Этническая агрессия, прочность и развал ранжированных обществ
А. Общие вопросы
Между ранжированными и неранжированными многоэтническими обществами существуют интересные различия. Одно из них состоит в том, что в ранжированных обществах этнические группы знают свое место в иерархии этносов и своими действиями адаптируются к своему статусу. Между этносами с различными статусами существует определенное взаимопонимание относительно того, какое место каждая группа занимает, как должны они и их отдельные члены вести себя в различных взаимоотношениях и т.п. Это означает, что кроме насилия и конфликтов, в ранжированных обществах между этническими группами существует определенная степень согласия о способностях, правах и обязанностях каждой из групп. Причем во многих обществах религия играет роль фактора, узаконивающего межэтническую иерархию отношений. Например, христианская религия играла такую роль не только в многоэтнических христианских государствах, но и в совершенно других условиях. Например, в Османской империи жили многие христианские народы, которые занимали подчиненное, унизительное положение. Но очень часто христианская церковь призывала свою паству к покорности, вследствие чего укреплялась субординация этносов и, что еще хуже, у подчиненных народов формировались отрицательные черты характера, например, раболепство и конформизм.
В ранжированных обществах иногда этносы с неравными статусами даже могут поддерживать друг друга против тех, кто хотел бы нарушить эти вертикальные отношения или представляет угрозу одной из этих этнических групп. Так, доминирующая группа, в ответ на какие-то услуги, может поддержать и защитить подчиненную группу. Такие группы принимают
Альберт Налчаджян
предпосылки неравенства и подчиненные группы своими действиями адаптируются к своему низкому статусу1.
Исследование способов, механизмов и результатов такой адаптации — важная задача этнической психологии и социологии. Эти механизмы плохо исследованы, но один важный итог очевиден и на него указывает ряд авторов, в том числе Д. Го-ровиц: такая адаптация делает поведение подчиненной группы в значительной степени предвидимым.
Между тем взаимоотношения между этническими группами в неранжированных обществах значительно труднее предвидеть: в них нет групп с достаточно высоким авторитетом, чтобы можно было создать устойчивые отношения субординации. В таких обществах наблюдается изобилие недоразумений и искаженных взаимных восприятий. От всего этого страдает сотрудничество этносов.
Итак, в ранжированных обществах больше объединяющих сил, чем в неранжированных обществах на определенном этапе их развития. Сплоченность ранжированных обществ обусловлена, в частности, тем, что значительная часть агрессивности подчиненных групп, первоначально направленная на доминирующий этнос, затем меняет свое направление и разряжается на этнических группах с равным с агрессором статусом. Направленная на доминирующую группу агрессивность подавляется отчасти страхом, отчасти же привычным почтением к вышестоящему. Это явление на уровне взаимодействующих индивидов показано Л. Берковицем и другими психологами^. Что же касается переноса агрессии на этносы с равными статусами, в так называемо^ "горизонтальном" направлении, то это явление немного спустя рассмотрим отдельно.
Можно предположить, что, несмотря на наличие указанных механизмов преобразования агрессивности, возникшей при контактах этносов, значительные враждебные заряды сохраняются и ждут повода для выражения и разрядки. Об этом свиде-
1
Horowitz D. L.,Ethnic Groups in Conflict. Univ. of Calif. Press, Berkley. Los Angeles. London. 1985, p. 28; Gellner, Ernest and Charles Micaud (eds.),Arabs and Berbers: From Tribe to Nation in North Africa. Lexington (Mass.). Lexington Books, 1972, p. 383.
Berkowitz L.,Aggression: A Social-Psychological Analysis. New Vork: McGraw-Hill, 1962, pp. 76-78.
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
375
тельствует отмеченное исследователями' явление: когда в этнически ранжированной социальной системе "цемент ломается", все здание разрушается. Когда этнические иерархии подрываются, они претерпевают фундаментальные трансформации.
Очень убедительными новейшими иллюстрациями являются коллапс СССР, Югославии и других многоэтнических государств. Более ранними примерами являются Османская империя, Арабский халифат, Римская империя, Австро-Венгерская империя и другие. Описанный подход создает основу для этнопсихологического исследования истории разных народов и государств.
Б. Преобразования этнической агрессии и структура общества
Группа предложенных нами гипотез о взаимосвязях межэтнической и внутриэтнической агрессии (МА и ВА) в первую очередь справедлива тогда, когда имеются в виду два преимущественно моноэтнических государства, между которыми имеет место конфликт. Конфликты сопровождаются враждебностью и агрессивными действиями, которые подвергаются таким изменениям (переносу, сублимации и т.п.), которые нами в основном уже описаны.
Однако вполне очевидно, что данные явления, безусловно существующие и в многоэтнических обществах и государствах (Россия, США, Турция и др.), принимают дополнительные социологические формы и социально—психологические особенности.
Они различны в многоэтнических обществах с вертикальной структурой. Это, как мы уже знаем, ранжированные многоэтнические государстватипа названных выше.
Но существуют и неранжированные многоэтнические государства, где отношения этносов "горизонтальные", т.е. они равны друг другу по статусу. Причем одно и то же общество может иметь и горизонтальную (неранжированную), и вертикальную (ранжированную) структуру, которые входят в общую, более сложную структуру. Такую сложную структуру имел СССР, где существовали: союзный центр, союзные республики, автономные республики, автономные области. Большинст-
1 См.: Horowitz D. L., Op. cit., p. 29.
376_____________________________________ Лгьберт Налчаджян
во этих образований создавалось на этнической основе (т.е. их создатели стремились, чтобы этнические границы территорий совпадали с национально-государственными границами). Однако в некоторых случаях этот принцип был нарушен.
Общества и государства со временем меняются. Наблюдаются переходы от одного типа вышеуказанных отношений к другим типам. Например, внутригосударственный этнический конфликт нередко превращается в межгосударственный. Например, конфликт между Нагорным Карабахом и Азербайджаном претерпел именно такую трансформацию — важнейшее обстоятельство, которое посредники, а тем более руководители Азербайджана, не совсем осознают. Межгосударственный конфликт нельзя разрешить теми же методами, что и внутригосударственный. Их последствия тоже для каждого из этносов различны (в том числе превращения агрессии и связанные с ними процессы).
Точно так же конфликт между Арменией и Азербайджаном в составе СССР был внутригосударственным, а теперь он уже межгосударственный. Такие преобразования конфликтов, их переход из одного вида в другой, мы видим также в Югославии. Во всех тех случаях, когда империи разваливаются и создаются новые независимые государства на этнической основе, имеют место превращения внутригосударственных конфликтов в межгосударственные.Одним из последствий такой трансформации является то, что к разрешению конфликтов получают доступ международные посредники.