикующей антисоциальные действия, при том что у самого мальчика (как, возможно, и у многих других членов этой группы) антисоциальные установки отсутствуют.
Подобная ситуация, когда действия подростка направляются групповыми целями и установками в значительно большей степени, чем его собственными, типична для психологического синдрома групповой изоляции. Поэтому социальные последствия этого синдрома зависят от особенностей группы и не могут быть объяснены на основе личностных особенностей самого исследуемого подростка. Если группа ориентирована неосоциально, то групповая изоляция представляет собой вполне приемлемый вариант социальной адаптации и не требует психологической коррекции. Однако при групповой изоляции, как и при семейной, крайне неблагоприятны случаи, когда ориентации группы антисоциальны.
Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков:
жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы,
проводит очень много времени в компании сверстников;
высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он
принадлежит, принятие ее целей и норм; низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость.
Варианты развития, связанные с особенностями познавательных процессов