А. Замещение объекта агрессии
Не всегда человек имеет возможность прямого применения своих агрессивных действий против самого фрустратора. Фру-страторы (индивиды, социальные или этнические группы) могут быть сильными и опасными и на агрессию могут отвечать еще более интенсивной агрессией. Они могут обладать значительными возможностями применения того, что иногда называют отрицательной властью, т.е. способностью применения негативных санкций'. Но в психике фрустрированного человека враждебность, гнев и тенденция к совершению насильственных действий, как мы сказали в предыдущем параграфе, сохраняются, и это опасно для его здоровья. Остаточная агрессивность снижает психическую работоспособность человека. Психика нашла путь выхода из такого положения, создавая механизмы замещения объекта агрессии и поиска "козлов отпущения".
Явление это состоит в том, что самопроизвольно меняется направление агрессии и для нее выбирается новая мишень. Иначе говоря, фрустрированный человек переносит свою агрессию на более безопасный и слабый объект. Такими жертвами часто становятся дети, женщины, представители социальных и этнических меньшинств2. Перемещение агрессии на
О разновидностях, в частности, о негативной власти см: French. J. P., Jr. and Raven, В. Н.The bases of social power: In: D. Cartwright (Ed.),Studies in social power. Ann Arbor (Ml): University of Michigan Press, pp. 150-167. ' См.: FreudA. Das Ich und die Abwehrmechanismen. London, 1946; Konecni V. J. and Doob A. N.Catharsis through displacement of aggression. "Journal of Personality and Social Psychology", 1972, 23, pp. 379-387; Konecni V. J. and EbbesenE. B. (Eds.)The criminal justice system: A social-psychological analysis. San Francisco, Freeman, 1982.
302
Альберт Налчаджян
другие объекты дает человеку какую—то разрядку, а следовательно — удоатетворенис и чувство удовольствия.
Перенос агрессии нередко наблюдается и в межэтнических отношениях, причем в качестве основы берутся не только собственно этнические, но и религиозные признаки. Например, мусульманские завоеватели нередко переносили свою агрессию с одного христианского народа на другой. В основе этого процесса, по-видимому, лежало обобщение межэтнической агрессиии ее объекта: перенос производился на основе обобщения отрицательной установки и стереотипов. И опять история Османской империи дает нам обильный материал для иллюстрации этих утверждений. Историки неоднократно отмечали, что агрессивность турок к армянам постепенно усилилась вследствие приобретения Болгарией независимости и после поражения Турции в балканских войнах 1912-1913 годов. Самыми беззащитными жертвами для нее оказались христиане—армяне, греки и другие, жившие в Матой Азии'.
Не только страх перед реальным фрустратором заставляет человека перенести свою агрессию на более доступные объекты, т.е. замещать ее объект. Встречаются и более тонкие случаи. Так, прямая причина фрустрации (т.е. фрустратор) может быть неуловимой для человека, ускользая от его нападения. В таких случаях человек уже вынужден искать замещаюший объект. Это и приводит к неприкрытым поискам "козлов отпущения". Так называемый "свободно плавающий гнев", угрозы или попытки самоубийства, тоже могут быть следствиями "потери" реального фрустратора, неспособности определить, кто же является настоящим противником, заслуживающим наказания.
Б. Поиск "козлов отпущения"
Большой научный и практический интерес представляет уже знакомое нам явление, в социальных науках получившее название поиска "козлов отпущения". Название дано по аналогии с библейской сказкой и другими ритуалами жертвоприношений, общими для многих древних народов. Самым знаменитым из этих ритуалов является еврейская церемония, описанная в книге Левитикуса. В день искупления священнослужитель высоко-
1 См.: КиракосянДж., Указ. соч.
Агресивная этнозащштш
303
го ранга в полных регалиях прикладывает руку на голову козла и переносит на него все несправедливости, совершенные детьми Израиля. Посредством этой процедуры грехи народа символически передавались животному, которое затем переносилось в лоно дикой природы, где и погибало. Передавая свои грехи животному, народ затем чувствовал себя психологически очищенным и свободным от беспокойства и тревоги.
Конечно, не только накопление агрессивного заряда является причиной поиска "козлов отпущения". Этому может способствовать также наличие у человека потребности в самопрославлении. Так, замечено, что люди, которые не чувствуют себя в безопасности, желая избавиться от своей тревоги, идентифицируют себя с тем или иным социальным движением, в программе которого предусматривается поиск и наказание "козлов отпущения" - людей, которых участники движения считают ниже себя. Неуверенные в своих силах люди нередко чувствуют себя в безопасности тогда, когда убеждаются, будто в каких—то отношениях превосходят других людей. Такая сверхкомпенсация происходит с помощью поиска "козлов отпущения". Известно, что антисемитизм, как проявление этноцентризма, входит в структуру авторитарного характера. Но есть свидетельства о том, что в антисемитизме забота о своем статусе занимает более важное место, чем авторитарность характера1.
