В. Индивидуальная этнозашита Гитлера и ее генерализация
Эническая самозащита Гитлера выразилась в различных поведенческих формах. 1) В своих публичных речах и частных беседах Гитлер вновь и вновь возвращался к теме об опасности "отравления крови": эта мысль, по—видимому, никогда не по-
Агресивная этнозащита
319
кидала его. И то, что он говорил об этом, выражало, часто довольно прозрачно, его личные переживания. Только имея такую личную проблему, человек мог сказать следующее: "Только потеря чистоты своей крови навсегда разрушает внутреннее счастье. Она навсегда унижает человека и ее последствия уже никогда не могут быть устранены из его тела и души"1. У этого человека была потребность возмещения, искуплениямучительного чувства личной "отравленности". Но он не смог ни себе, ни другим (тем более) признаться в этом, поэтому в его психике произошло очень интересное явление: как "грех" и фрустрация, так и тенденция к этнической самозащите, обобщились и распространились на всех немцев. Индивидуальная этнозащита превратилась в общеэтническую.Но чтобы индивид мог перейти на такой уровень защитного поведения, он должен считать и поверить, что не только он, но и весь его этнос фру-стрирован. И поэтому он стал утверждать, что весь немецкий народ "грешен", что все германцы были вовлечены в такие порочащие связи. "Все мы страдаем от отравления крови", утверждает Гитлер. Обобщение своей личной проблемы он поднимает даже до уровня человечества и говорит, что следует наказать евреев за то, что они убили Христа. Еврейскую кровь Христа он считал "особым проклятием". Его кровь лежит на Совести всех евреев, и миссию наказания этого народа Гитлер брал на себя.
Итак, свою проблему Гитлер проецировал на всех немцев и даже на человечество. В основе генерализации этнозащиты, таким образом, лежит работа механизма проективной атрибуции.2) Почему Гитлер не хотел иметь детей? Он обосновал свое решение двумя доводами: а) он боялся скрытой зараженности своей крови; б) он боялся, что могут рождаться умственно неполноценные дети, поскольку он был гением, и в его роду, кроме того, были слабоумные родственники. Он говорил, что детям гения в жизни приходится очень трудно: каждый ждет, что у них должны быть такие же способности, как и у их знаменитого родителя. Но это редко бывает. 3) С детских лет уГитлера была привычка предоставлять пиявкам высасывать свою кровь. Позже этим стал заниматься его врач доктор Мо-
' Wait R. G. L. Op. cit., p. 128.
320
Альберт Налчаджян
релл спомощью шприцев. Эта привычка удалять из тела свою кровь наводит на мысль, что у него были какие—то сомнения насчет чистоты своей крови. Он хотел избавиться от нее. 4) Гитлер очень был озабочен параметрами своей головы (высотой, формой) и с помощью специалистов производил на себе специальные измерения. Его, видимо, беспокоила мысль, что у него могут быть "еврейские черты" головы. Нацисты полагали, что "еврейство" человека можно установить по форме скальпа (крана). На основе тщательных измерений Гитлер "доказал себе", что он не еврей. 5) В 1935 году Гитлер провел специальный закон "о защите крови", сам редактировал текст и дал строгое указание специалистам ничего в нем не изменять. То, что при этом он думал о своей бабушке, которую мог совратить ее хозяин—еврей, получило прямое отражение в третьем параграфе этого закона, в котором специально подчеркивалось: евреи не имеют права иметь у себя дома служанок германской или связанной с ней крови возрастом ниже 45 лет. Бабушке Гитлера был 41 год, когда она, работая служанкой у еврея, забеременела. 6) Свою проблему Гитлер проецировал не только на германскую нацию вообще, но и на конкретных людей. Причем была сохранена даже сама беспокоящая его тема. Так, он обвинил депутата Маттиаса Элцбергера в том, что тот предал Германию, поскольку принял Версальский договор, и назвал этого человека незаконным сыном служанки и еврея—работодателя.Правда, издатель книги Гитлера, где он выдвинул это обвинение, отметил, что слухи эти беспочвенны. Но для психолога интересна сама по себе проективная атрибуция Гитлера. 7) Достаточно было в присутствии Гитлера говорить о том, что где—то какая—либо немецкая девушка является служанкой и он приходил в гневливое состояние. Характерен следующий случай, имевший место в ЗО-е годы: Гитлеру сообщают, что мать директора отеля "Дойчер Хоф", где он имел обыкновение останавливаться, дала объявление в католическом журнале о том, что ей требуется служанка. Фюрер от этого известия пришел в ярость, совершенно непропорциональную важности вопроса.Директора сразу же освобождают и дискредитируют (внося в черные списки)1. Отто Дитрих, автор одной из биографий Гитле-
Wait R. G. L. Op. cit, p. 129.
