Этническая предубежденность, замещение агрессии и вандализм
А. Этническая предубежденность, стереотипы и замещение
Агрессии
Говоря о переносе агрессии, особенно о такой ее разновидности, как перенос межэтнической агрессии на внутриэтниче-скую сферу, следует учесть также индивидуальные, типологические различия личностей. Здесь мы можем использовать представления о трех типах характеров - авторитарном, демократическом и либеральном, высказывая ряд новых идей.
Как известно, еще исследователи авторитаризма2 показали, что для успешного замещения агрессии человек должен быть этнически предубежденным. А агрессивность и этническая предубежденность, в свою очередь, требуют, чтобы человек был как можно менее рефлексивным и интроспективным, так как самонаблюдение разрушает систему вытеснения и подавления, рационализации и перемещения. Тут, конечно, можно задать вопрос о том, почему так происходит? Но здесь не место для обсуждения этого тонкого вопроса психологии личности.
Исходя из сказанного, можно высказать ряд новых идей о внутри и межэтнической агрессии и их трансформации друг в друга. Предлагаемые ниже предложения составляют гипотезу об определенных аспектах этих процессов: а) существуют различия по формам и силе этнической агрессии между названными тремя типами личностей — авторитарными, демократами и
1 Газета "Коммунист" от 5 июня 1983 г.
! Adomo Т. W. а. о.The Authoritarian Personality. Abridged Ed., N. Y., L., 1982.
Агресивная этнозащита
307
либералами; б) трансформации агрессии у этих трех типов происходят с различным уровнем готовности и по различным механизмам; в) существуют различия также в процессах перехода от межэтнической агрессии к внутриэтнической (и обратно). Можно предположить, что авторитарные люди с легкостью преобразуют свою внутриэтническую (например, внутрисемейную) агрессию в межэтническую, а обратный переход у них, по нашему мнению, затруднен (мешают внутриэтнический конвенционализм и патриотизм). У демократов и либералов, по—видимому, преобладает обратная тенденция: не будучи этнически предубежденными людьми, они с готовностью преобразуют свою межэтническую агрессию во внутриэтническую; г) очень интересные новые пласты нашей проблемы можно найти, если учесть влияние самонаблюдения на процессы психической защиты. Согласно уже выдвинутой нами идее, в процессе преобразования межэтнической агрессии во внутриэтническую значительную роль играют механизмы атрибуции и проекции, которые закрепляются (усиливаются) другими механизмами (например, рационализацией, механизмом формирования обратной реакции и т.п.).
Поскольку авторитарные и демократические личности различаются по этим механизмам, можно сделать вывод, что наша основная гипотеза о роли атрибуции (различных ее видов) должна быть конкретизирована для различных типов людей. Атрибуции авторитарной личности не совсем такие, как атрибуции демократа или либерала. Кроме того, межэтническая агрессия у каждого из этих типов частично превращается во внутриэтническую агрессию, но конкретные разновидности этой преобразованной агрессии различны. Так, если авторитарная личность, совершая насилие, реализует типично авторитарную агрессию в процессе авторитарного подчинения или стремления к власти, то агрессивность демократа может выражаться сублимирование, в виде творческой активности, помощи пострадавшим и т.п.
Б. Этнические стереотипы и выбор "козлов отпущения"
Какова мотивация поиска "козлов отпущения" — мы уже знаем. Но нам предстоит обсудить вопрос о том, чем определяется направленность этого поиска?
308
Альберт Налчаджян
Уже из предыдущего обсуждения можно сделать вывод о том, что внекоторых социальных ситуациях направляющим такой поиск фактором является предубежденность против каких-либо лиц или социальных и этнических групп. Предубеждение, как мы уже знаем из работ Гордона Олпорта, является социальным стереотипом, содержащим ряд категорических утверждений об определенных лицах или группах. Эти утверждения (в большинстве своем негативные, неблагоприятные) являются недостаточно обоснованными обобщениями об этнических группах, женщинах, представителях различных специальностей и т.п.
Итак, если имеется стереотипное предубеждение о каких—то индивидах или группах, то фрустрированная личность в качестве "козлов отпущения" (например, при неудачной совместной деятельности) выбирает именно таких лиц или такие группы. Тенденция подобного выбора, на наш взгляд, поддерживается и даже усиливается тем обстоятельством, что жертвы предубеждений часто начинают верить в то, что о них говорят предубежденные люди, воспринимают их предубеждения и стереотипы в качестве ожиданий: они начинают действовать так, чтобы оправдать эти ожидания. Например, они начинают плохо работать, снижают уровень своей академической успеваемости и т.п. Как говорят социальные психологи, в таких случаях предубеждения становятся самоосуществляющимися пророчествами1.
Выбор "козлов отпущения" сопровождается атрибуцией ответственностиза неудачу (за фрустрацию, оскорбление и т.п.). Эта тенденция особенно усиливается тогда, когда предубежденный человек совершает совместную деятельность с будущей своей жертвой, но она заканчивается провалом. При успехе же предубеждение теряет часть своей интенсивности.