В социальной психологии и этнопсихологии смысл этого явления в следующем: когда человеку не удается направить свою агрессию на фрустратора и разрядиться, он, как мы уже знаем, может выбрать другой объект для своей агрессии, более слабый и доступный. В широком смысле объектом перемещенной агрессии может быть любой предмет: социальный или несоциальный, одушевленный или неодушевленный. В тех случаях, когда выбор падает на людей или на социальные группы, мы говорим, что агрессор нашел "козлов отпущения". Выме-Щая на них свою злость и совершая агрессивные действия, Фрустрированный человек, как считается, успокаивается. Это утверждение следует делать с оговоркой, так как вопрос о том,
См.: Kaufman W. С,Status, authoritarianism, and antisemitism. - "American Journal of Sociology", 1957, 62, pp. 379-382.
304
Альберт Налчаджян
приводят ли агрессивные действия к уменьшению агрессивной мотивации, т.е. к ослаблению психологической готовности совершать новые агрессивные действия, не решен окончательно. Иногда такой результат налицо, но в других случаях агрессивность человека еще больше усиливается.
Полезно привести ряд примеров для того, чтобы убедиться, что механизм поиска "козлов отпущения" широко распространен в качестве одного из защитных механизмов личности. У известного датского художника—карикатуриста X. Бидструпа есть картинка, изображающая серию следующих ситуаций; начальник делает несправедливое замечание своему подчиненному. Тот не осмеливается ответить ему агрессивными действиями и, спрятав свою злость, отступает. Придя домой, он по малейшему поводу подвергает грубой агрессии жену, а она, не осмелившись ответить агрессией на агрессию мужа, выбирает в качестве жертвы своего маленького сына. Мальчик, разозлившись, дает пинка своей собачке, а злая собака со страхом и обидой в душе выбегает на улицу. В этот момент по улице идет начальник (тот самый.'). Собака нападает на него и кусает в ногу. Агрессия возвращается к инициатору первого агрессивного действия. Здесь в шутливой форме описана подлинная социально—психологическая концепция и, конечно, повседневная реальность. В повседневной жизни подобных случаев — сколько угодно. И главный моральный урок состоит в том, что нельзя быть агрессивным и думать, что сам не станешь никогда объектом насилия. И что наши агрессивные действия остаются локальными событиями: они ведь по цепной реакции могут распространяться и привести к совсем неожиданным результатам и в неожиданных местах.
Поиск "козлов отпущения" широко распространен в межэтнических отношениях и в обществе вообще и является одной из причин совершения несправедливых действий. Замечено, что преследования национальных меньшинств в многонациональных государствах усиливаются и, когда народ подвергается воздействию сильных фрустраторов и стрессоров, например таких, как экономический спад, снижение зарплаты, инфляция национальной валюты, безработица, революции и вообще состояния социальной дезорганизации и т.п. Социальные психологи в первую очередь работой механизмов перенесения агрсс-
Агресивная этнозащита
305
сии, замещения ее объекта в виде поиска "козла отпущения", объясняют преследования и геноцид евреев в ряде стран, в первую очередь в Германии в 30-40-е годы XX века. Эти явления наблюдаются и в наши дни в самых разных странах. Расизм вообще — как теория и социальная практика — в значительной степени опирается на упомянутые механизмы.
Поиск "козлов отпущения" в большинстве случаев - механизм иррациональный в том смысле, что выбираемые жертвы не являются причиной (или, во всяком случае, основной причиной) фрустрации пришедших в агрессивное состояние индивидов и социальных групп. Недаром для оправдания подобных действий, которые, конечно же, не устраняют их фрустрацию и стресс, эти люди и группы создают оправдывающие свои действия идеологии, которые в основном состоят из самооправдывающих аргументов,т.е. рационализации.Это очень широко распространенный защитный механизм, возникающий как на уровне индивидов, так и социальных групп и этносов.
От чего зависит сила агрессии, направленной на "козлов отпущения"? Психологические исследования В. Конечного и других психологов позволили выяснить, что сила агрессии обусловлена в первую очередь двумя факторами: а) агрессия интенсивна, когда жертва ("козел отпущения") имеет сходство с подлинным фрустратором; б) агрессия сильна и агрессивные действия повторяются, когда замещающая агрессия в определенной мере приводит человека в состояние катарсиса', к разрядке, к "очищению души". Иначе говоря, когда она — замещающая агрессия против новой жертвы — играет психозащитную и компенсаторную роль.
Здесь мы не считаем лишним сказать, что поиск и нахождение "козлов отпущения" и вымещение на них накопленной агрессии, по—видимому являются общими биопсихологическими явлениями.Они встречаются и у животных. Можно было бы привести примеры из этологической литературы, но поучительным является и нижеприводимая заметка: "Дели. Свидетелями необычного зрелища стали жители индийского города Тезпур, расположенного в северо-восточном штате Ассам. Среди бела
Катарсис" — греч. слово, дословно означающее "очищение души". Впервые использовано Аристотелем в произведении "Поэтика".
306________________________________________ Альберт Налчаджян
дня на центральных городских улицах появился... носорог. Он доставил немало волнений прохожим, которые поспешили уступить ему дорогу и укрыться в домах. На обочинах оставались только полицейские, перед которыми была поставлена задача обеспечить беспрепятственные прогулки "гостя". Недовольство носорога вызвали зазевавшиеся мотоциклисты и велорикши, не успевшие вовремя свернуть с пути. Отказавшись от их безуспешного преследования, зверь выместил свой гневна мотоциклах, оставленных хозяевами у тротуаров'".