Агресивная этнозащита
321
pa, рассказывая об этом, психологически очень верно отмечает именно неадекватно бурную реакциюГитлера на данный факт'. Мы знаем, что подобные чрезмерные реакции обусловлены особой значимостью события для личности. А такая значимость налицо тогда, когда событие актуализирует в психике человека какие—то проблемы, конфликты и комплексы, которые мучительны для него, глубоко фрустрируют его. Еще об одном таком возмутительном случае Гитлер говорил в феврале 1942 года, во время одного из своих ночных монологов. Он сообщил о сельской девушке, которая работала дома у господина Хирша и была изнасилована хозяином2. 8) Ненависть к определенным населенным пунктам.У Гитлера было "странное агрессивное отношение" к тем поселениям, которые были связаны с жизнью его родителей, особенно отца. В литературе приводится ряд примеров иррационального, непонятного для окружающих эмоционального поведения Гитлера в связи с этими поселками: а) после автопоездки в сельские районы Австрии в 1942 году Альберт Шпеер сообщил Гитлеру, что по дороге заметил в маленьком городке Шпитель доску на сельском доме с надписью: "Здесь жил фюрер в свои молодые годы". Услышав эти слова, Гитлер пришел в ярость и вызвал Мартина Бормана. Тот в тревоге вошел и Гитлер сердито сказал ему: "Сколько раз я говорил, что этот городок не следует никогда упоминать, а этот идиот гаулайтер выставил доску. Следует немедленно убрать ее". А. Шпееру был непонятен гнев Гитлера, так как фюрер любил, когда украшали места его детства в Линце и Браунау. Согласно Р. Уэйту, объяснение поведения Гитлера возможно только с учетом того, что в этом доме жил его отец, вспомнив которого он воспроизвел в сознании также его родословную. Этого было достаточно для эмоциональной вспышки3; б) в марте 1938 года, сразу же после присоединения Австрии, Гитлер в поисках удобного места для артиллерийского полигона Вермахта объездил страну и выбрал село Деллерсхайм. В этом селе родился его отец, здесь была похоронена его бабушка. Командующий 17—м военным округом, куда входила эта мест-
' Otto Dietrich Hitler.Transl. by R. and С Winson. Chicago, 1955, p. 156. 3 Wait R. G. L. Op. cit., p.129. 3 WaitR. G. L. Op. cit., p.130.
322
Альберт Налчаджян
ность, получил приказ подготовить место как можно быстрее. Все было разрушено артиллерией — дом за домом, кладбище, буквально все, а жителей эвакуировали. В нижней Австрии было много пустынных земель, удобных для полигона. Поэтому уничтожение села было непонятно. Маловероятно, отмечают авторы, описывающие данный эпизод из жизни Гитлера, чтобы это место было выбрано случайно. Более вероятно, что Гитлер сознательно уничтожал все то, что могло напоминать ему о своем возможном еврейском происхождении. В данный список были включены место рождения его отца и могила его бабушки.
Если сравнить двух диктаторов, Гитлера и Сталина, в их отношении к своему прошлому, то мы видим, что Сталин уничтожал лишь людей, которые знали его в детские и юношеские годы, но ничего не разрушал. Он, по-видимому, не имел более или менее патологизированных комплексов в связи со своим происхождением. Оба диктатора уничтожали свое прошлое, но по—разному. Гитлер не хотел, чтобы люди знали, откуда он и какого происхождения. Поэтому он лгал, говоря, будто родился в Нижней Саксонии. 9) Гитлер считал двумя основными признаками евреев неприятный запах тела и большой нос. Но эти два признака были и у него и очень его беспокоили. Он был чистоплотным до обсиессивности, очень часто умывался и купался. Он не употреблял никаких одеколонов, ненавидел их, считал их еврейскими изобретениями, с помощью которых представители этой расы хотели скрывать свой неприятный запах. Он думал, что запах одеколона выдает еврейское происхождение человека. Когда Гитлера спросили, почему евреи всегда остаются чужими для нации, фюрер выпалил готовый ответ: "У евреев другой запах". Он даже публично говорил о различии запахов рас и с прискорбием отмечал, что развитие парфюмерии позволяет евреям скрывать свой естественный запах. Что касается носа, то его беспокоил свой большой нос с широкими дыхательными отверстиями. Для того, чтобы скрыть их, Гитлер решил растить маленькие усики, ширина которых была как раз такова, чтобы скрывать носовые отверстия. Он считал еврейский нос агрессивным, жестоким и порочным. И здесь он обобщил свою личную проблему, распространив ее на всю нацию — еврейство. Свою же потребность в самозащите он
Агресивная этнозащита
323
распространил на всю немецкую нацию. В результате этого личный внутренний конфликт Гитлера, с помощью механизма проективной атрибуции, превратился в конфликт двух этно-совггерманцев (арийцев вообще) и евреев.Поскольку уже с детства он усвоил этноцентрическую и нациоцентрическую идеологию и антисемитизм, то у него, как мы считаем, произошло двойное усиление антисемитизма.Идеология поддерживала личные тенденции самозащиты, а индивидуальная этническая самозашита, вытесненная и усиленная, нашла гипертрофированное и крайне агрессивное выражение на уровне общеэтнической психологической самозащиты.