В. Трансформация агрессии и изменение общества
Известно, что этнические конфликты способствуют изменению общества, будь оно ранжированным, неранжирован-ным или смешанным по этому признаку. Ясно также, что этнические конфликты вызывают агрессию, которая, согласно нашим гипотезам, может трансформироваться из одной формы в другую.
Возникает вопрос: каким образом межэтническая и внутри-этническая агрессии, а также процессы их трансформации, способствуют изменению общества? Ответ, конечно, зависит от того, какое общество имеется в виду. Здесь полезно еще р тз и более компактно выделить четыре типа обществ: J) моноэ ш-
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
377
ческое общество или национальное государство; 2) ранжированное многоэтническое государство; 3) неранжированное многоэтническое государство; 4) смешанный тип многоэтнического государства.
Когда речь идет о ранжированном обществе, то оно может вследствие этнических конфликтов (выступлений угнетенных народов) измениться в одном из следующих четырех направлений: а) подчиненные группы могут стремиться заменить собой доминирующие группы, то есть самим стать доминирующими; б) они могут стараться уничтожить этническое разделение общества вообще; в) они могут, не отрицая легитимность иерархии, повысить свой статус; г) они могут привести общество из ранжированного состояния в состояние неранжированности1.
Роль агрессии во всех этих изменениях пока что не исследована. Только Д. Горовиц интересовался тем случаем, когда в многоэтническом обществе смешанного типа существуют две системы: ранжированная и неранжированная (параллельная), которые взаимодействуют. В такой ситуации ранжированные подчиненные этносы нередко переносят свою агрессию на не-ранжированные параллельные группы2. Известно, что ради сохранения существующей этнической стратификации, доминирующие этносы нередко применяют насилие. Эта агрессия порождает процесс переноса насилия фрустрированного этноса на параллельные этнические или социальные группы. Есть определенное сходство между отношениями двух параллельных этносов многоэтнического государства, с одной стороны, и между двумя моноэтническими независимыми государствами, с другой.
Г. Перемещение межэтнической агрессии в "горизонтальном"
направлении
Одним из этапов превращения межэтнической агрессии может стать перемещение не на свой, а на другой и более доступный этнос. Этот процесс может иметь место тогда, когда общество многоэтническое. Возникает конфликт между двумя этническими (национальными) государствами А и Б, стороны пере-
' Horowitz D. L.,Ethnic Groups in Conflict, p. 34.
2 Horowitz D. L.Op. cit, p. 36; Его же: "Direct, Displaced and Cumulative Ethnic Aggression".
378_______________________________________ Альберт Налчаджян
живают сильные эмоции враждебности и совершают акты насилия, и если их агрессивность не разряжается полностью, появляется потребность ее разрядки на других объектах. Первыми такими мишенями обычно становятся этнические меньшинства этих государств.
Другим часто встречающимся случаем является следующее: все процессы происходят внутри одного государства. Доминирующая этническая группа подавляет и эксплуатирует, унижает этнические меньшинства, а те, вместо того, чтобы направить свое недовольство против главного фрустратора, направляют его друг на друга. Иногда агрессия направляется на ближайшего соседа: под удар попадает тот, кто находится "под рукой". И если этот соседний этнос - тоже фрустратор или союзник основного фрустратора, тогда агрессивные действия становятся еще более интенсивными.
Исторических примеров описанного явления очень много. Приведем один из них. Когда в 1949 году в южноафриканском городе Дурбан чернокожие подняли восстание, то, как ни странно, они в основном выступали не против своих белых поработителей, а против эмигрантов из Индии и других групп национальных меньшинств, которые занимали в обществе средний статус: они занимались торговлей и другими профессиональными сферами обслуживания'. Именно с ними ежедневно общались африканцы для решения повседневных задач. Эти группы для них были непосредственными "эксплуататорами". Исходя из подобных фактов, исследователи считают также, что образование социальных страт (стратификация общества) непосредственно связано с хозяйственной жизнью, с теми отношениями, которые создаются в процессе производства средств существован ия2.
Указанный подход применим и при анализе взаимоотношений турок, армян и курдов на территории Западной Армении в XIX и в начале XX века. Для армян курды чаще всего выступали в роли беспощадных поработителей: они всегда были рядом и были опаснее турок. А последние хитро использовали возникшую ситуацию и натравливали курдов на армян. Курды в
' Shibutani and Kwan, Op. cit., Horowitz D. L. Op. cit.
- См.: Смелзер Н. Социология. М, "Феникс", 1994, гл. 9.
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
379
целом охотно грабили мирное армянское население, которое было лишено права ношения оружия, и надеялись в конце концов стать полноправными владельцами их земель и имущества. Именно политическая незрелость довела их до того трагического состояния, в котором они сейчас находятся. Став игрушкой в руках турецких правителей и способствуя и активно участвуя в геноциде армян, курды теперь уже сами в роли жертв. Завершая ликвидацию армянского населения на своей территории, на последнем этапе — уже с помощью большевиков1, турки теперь осуществляют политику полного уничтожения и ассимиляции и по отношению к курдам. А последние, ведя вооруженную борьбу против турков, все еще не освободились от своих антиармянских настроений и, создавая карту своего будущего независимого государства, включают в его состав чуть ли не всю территорию исторической Армении.
Итак, агрессивность, меняя свое направление, переносится от одного объекта (этноса) на другой, более слабый. Поэтому наблюдается рост количества конфликтов на одном статусном уровне ("горизонтальные" конфликты). Но нередко агрессия направляется "вниз" — на этнические группы с более низким статусом. Тут, конечно, возникает целый ряд новых вопросов. Вот некоторые из них. а) Вся ли агрессивность фрустрированной этнической группы разряжается таким путем? б) Что же происходит тогда, когда в обществе больше нет другой этнической группы с равным или более низким статусом? Что же происходит с агрессивностью? - ведь группа фрустрирована и имеет остаточную агрессивность!
