Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность

Исследование этнических стереотипов и предрассудков по­казало, что во многих случаях они не основаны на точном зна­нии и правильной интерпретации реальных признаков той эт­нической группы, к которой они относятся. Здесь играет роль механизм переноса агрессии.

Фрустрированные люди, не осознавая происходящие в сво­ей психике сложные процессы, перемещают свою агрессию на другие этнические группы, которые не имеют никакого прямо­го отношения к их лишениям. Эта их иррациональная враждеб­ностьнаправляется на представителей других социальных, эт­нических и расовых групп, которые они пытаются превратить в своих жертв, т.е. "козлов отпущения". Данный процесс пре­вращения внутриэтническои агрессии в межэтническуюпо своим психологическим особенностям аналогичен тому, что имеет место в распространенном бытовом случае: фрустрированный на работе человек переносит свою агрессию домой и террори­зирует членов своей семьи. Об этом мы уже говорили. С помо-

I

"Литературная газета", 25 мая 1979 г., №30.

Агоесивная этнозащита

313

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru шью этого механизма человек защищает свое я от разруши­тельного воздействия накопленной агрессивности. Если бы его гнев не получил выхода, то мог бы начаться процесс инверсии его агрессивности,о возможных последствиях которого мы уже знаем.

Каким образом в подобных ситуациях изменить или хотя бы смягчить установку агрессора к группе этнического меньшин­ства? Исследования показывают, что в таких случаях попытки прямого убеждения агрессора, сообщение ему объективной ин­формации об этнической группе, ее свойствах и действиях, ма­лоэффективны. Лучшие результаты получаются тогда, когда аг­рессору демонстрируются глубинные иррациональные динами­ческие процессы его отношения к этнической группе1. Иначе говоря, эффективнее показать человеку, в какой мере его аг­рессивные действия не соответствуют представлениям о себе, о своей разумности и рациональности. Дело в том, что всехотят выглядеть разумными, и когда нам удается показать человеку, что его действия имеют иррациональную основу, он может от­казаться от их совершения, но, по—видимому, лишь тогда, ког­да не имеет других сильных мотивов.

Что механизм поиска "козлов отпущения" основан на пере­мещении агрессии, доказывается тем, что расовые и межэтни­ческие конфликты обостряются в периоды экономической де-привации и войн, т.е. тогда, когда многие человеческие потреб­ности плохо удовлетворяются, когда люди терпят различные лишения2.

Во многих случаях выбор "козла отпущения" является пол­ностью случайным. Но в других случаях потенциальная жертва может совершить что—то, что провоцирует агрессора, вызывая к себе его враждебное отношение. Однако нередко провоциру­ющими могут стать уже только антропологические (расовые) признаки, а также культурные, языковые и другие различия. Совокупность определенных признаков может составить образ "неполноценного" этноса или других человеческих сообществ.

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru ' См.: Newcomb Т., Op. cit., p. 98.

' См.: Hovland С. J. and Sears R. R. Minor studies of aggression: VI. Correlation oflynchings with economic indices. "Journal of Psyhology", 1940, 9, pp. 301-310.

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru 314 Альберт Налчаджян

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Жертвами подобных преследований с древнейших времен становились, например, евреи, которых в средневековой Евро­пе забрасывали камнями, а в XX веке уничтожали в массовом порядке (холокост). В Османской империи и даже в так назы­ваемой "республиканской Турции" вплоть до 1923 года истреб­ляли армян, греков и представителей других национальностей - подлинных хозяев Малой Азии и Закавказья. Руководители "новой Турции" поставили перед собой задачу создания этни­чески унитарного государства, где все должны быть турками. С этой целью в последние десятилетия турки методически унич­тожают уже курдов - своих бывших союзников по осуществле­нию геноцида христианских народов.

Во время одного исследования было показано, что предрас­судки против японцев и мексиканцев значительно усилились после того, как испытуемые были поставлены в высшей степе­ни фрустрирующую ситуацию1.

Исследуя антиеврейские и антинегритянские предрассудки, исследователи провели интенсивные клинические интервью с ветеранами армии, которые сами не являлись членами групп национальных меньшинств. Полученные данные подтвердили гипотезу, согласно которой люди, которые верили, что терпели лишения, оказались более склонными к этнической нетерпи­мости по сравнению с средним уровнем этой установки. Ис­следователи обнаружили также, что ветераны, карьера которых имела нисходящий характер, были в большей степени отягоще­ны предрассудками, чем те, кто имел восходящую, успешную карьеру2.

