Г. Замещение агрессии и иррациональная межэтническая враждебность
Исследование этнических стереотипов и предрассудков показало, что во многих случаях они не основаны на точном знании и правильной интерпретации реальных признаков той этнической группы, к которой они относятся. Здесь играет роль механизм переноса агрессии.
Фрустрированные люди, не осознавая происходящие в своей психике сложные процессы, перемещают свою агрессию на другие этнические группы, которые не имеют никакого прямого отношения к их лишениям. Эта их иррациональная враждебностьнаправляется на представителей других социальных, этнических и расовых групп, которые они пытаются превратить в своих жертв, т.е. "козлов отпущения". Данный процесс превращения внутриэтническои агрессии в межэтническуюпо своим психологическим особенностям аналогичен тому, что имеет место в распространенном бытовом случае: фрустрированный на работе человек переносит свою агрессию домой и терроризирует членов своей семьи. Об этом мы уже говорили. С помо-
I
"Литературная газета", 25 мая 1979 г., №30.
Агоесивная этнозащита
313
шью этого механизма человек защищает свое я от разрушительного воздействия накопленной агрессивности. Если бы его гнев не получил выхода, то мог бы начаться процесс инверсии его агрессивности,о возможных последствиях которого мы уже знаем.
Каким образом в подобных ситуациях изменить или хотя бы смягчить установку агрессора к группе этнического меньшинства? Исследования показывают, что в таких случаях попытки прямого убеждения агрессора, сообщение ему объективной информации об этнической группе, ее свойствах и действиях, малоэффективны. Лучшие результаты получаются тогда, когда агрессору демонстрируются глубинные иррациональные динамические процессы его отношения к этнической группе1. Иначе говоря, эффективнее показать человеку, в какой мере его агрессивные действия не соответствуют представлениям о себе, о своей разумности и рациональности. Дело в том, что всехотят выглядеть разумными, и когда нам удается показать человеку, что его действия имеют иррациональную основу, он может отказаться от их совершения, но, по—видимому, лишь тогда, когда не имеет других сильных мотивов.
Что механизм поиска "козлов отпущения" основан на перемещении агрессии, доказывается тем, что расовые и межэтнические конфликты обостряются в периоды экономической де-привации и войн, т.е. тогда, когда многие человеческие потребности плохо удовлетворяются, когда люди терпят различные лишения2.
Во многих случаях выбор "козла отпущения" является полностью случайным. Но в других случаях потенциальная жертва может совершить что—то, что провоцирует агрессора, вызывая к себе его враждебное отношение. Однако нередко провоцирующими могут стать уже только антропологические (расовые) признаки, а также культурные, языковые и другие различия. Совокупность определенных признаков может составить образ "неполноценного" этноса или других человеческих сообществ.
' См.: Newcomb Т., Op. cit., p. 98.
' См.: Hovland С. J. and Sears R. R. Minor studies of aggression: VI. Correlation oflynchings with economic indices. "Journal of Psyhology", 1940, 9, pp. 301-310.
314 Альберт Налчаджян
Жертвами подобных преследований с древнейших времен становились, например, евреи, которых в средневековой Европе забрасывали камнями, а в XX веке уничтожали в массовом порядке (холокост). В Османской империи и даже в так называемой "республиканской Турции" вплоть до 1923 года истребляли армян, греков и представителей других национальностей - подлинных хозяев Малой Азии и Закавказья. Руководители "новой Турции" поставили перед собой задачу создания этнически унитарного государства, где все должны быть турками. С этой целью в последние десятилетия турки методически уничтожают уже курдов - своих бывших союзников по осуществлению геноцида христианских народов.
Во время одного исследования было показано, что предрассудки против японцев и мексиканцев значительно усилились после того, как испытуемые были поставлены в высшей степени фрустрирующую ситуацию1.
Исследуя антиеврейские и антинегритянские предрассудки, исследователи провели интенсивные клинические интервью с ветеранами армии, которые сами не являлись членами групп национальных меньшинств. Полученные данные подтвердили гипотезу, согласно которой люди, которые верили, что терпели лишения, оказались более склонными к этнической нетерпимости по сравнению с средним уровнем этой установки. Исследователи обнаружили также, что ветераны, карьера которых имела нисходящий характер, были в большей степени отягощены предрассудками, чем те, кто имел восходящую, успешную карьеру2.