Поиск "козлов отпущения" имеет несколько функций: а) этот процесс обычно сопровождается гневом, разрядка которого приводит к ослаблению чувства фрустрированности; б) если человек нашел другого, которого можно обвинить, тогда он
1 Об этих явлениях (по англ. self—fulfilling prophecy) см., в частности, в работе: Social Psychology. Ed. by E. Aronson and R. Helmreich. New York a. o., 1973, p-167; Aronson E. The Social Animal. 7th ed., W. H. Freeman and Co., New York, 1995, pp. 311-314.
Агоесивная этнозащита____________________________________ 309
приобретает возможность в будущем отклоняться от ответственности; в) поиск "козла отпущения" может стать объединяющим группу фактором, т.е. для группы появляется общая мишень для разрядки враждебности и для наказания. Последняя функция раскрыта также в социометрических исследованиях: когда в группах появляются изолянты или отвергаемые, которых остальные члены превращают в "козлов отпущения", сплоченность группы повышается. При этом получается возможность усиления контроля над членами группы, так как демонстрируется сила группы и ее лидера при контроле над поведением членов других групп; г) иногда нахождение "козла отпущения" и его наказание (жертвоприношение) считается средством предотвращения вредных для "группы событий.
Процесс поиска "козла отпущения" имеет различные аспекты и мотивы, знание которых весьма поучительно для правильного понимания многих явлений социальной жизни. Этот процесс наблюдается, например, после различных несчастных случаев: автокатастроф, пожаров, развала зданий и т.д., ну и, конечно, во время экономических катастроф. Об этом свидетельствуют многие процессы, протекающие в России и других бывших республиках Союза в условиях социально—экономического кризиса.
В таких ситуациях люди проявляют тенденцию персонифицировать обвинение:считается, что в произошедшем виноваты люди, а не другие обстоятельства (то есть виноваты "кто", а не "что"). Это объясняется двумя способами: а) тенденция персонифицировать обвинение считается иррациональной формой поиска "козлов отпущения": этим путем люди стараются освободиться от своих фрустраций и тревог, чувства виновности, злобы, шока и страха,' которые вызваны бедствием; б) это рациональный процесс,вызванный желанием предотвратить повторение бедствия в будущем. Поэтому персонификация имеет место только тогда, когда считается в человеческих силах Уменьшить возможность таких событий и если наказание "виновных" способствует восстановлению порядка1.
См.: Drabek Th. E. and QuarantUliE. L.Scapegoats, Villains and Disasters. In: Social Psychology. Ed. byE. Aronson and A. HelmreichNew York a. o., 1973, p. 208; AronsonE. The Social Animal.
310 Альберт Налчаджян
Эти механизмы используются в политике. Так, И. В. Сталин в 30—е годы выдвинул идею, согласно которой по мере прогресса в построении социализма в СССР классовая борьба будет усиливаться. Эта тенденция была мотивирована желанием создать теоретическую основу для уничтожения своих политических противников и организации широкомасштабного террора. Но ее возникновение можно считать также процессом поиска "козлов отпущения": провалы в экономике, страшный голод и другие бедствия заставили искать виновных вместо того, чтобы признать собственные ошибки, а такой поиск должен был исходить из какой—то концепции. Она была без труда создана (не много ума для этого было нужно) и начались массовые репрессии. Частным выражением этой концепции является представление об остатках капитализма, о диссидентах и т.п. Хотя коммунисты заявляют, будто опираются на научное мировоззрение, на практике оказываются более предубежденными и фанатичными, чем их противники1.
Авторы обсуждаемой статьи Т. Драбек и Э. Кварантили, после взрыва в г. Индианополисе (штат Нью Джерси), пришли к выводу, что возможно еще и третье, более широкое объяснение: непосредственно после бедствия люди в основном озабочены спасением оставшихся в живых людей, идентификацией трупов и другими срочными действиями. Однако после того, как все это уже сделано, интерес переносится на то, кто виноват.Автор утверждает, что неизбежность обвинения кого-либо в США в подобных ситуациях обусловлена социальной структурой, существующими институциональными рамками. Законы требуют найти виновных людей, так как судить социальные структуры невозможно. Это, как понимает читатель, важная проблема не только для американского общества. Суд и вообще легальные политические процессы не могут требовать изменения социальной структуры, нередко действительно виновные в различных катастрофах и дезорганизации. Социологи считают, что наказание конкретных людей в определенной мере предотвращает совершение таких же действий со стороны других, однако такой подход имеет тот недостаток, что способ-
' Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина. Кн. 1. Часть 2, М., 1989.
Агресивная этнозащита
311
ствует сосредоточению на симптомах, а не на причинах кризисов и других вредных социальных явлений. Тем самым откладывается необходимое изменение социальной структуры. Для многих, как верно заметили исследователи П. Б. Хортон и Дж. Р. Лесли, что—то делать для решения социальных проблем означает просто обнаружить и наказать "плохих людей". Следствием этого является то, что наказание "вредных людей" оказывает лишь очень незначительное длительное воздействие на проблему'.
Наказание отдельных лиц может создать лишь иллюзию того, будто предприняты шаги, способные улучшить положение вещей. Именно такая иллюзия долгое время препятствовала изменению общества в СССР. Это явление с различной интенсивностью наблюдается во всех обществах с устойчивой структурой. Что же касается полиэтнических обществ, то в них нежелание изменить структуру общества, государство и его законы, может привести к устойчивой ориентации на наказание за бедствия общества "злонамеренных" представителей национальных меньшинств.