Б. Социальные нормы и этническая агрессия
Каким образом описанные выше нормы регулируют этническую агрессию? Как они влияют на поведение человека в процессе преобразования межэтнической агрессии во внутриэтни-ческую и наоборот?
Мы можем задать, например, такой вопрос: если человек дает отпор представителю другого этноса, который действует агрессивно, то это справедливо и отвечает также норме взаимности. Но когда он, не сумев разрядить свою агрессию таким путем, переносит ее на членов своего этноса, то справедливо ли это? Соблюдается ли при этом норма справедливости? Ответ однозначен: нет! При этом не соблюдается также норма взаимности, поскольку представитель своего этноса выбирается в качестве "козла отпущения", т.е. из числа таких людей или групп, которые не способны на адекватный ответ, на акт возмездия. Не соблюдается и норма социальной ответственности: агрессор действует безответственно, без учета тех плачевных последствий, какие его действия могут иметь для жертвы. И жертва агрессии, естественно, не согласна, чтобы с ней так обращались.
384_______________________________________ Альберт Налчаджян
Таким образом, когда межэтническая агрессивность, возникшая вследствие столкновения интересов этнических групп, переносится на членов своего этноса, все три основные социальные нормы, регулирующие внутриэтнические межличностные и межгрупповые отношения, нарушаются.
Мы считаем, что в основном то же самое имеет место при переносе или преобразовании внутриэтнической агрессии в сферу межэтнических отношений. Это положение можно проиллюстрировать следующим образом: допустим А и Б — члены одного этноса. У А внутри этноса - более высокий статус, чем у Б, и он имеет возможность эксплуатировать Б, что он _и делает охотно. У Б возникает возбужденное, агрессивное психическое состояние с тенденцией к совершению агрессивных действий. Если бы Б направил свою агрессию на своего фрус-тратора А, то это психологически было бы понятно и отвечало бы уже рассмотренным нами нормам: взаимности, справедливости, а возможно и ответственности, хотя здесь есть дискуссионные вопросы. Таким образом, все три основные нормы были бы соблюдены со стороны Б. Но когда вместо этого Б направляет свою агрессию на представителей другого этноса, которые не имеют никакого отношения к его фрустрации, тогда сразу нарушаются все три нормы: его действия несправедливы, жертва может не иметь возможности дать равноценный ответ; безответственны, так как могут иметь разрушительное влияние на межэтнические отношения. Это означает, что попытки преступников оправдать геноцид и другие массовые преступления против других народов, идут наперекор основным нормам социальной жизни. Но тут необходимо одно условие: надо, чтобы этнос—агрессор или хотя бы его лидеры обладали достаточной морально-психологической зрелостью, чтобы считать упомянутые нормы важными. Если этого нет, они могут руководствоваться нормами субкультуры преступников—психопатов.