В условиях экономических трудностей в США всегда растет число линчеваний. Интересно также следующее наблюдение: в Пуэрто— Рико нет заметных антинегритянских настроений. Однако когда жители этой страны оказываются в Нью-Йорке и становятся объектами расовых чувств, они сами проявляют антинегритянские чувства. Это способ выбора "козлов отпущения" у лиц, которых фрустрируют другие.
1 См.: Miller N. Е. and Bugelski R.Minor studies of aggression: II. The influence of
frustrations imposed by the in-group on attitudes expressed toward out—groups. "Journal of Psychology", 1948, pp. 437-442.
2 См.: Bettclheim B. and JanowitzM. Dynamic of prejudice: A psychological and
sociological study of veterans. New York: Harper and Brothers, 1950.
Агресивная этнозащшпа
315
В оценке других людей и групп наличие предрассудков зависит также от фрустрированности со стороны родителей. В целом, чем более фрустрирован человек, тем более он склонен к предрассудкам по отношению к национальным меньшинствам.
Чувство винытоже заставляет людей искать для себя "козлов отпущения", так как оно причиняет беспокойство и страдание. Это происходит посредством механизма проекции:собственные недостатки человек приписывает другим и, тем самым, освобождается (конечно, лишь до некоторой степени) от чувства вины. Это означает, что в подобных случаях оба механизма -проекция и перенос агрессии — работают вместе и составляют защитно—адаптивный комплекс. Так, оказывается, что в США среди бизнесменов англосаксонского происхождения распространено мнение, будто бизнесмены еврейской национальности действуют нечестно. Однако с помощью такой проекции "обвинители" маскируют свои собственные махинации и не только перед обществом, но и перед лицом своей совести.
Ясно, что чувство вины тоже может стать постоянным внутренним фрустратором, и проекция на других выступает в качестве защитного психологического механизма. Этот способ защиты действует и в том случае, когда люди рассуждают о представителях других этнических групп.
§ 8.15. Этнозащита на индивидуальном уровне (на одном историческом примере)
Каждый этнофор имеет свое индивидуальное этническое "я", наряду с которым существует также общеэтническое, групповое самосознание (я—концепция или "мы"—концепция всего этноса). Оно тоже локализуется в психике индивидов, но одновременно — также в этнической культуре и совместной активности людей.
Если это так, то при фрустрации этноса потребность в психологической самозащите возникает как на индивидуальном, так и на общеэтническом уровнях. Причем очень часто индивидуальная этническая самозащита является одновременно защитой всего этноса от внешнего фрустратора. Все эти явления и утверждения станут более понятны, если мы рассмотрим их на одном очень любопытном историческом примере. Материал для рассмотрения этой проблемы мы берем из книги психоисторика
316
Альберт Налчадлсян
Роберта Уэйта "Психопатический бог: Адольф Гитлер"1. Речь идет об индивидуальной этнической самозащите Гитлера, которая, однако, в книге названного автора представляется просто как ряд странных поступков этого неуравновешенного человека.
А. Был лидед Гитлера евреем?
ВJ930 году А. Гитлер получил информацию о том, что один из его родственников близок к тому, чтобы дискредитировать его: этот человек готовился заявить, что у фюрера дед был евреем. Гитлер срочно вызывает своего личного адвоката Ханса Франка и поручает ему расследовать это дело. Адвокат выясняет, что отец Гитлера был незаконнорожденным сыном Марии Анны Шикльгрубер, работавшей в Граце служанкой в еврейской семье Франкенбергеров. Со дня рождения отца Гитлера — Алоиса до достижения им 14—летнего возраста Франкенбергер платил деньги для поддержки ребенка. Поэтому ходили слухи о том, что Мария Анна Шикльгрубер забеременела от этого еврея. Когда адвокат сообщил эти сведения Гитлеру, тот заявил, что все разговоры о том, будто этот еврей из Граца был его дедом — ложь. Он заявил, будто бабушка говорила, что это именно так, а деньги она получала, так как была очень бедна. На самом же деле Гитлер лгал, так как эта бабушка умерла за 35 лет до его рождения. Но Гитлер никогда не отрицал, что его бабушка действительно получала деньги от Франкенбергера. Бабушка Мария и этот человек писали друг другу письма, которые, однако, не сохранились.