Можно предложить ряд предположений: а) часть этой агрессивности сублимируется в различных формах деятельности; б) часть ее выражается в таких формах поведения, которые мы назвали антисублимационными; в) часть же превращается во внутриэтническую агрессивность, вследствие чего наблюдается рост числа внутриэтнических конфликтов.
См.: Киракосян Дж. Младотурки перед судом истории. Ереван, "Айастан", 1986.
380_______________________________________ Альберт Налчаджян
§ 9.14. Месть: этнические различия
Проблема этнокультурных различий по интенсивности, формам и длительности мести (отмщения, мстительной дест-руктивности) имеет важное значение для этнической психологии вообще, а в частности — для нашей проблемы превращения межэтнической агрессии во внутриэтническую и обратно.
Когда во время межэтнического конфликта возникает агрессия, она принимает формы мстительной разрушительности.Таков импульс человека и группы, которые вовлечены в конфликт. Но во многих случаях человек не имеет возможности удовлетворить свою потребность в мести, так как враг неприступен, нет средств для достижения цели и т.п. Акты мщения откладываются на будущее, иногда — неопределенно долго. Но ведь агрессивность у человека не исчезает совсем! Его психика перенапряжена и требует разрядки.
Одним из путей разрядки межэтнической агрессии, согласно нашей гипотезе, является ее трансформация во внутриэтническую. Но это общая идея. В реальной жизни мы имеем дело с разными видами агрессивности и агрессии. Поэтому дальнейшее более конкретное исследование следует осуществить уже дифференцированно, так как мы должны проследить за трансформациями каждого отдельного вида агрессии, возникшего в межэтническом контексте, во внутриэтническую свою разновидность (или противоположность).
Так, можно задать себе вопрос: во что превращается межэтническая мстительная разрушительность, когда она направляется на представителей своего этноса? Кого выбирает человек в качестве объектов своей агрессии? Как действуют механизмы проекции, атрибуции и другие, участие которых в этих процессах мы уже доказали?
Завистьявляется разновидностью разрушительной агрессивности. Она очень часто возникает между этносами. Каким образом межэтническая зависть превращается во внутриэтническую? Кого выбирает завидующий в качестве мишеней своей агрессии? Как используются механизмы проекции, атрибуции, рационализации и другие в данном конкретном случае? Чем отличается зависть от мстительности?Как они сочетаются и когда сочетаются? Ведь одно дело, когда другой человек нанес нам
IP
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
381
вред и мы хотим отомстить обидчику, и в значительной мере ситуация иная, когда другой человек добивается успехов без нанесения мне вреда, но я ему завидую и решаю мстить. За что мстят люди в подобных случаях? Как тут обстоит дело с проблемой справедливости: с принципом справедливости, с "чувством" ее наличия или отсутствия? Сохраняется ли зависть человека к другой нации за ее успехи после того, как эта разновидность агрессии преобразовалась во внутриэтническую? Трансформируется ли она полностью или частично? Может ли зависть после своих преобразований вернуться полностью в свое прежнее состояние и опять стать межэтнической агрессивностью? Если это возможно, то какие условия для ее реализации нужны? Все эти вопросы требуют (и достойны) тщательного исследования, если, конечно, мы хотим развития целого ряда аспектов этнопсихологии и теории человеческой агрессивности.
Приведем конкретньгй и весьма актуальный пример: в настоящее время (1997—2000 гг.) западные страны и Россия приступили к транспортировке нефти из Азербайджана. Есть планы построения новых магистралей нефтепроводов и т.п. Идет соперничество между разными странами и компаниями. Речь идет о миллиардных прибылях, которые может получить эта прикаспийская страна. Автор этих строк, как гражданин Армении, страны, которая не располагает такими богатствами, завидует этой ветви турецкого этноса и считает, что она недостойна такой судьбы, и т.п. Но я четко осознаю, что пока об этих моих мыслях и чувствах я могу только писать, а этого недостаточно: это не является для меня полнокровным мщением, которое приносило бы мне удовлетворение. Моя агрессивность не уменьшается и все время беспокоит меня. Я мысленно ищу способы компенсации бедности почвы той части родины, которую мы сумели отстоять. Одновременно не исчезает желание мести. Но за что? За их более счастливую судьбу, но также за все те преступления, которые они совершили против моего народа. Здесь положение вещей, как мы видим, сложное: другой этнос вызывает зависть своими успехами, но одновременно я переживаю агрессивность к нему как к фрустратору.
Но если мы возьмем тот случай, когда этнос Б не делал ничего плохого этносу А, но представители А завидуют предста-
382 Альберт Напчаджян
вителям Б, то возникает вопрос: за что А собирается отомстить? Здесь надо использовать идеи о социальном сравнениии относительной депривации:А, сравнивая себя с Б, переживает чувство относительной депривации, т.е. разновидность фрустрации, вследствие чего у него возникает агрессивность. Как правило, эта агрессивность принимает комплексную форму зависти и мстительности. Если есть психологическая основа для мести - одно дело, если же нет - ситуация иная. В этих двух случаях, как мы полагаем, трансформированные формы агрессивности личности и групп будут различными. Общим итогом является ухудшение внутриэтнических отношений, возникновение конфликтов и агрессии, поиск "козлов отпущения" и т.п. Но в указанных двух случаях должны наблюдаться также дифференцированные результаты. Именно они и подлежат специальному исследованию.