Превращения этнической агрессии и преступность
Как мы уже сказали, превращение неудовлетворенной межэтнической агрессивности во внутриэтническую приводит к многообразным последствиям в жизни этнической общности.
Здесь мы продолжим основную нашу гипотезу, изложенную в первых параграфах данной главы, и предложим еще одну дополнительную гипотезу, а именно: в результате трансформации межэтнической агрессии во внутриэтническую увеличивается в этнической общности число преступлений, направленных против личности, против существования, чести и достоинства конкретных людей.Эта гипотеза конкретизирует и делает еще более специфичной нашу общую гипотезу о том, что вообще межэтническая агрессивность переносится во внутриэтническую среду каждого из враждующих этносов. Причем, как уже должно быть понятно из вышеизложенного, это не простой перенос, а преобразование. Даже если агрессия остается агрессией (а не сублимируется в той или иной степени и форме), она, тем не менее, психологически уже другая: ее объектами стали представители своей нации, поэтому совершаемые действия должны получить уже другую мотивировку.Одно дело, когда во время армяно-азербайджанского конфликта армянин атакует азербайджанца, и другое дело, когда при невозможности или недостаточности (в смысле психофизиологической разрядки) этого пути он переносит свою агрессию на соотечественника (представителя своего этноса). Здесь, как мы увидели, используются дополнительные психические процессы, например, атрибуции черт врага, которого не удалось полностью одолеть и уничтожить и другие, о которых мы уже писали. Вообще замечено, что когда войны между странами заканчиваются и солдаты возвращаются домой, в социальной жизни наблюдаются новые яв-
372 Альберт Налчаджян
ления, в том числе усиление агрессивности и увеличение числа различных мелких и крупных преступлений с применением насилия.Это можно доказать как историческими примерами, так и статистическими данными, которые еще следует собрать.
Превращенная таким образом во внутриэтническую, первоначально межэтническая агрессия сопровождается такими социально-психологическими процессами, как: а) снижение оценок своего этноса и ценности своей принадлежности к этой общности; б) при более глубокой деморализации - обесценивание национальных символов. Справедливость этих утверждений нетрудно подтвердить эмпирически.
При исследовании этих явлений возникают различные трудности, одна из которых следующая: внутриэтническая агрессивность существует всегда.Она выражается в таких формах, как насильственные преступления, которые есть во всех известных этнических сообществах, беспощадность соперничества в бизнесе и других сферах жизни, взаимная острая и несправедливая критика, драки, распространение невыгодных слухов, ругательства и т.п. Поэтому вопрос стоит так: каким образом различить превращенную межэтническую агрессивность от тех форм агрессии, которые уже существовали в данной этнической общности или государстве? Это очень важная и не только методическая задача, которую мы уже обсудили отдельно.
Мы полагаем, что в сфере экономических преступлений влияние превращенной межэтнической агрессии выражается несравненно слабее, чем в сфере насильственных преступлений. Мы считаем также, что часть иммигрантов покидает свою страну вследствие усиления внутриэтнической агрессивности. Это утверждение тоже нетрудно проверить эмпирически, что уже в определенной степени сделано нами.
Наконец, специального исследования требует следующее утверждение, которое тоже здесь предлагается в виде гипотезы:часть межэтнической агрессии подвергается таким глубоким изменениям, что уже можно говорить о ее сублимации. Например, человек может выражать энергию, связанную с межэтнической агрессивностью, в такой активной созидательной деятельности, как организация и усиление армии и государства, научно—техническое творчество, создание поэзии и музыки, и даже написание психологического труда об агрессии, как по-
От межэтнической агрессии к внутриэтнической
373
ступает автор этих строк. Кстати, стихи и другие виды художественного труда солдат можно исследовать с целью понимания того, каким образом у них сублимируется агрессия.