В условиях экономических трудностей в США всегда растет число линчеваний. Интересно также следующее наблюдение: в Пуэрто— Рико нет заметных антинегритянских настроений. Од­нако когда жители этой страны оказываются в Нью-Йорке и становятся объектами расовых чувств, они сами проявляют ан­тинегритянские чувства. Это способ выбора "козлов отпуще­ния" у лиц, которых фрустрируют другие.

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru 1 См.: Miller N. Е. and Bugelski R.Minor studies of aggression: II. The influence of

frustrations imposed by the in-group on attitudes expressed toward out—groups. "Journal of Psychology", 1948, pp. 437-442.

2 См.: Bettclheim B. and JanowitzM. Dynamic of prejudice: A psychological and

sociological study of veterans. New York: Harper and Brothers, 1950.

Агресивная этнозащшпа

315

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru В оценке других людей и групп наличие предрассудков зави­сит также от фрустрированности со стороны родителей. В це­лом, чем более фрустрирован человек, тем более он склонен к предрассудкам по отношению к национальным меньшинствам.

Чувство винытоже заставляет людей искать для себя "козлов отпущения", так как оно причиняет беспокойство и страдание. Это происходит посредством механизма проекции:собственные недостатки человек приписывает другим и, тем самым, осво­бождается (конечно, лишь до некоторой степени) от чувства вины. Это означает, что в подобных случаях оба механизма -проекция и перенос агрессии — работают вместе и составляют защитно—адаптивный комплекс. Так, оказывается, что в США среди бизнесменов англосаксонского происхождения распрост­ранено мнение, будто бизнесмены еврейской национальности действуют нечестно. Однако с помощью такой проекции "об­винители" маскируют свои собственные махинации и не толь­ко перед обществом, но и перед лицом своей совести.

Ясно, что чувство вины тоже может стать постоянным вну­тренним фрустратором, и проекция на других выступает в ка­честве защитного психологического механизма. Этот способ за­щиты действует и в том случае, когда люди рассуждают о пред­ставителях других этнических групп.

§ 8.15. Этнозащита на индивидуальном уровне (на одном историческом примере)

Каждый этнофор имеет свое индивидуальное этническое "я", наряду с которым существует также общеэтническое, групповое самосознание (я—концепция или "мы"—концепция всего этноса). Оно тоже локализуется в психике индивидов, но одновременно — также в этнической культуре и совместной активности людей.

Если это так, то при фрустрации этноса потребность в пси­хологической самозащите возникает как на индивидуальном, так и на общеэтническом уровнях. Причем очень часто индивиду­альная этническая самозащита является одновременно защитой всего этноса от внешнего фрустратора. Все эти явления и ут­верждения станут более понятны, если мы рассмотрим их на од­ном очень любопытном историческом примере. Материал для рассмотрения этой проблемы мы берем из книги психоисторика

316

Альберт Налчадлсян

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Роберта Уэйта "Психопатический бог: Адольф Гитлер"1. Речь идет об индивидуальной этнической самозащите Гитлера, кото­рая, однако, в книге названного автора представляется просто как ряд странных поступков этого неуравновешенного человека.

А. Был лидед Гитлера евреем?

ВJ930 году А. Гитлер получил информацию о том, что один из его родственников близок к тому, чтобы дискредитировать его: этот человек готовился заявить, что у фюрера дед был ев­реем. Гитлер срочно вызывает своего личного адвоката Ханса Франка и поручает ему расследовать это дело. Адвокат выясня­ет, что отец Гитлера был незаконнорожденным сыном Марии Анны Шикльгрубер, работавшей в Граце служанкой в еврей­ской семье Франкенбергеров. Со дня рождения отца Гитлера — Алоиса до достижения им 14—летнего возраста Франкенбергер платил деньги для поддержки ребенка. Поэтому ходили слухи о том, что Мария Анна Шикльгрубер забеременела от этого ев­рея. Когда адвокат сообщил эти сведения Гитлеру, тот заявил, что все разговоры о том, будто этот еврей из Граца был его де­дом — ложь. Он заявил, будто бабушка говорила, что это имен­но так, а деньги она получала, так как была очень бедна. На са­мом же деле Гитлер лгал, так как эта бабушка умерла за 35 лет до его рождения. Но Гитлер никогда не отрицал, что его ба­бушка действительно получала деньги от Франкенбергера. Ба­бушка Мария и этот человек писали друг другу письма, кото­рые, однако, не сохранились.