Последующие исследования историков показали, что в Граце еврея по фамилии Франкенбергер вообще не было, никаких документов не обнаружено и т.п. Так что, действительно, нет убедительных доказательств, чтобы можно было утверждать о присутствии "еврейской крови" в жилах Адольфа Гитлера. Вероятно, что никогда не будет возможно получить точный ответ на вопрос о том, был ли дед Гитлера евреем. Но, как верно заметил Р. Уэйт, не это суть валено: намного важнее психологическая сторона вопроса, а именно: считал ли Гитлер, что носит в себе еврейскую кровь2?
См.: Wait R. G.L. The Psychopathic God: Adolf Hitler. ! См.: WaitR. G. L. The Psychopathic God: Adoif Hitler, pp. 126-128.
Агресивная этнозащита
317
Б. Психо-логика сомнения и подозрений
Да, отвечает Р. Уэйт, Гитлер думал так и всю жизнь мучился сомнениями. И ему страшно было думать о том, что он сам "заражен" еврейской кровью. "Это подозрение составило психическую реальность для Гитлера. Оно способствовало формированию его личности и определению его общественной политики'".
Но прежде чем перейти к поведенческим выражениям этих сомнений, которые являются доказательством переживания Гитлером внутренних конфликтов и сомнений, скажем два слова о логикеподобных переживаний.
Психическая реальностьне есть идеальная копия, "зеркальное отражение" объективной реальности в психике человека. Образы восприятия реальности или различных сведений о мире перерабатываются в психике человека лишь частично по законам формальной логики.И вообще законам формальной логики подчиняется лишь часть человеческого мышления, даже сознательного. Что же касается огромного моря наших подсознательных переживаний и познавательных процессов, то их логика другая. Психическая жизнь имеет свою особую логику -психо—логику,которая выражается в различных защитных процессах, стереотипах и пословицах, в процессах образования сновидений и т.п. Без исследования психо—логики невозможно установить законы психической жизни.
Гитлер, по—видимому, не хотел верить в разговоры о своем полуеврейском происхождении, тем более, что убедительных и документально подтвержденных фактов, доказывающих это предположение, не было. Но он, по-видимому, руководствовался не столько формальной логикой, сколько логикой "народной", повседневной психологии, которая в подобных обстоятельствах выражается в пословице: "Дыма без огня не бывает". Логика этого изречения такова, что если о чем—то или о ком-то распространяются слухи, то в них обязательно есть доля правды.
Но в том—то и дело, что "дым без огня бывает" и довольно часто. Человека осуждают за преступление, которое он не совершил. Женщину подозревают в неверности мужу только по-
.: Wait R. G. L. Op. cit., p. 128.
318
Альберт Налчаджян
тому, что она встретила на улице школьного товарища и обменялась с ним несколькими словами. Но их же видели вместе!Сомневаясь и подозревая, Отелло убил Дездемону и совершил затем самоубийство. Логика пословицы, сгустившая в себе логику сомнения, оказывается сильнее фактов или логики их отсутствия. Это особая психо-логика, которая действует как при внутреннем обсуждении человеком своих конфликтов и сомнений, так и в соответствующем поведении. Психо—логика, по—видимому, занимает преобладающее место во внутренней речи, но ее следы можно видеть и в импульсивных, "иррациональных" действиях людей, которые зачастую остаются непонятнымикак для окружающих, гак и для самого их исполнителя. Понимать мы можем только то, что подчиняется той логике, которой мы руководствуемся.Проблема "умности" и "глупости", следовательно, проблема психо—логической относительности.Один и тот же человек может выглядеть умным в одной социальной или этнической среде и глупым - в другой.
Поскольку у Гитлера остались сомнения насчет упомянутой, очень важной для него, проблемы, то нетрудно предположить, что у него возникла также потребность в индивидуальной этно-защите,т.е. защите своей индивидуальной этнической я—концепции, утверждения и доказательства для себя своего "чисто арийского происхождения". Он всегда гордился тем, что является "чистокровным немцем", а теперь вот такие разговоры и такие сомнения! Можно представить себе ту мощную мотивацию этнической самозащиты, которая возникла у этого импульсивного человека с психопатическими чертами. Каким образом он реализовал эту мотивацию? Он переживал сильный страх и постоянную тревогу: а вдруг эти слухи верны? Проверки, которые он производил с помощью своего юриста — только часть той самозащиты, которую он организовал. Причем самую разумную, логическую часть. Для психологии значительно больший интерес представляют другие его действия.