Б. Социальные нормы и этническая агрессия

Каким образом описанные выше нормы регулируют этниче­скую агрессию? Как они влияют на поведение человека в про­цессе преобразования межэтнической агрессии во внутриэтни-ческую и наоборот?

Мы можем задать, например, такой вопрос: если человек да­ет отпор представителю другого этноса, который действует аг­рессивно, то это справедливо и отвечает также норме взаимно­сти. Но когда он, не сумев разрядить свою агрессию таким пу­тем, переносит ее на членов своего этноса, то справедливо ли это? Соблюдается ли при этом норма справедливости? Ответ однозначен: нет! При этом не соблюдается также норма взаим­ности, поскольку представитель своего этноса выбирается в ка­честве "козла отпущения", т.е. из числа таких людей или групп, которые не способны на адекватный ответ, на акт возмездия. Не соблюдается и норма социальной ответственности: агрессор действует безответственно, без учета тех плачевных последст­вий, какие его действия могут иметь для жертвы. И жертва аг­рессии, естественно, не согласна, чтобы с ней так обращались.

Б. Социальные нормы и этническая агрессия - student2.ru Б. Социальные нормы и этническая агрессия - student2.ru Б. Социальные нормы и этническая агрессия - student2.ru 384_______________________________________ Альберт Налчаджян

Таким образом, когда межэтническая агрессивность, воз­никшая вследствие столкновения интересов этнических групп, переносится на членов своего этноса, все три основные социаль­ные нормы, регулирующие внутриэтнические межличностные и межгрупповые отношения, нарушаются.

Мы считаем, что в основном то же самое имеет место при переносе или преобразовании внутриэтнической агрессии в сферу межэтнических отношений. Это положение можно про­иллюстрировать следующим образом: допустим А и Б — члены одного этноса. У А внутри этноса - более высокий статус, чем у Б, и он имеет возможность эксплуатировать Б, что он _и де­лает охотно. У Б возникает возбужденное, агрессивное психи­ческое состояние с тенденцией к совершению агрессивных действий. Если бы Б направил свою агрессию на своего фрус-тратора А, то это психологически было бы понятно и отвечало бы уже рассмотренным нами нормам: взаимности, справедли­вости, а возможно и ответственности, хотя здесь есть дискус­сионные вопросы. Таким образом, все три основные нормы были бы соблюдены со стороны Б. Но когда вместо этого Б на­правляет свою агрессию на представителей другого этноса, ко­торые не имеют никакого отношения к его фрустрации, тогда сразу нарушаются все три нормы: его действия несправедливы, жертва может не иметь возможности дать равноценный ответ; безответственны, так как могут иметь разрушительное влияние на межэтнические отношения. Это означает, что попытки пре­ступников оправдать геноцид и другие массовые преступления против других народов, идут наперекор основным нормам со­циальной жизни. Но тут необходимо одно условие: надо, что­бы этнос—агрессор или хотя бы его лидеры обладали достаточ­ной морально-психологической зрелостью, чтобы считать упо­мянутые нормы важными. Если этого нет, они могут руковод­ствоваться нормами субкультуры преступников—психопатов.



Наши рекомендации