Последующие исследования историков показали, что в Гра­це еврея по фамилии Франкенбергер вообще не было, никаких документов не обнаружено и т.п. Так что, действительно, нет убедительных доказательств, чтобы можно было утверждать о присутствии "еврейской крови" в жилах Адольфа Гитлера. Ве­роятно, что никогда не будет возможно получить точный ответ на вопрос о том, был ли дед Гитлера евреем. Но, как верно за­метил Р. Уэйт, не это суть валено: намного важнее психологи­ческая сторона вопроса, а именно: считал ли Гитлер, что носит в себе еврейскую кровь2?

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru См.: Wait R. G.L. The Psychopathic God: Adolf Hitler. ! См.: WaitR. G. L. The Psychopathic God: Adoif Hitler, pp. 126-128.

Агресивная этнозащита

317

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Б. Психо-логика сомнения и подозрений

Да, отвечает Р. Уэйт, Гитлер думал так и всю жизнь мучил­ся сомнениями. И ему страшно было думать о том, что он сам "заражен" еврейской кровью. "Это подозрение составило пси­хическую реальность для Гитлера. Оно способствовало форми­рованию его личности и определению его общественной поли­тики'".

Но прежде чем перейти к поведенческим выражениям этих сомнений, которые являются доказательством переживания Гитлером внутренних конфликтов и сомнений, скажем два слова о логикеподобных переживаний.

Психическая реальностьне есть идеальная копия, "зеркаль­ное отражение" объективной реальности в психике человека. Образы восприятия реальности или различных сведений о ми­ре перерабатываются в психике человека лишь частично по зако­нам формальной логики.И вообще законам формальной логики подчиняется лишь часть человеческого мышления, даже созна­тельного. Что же касается огромного моря наших подсозна­тельных переживаний и познавательных процессов, то их логи­ка другая. Психическая жизнь имеет свою особую логику -психо—логику,которая выражается в различных защитных про­цессах, стереотипах и пословицах, в процессах образования сновидений и т.п. Без исследования психо—логики невозмож­но установить законы психической жизни.

Гитлер, по—видимому, не хотел верить в разговоры о своем полуеврейском происхождении, тем более, что убедительных и документально подтвержденных фактов, доказывающих это предположение, не было. Но он, по-видимому, руководство­вался не столько формальной логикой, сколько логикой "на­родной", повседневной психологии, которая в подобных обсто­ятельствах выражается в пословице: "Дыма без огня не быва­ет". Логика этого изречения такова, что если о чем—то или о ком-то распространяются слухи, то в них обязательно есть до­ля правды.

Но в том—то и дело, что "дым без огня бывает" и довольно часто. Человека осуждают за преступление, которое он не со­вершил. Женщину подозревают в неверности мужу только по-

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru .: Wait R. G. L. Op. cit., p. 128.

318

Альберт Налчаджян

Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность - student2.ru тому, что она встретила на улице школьного товарища и обме­нялась с ним несколькими словами. Но их же видели вместе!Сомневаясь и подозревая, Отелло убил Дездемону и совершил затем самоубийство. Логика пословицы, сгустившая в себе ло­гику сомнения, оказывается сильнее фактов или логики их от­сутствия. Это особая психо-логика, которая действует как при внутреннем обсуждении человеком своих конфликтов и сомне­ний, так и в соответствующем поведении. Психо—логика, по—видимому, занимает преобладающее место во внутренней речи, но ее следы можно видеть и в импульсивных, "иррацио­нальных" действиях людей, которые зачастую остаются непо­нятнымикак для окружающих, гак и для самого их исполните­ля. Понимать мы можем только то, что подчиняется той логике, которой мы руководствуемся.Проблема "умности" и "глупос­ти", следовательно, проблема психо—логической относительнос­ти.Один и тот же человек может выглядеть умным в одной со­циальной или этнической среде и глупым - в другой.

Поскольку у Гитлера остались сомнения насчет упомянутой, очень важной для него, проблемы, то нетрудно предположить, что у него возникла также потребность в индивидуальной этно-защите,т.е. защите своей индивидуальной этнической я—кон­цепции, утверждения и доказательства для себя своего "чисто арийского происхождения". Он всегда гордился тем, что явля­ется "чистокровным немцем", а теперь вот такие разговоры и такие сомнения! Можно представить себе ту мощную мотива­цию этнической самозащиты, которая возникла у этого им­пульсивного человека с психопатическими чертами. Каким об­разом он реализовал эту мотивацию? Он переживал сильный страх и постоянную тревогу: а вдруг эти слухи верны? Провер­ки, которые он производил с помощью своего юриста — толь­ко часть той самозащиты, которую он организовал. Причем са­мую разумную, логическую часть. Для психологии значительно больший интерес представляют другие его действия.

Наши рекомендации