В. Различия внутриэтнических и межэтнических ингибиторов
Нам неизвестны научные труды, в которых обсуждалась бы поставленная в заголовке данного параграфа проблема. Но это новая для этнологии и этнопсихологии и достаточно актуальная проблема, которую мы затронули в предыдущих разделах. Здесь же мы предлагаем ряд идей, которые могли бы способст-ьовать началу новых исследований. Дело касается генезиса защитных механизмови представляет значительный интерес. Итак, нижеследующие идеи могут способствовать исследованию тех различий, которые существуют между внутриэтничес-кими и межэтническими защитными механизмами. 1) Существуют общечеловеческие видовые тормозные механизмы (ингибиторы), которые применяются в процессах взаимодействия людей независимо от их этнической принадлежности. Речь идет о том, что если перед нами человек, который по каким-то причинам вызывает у нас враждебное отношение и желание совершить агрессивные действия, то сразу же включаются какие—то ингибиторы, которые предотвращают агрессию, смягчают агрессивность и т.п. Мы осознаем, что перед нами человек, и уже только восприятие его образа достаточно для торможения агрессии. К сожалению, эти тормозящие механизмы недостаточно надежны. О некоторых из них мы говорили в предыдущих параграфах. 2) Существуют межэтнические ингибиторы:мы агрессивны и знаем, что перед нами не просто человек, но человек определенной национальности. Это дополнительное обстоятельство (этническая идентификация человека), которое возникает вследствие восприятия этнических и расовых
Альберт Налчаджян
маркеров, сообщает избирательность нашим чувствам и действиям. Если установка к этносу, представителя которого мы воспринимаем, положительна, тогда наша агрессия подавляется в большей степени, чем тогда, когда эта установка амбивалентна или отрицательна. В последнем случае агрессия даже усиливается, но она подавляется, если человек предвидит страх наказания. Подавляют нашу агрессию признаки страдания другого и ряд других факторов1. 3) Существуют внутриэтнические ингибиторы:они состоят из общечеловеческих и расово—этнических маркеров, которые показывают, что воспринимаемый человек принадлежит своему этносу. Но самым сильным ингибитором является, по-видимому, идентификация с этносом, а следовательно, в какой-то мере и с этим человеком, который почему—то стал мишенью нашей агрессии. Положительная идентификация создает чувство братства, которое является мощным тормозным механизмом, внутриэтническим ингибитором агрессии.
В качестве обобщения следует сказать, что как межэтническая, так и внутриэтническая агрессия сдерживается и подавляется как общечеловеческими, так и специфическими для каждого из этих случаев тормозными механизмами.
Нам представляется, что предложенные выше идеи создают предпосылки для формировании концепциио различных видах и уровнях активности ингибиторов, сдерживающих агрессивные действия человека. Для создания такой концепции необходимо привлечь новый эмпирический материал. Такая задача выходит за рамки настоящего исследования.
Литература
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца М., "Прогресс", 1979.
2. Лебон Г.Психология народов и масс. СПб., 1896.
3. Московичи С.Век толп. М., 1998.
4. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество.
Ереван, Изд-во "Луис", 1980.
5. Смелзер Н.Социология. М., "Феникс", 1994.
1 См. результаты исследования С. Милгрема: Milgram S. Obedience to Authority. New York, 1974.
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
267
6. AdornoТ. W. et al.,The Authoritarian Personality. Abridged Edition,
' New York, 1982.
7. Allport G.The Nature of Prejudice. Reading (Mass.), Addison-Wesley,
1954.
8. AronsonE. The Social Animal. 7th ed., New York, 1996.
9. Brown R.Social Psychology. The Second Edition. New York, 1986.
10. Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict. University of California
Press, Berkley et al., 1985.
11. Janis I.Groupthink. 2nd ed., Boston, Houghton Mifflin, 1982.
12. Lorenz K.On aggression. New York, 1965.
13. MilgramS. Obedience to Authority. New York, 1974.
14. WilsonE. O.Sociobiology: The new synthesis, Cambridge (MA),
Harvard University Press, 1975.
15. Zimbardo P. G.Psychology and Life. 11th ed., Glenview and London,
1985.
268
Альберт Налчаджян
Глава 8. Агресивная этнозащита
В |
различных главах настоящего труда мы неоднократно касались проблемы агрессивности человека и этносов, насилия над людьми и народами и других вопросов психологии агрессивности и насилия. Об агрессии мы говорили также в связи с другими этнозащитными механизмами. Здесь мы более подробно рассмотрим специфические этнозащитные функции человеческой агрессиии ее соотношения с другими психическими явлениями. Агрессия присутствует во многих процессах этнической самозащиты, однако есть немало случаев, когда она становится ведущим механизмом самозащиты и адаптации.
§ 8.1. Фрустрации этноса и его агрессивные ответы
Одной из первых теорий в области исследования фрустрации была так называемая теория фрустрации-агрессии'. Согласно авторам этой концепции, когда человека фрустрируют, он отвечает агрессивными действиями, а когда мы видим, что кто-то совершает агрессивные действия, мы можем сказать, что он фрустрирован.
Однако ознакомление с материалом предыдущих глав настоящей книги легко убедит читателя в том, что такая концепция выражает только часть истины. Да, во многих случаях как отдельные люди, так и социальные и этнические группы отвечают на воздействие фрустраторов и стрессоров агрессивными действиями и гневом. Но существует целый ряд других, неагрессивных защитных механизмов, которые не менее интересны и эффективны, чем агрессия. Наконец, во многих случаях человек совершает агрессивные действия не потому, что непосредственно фрустрирован, а только потому, что или подражаетагрессивным действиям других, или же совершает агрессию
1 См.: Dollard J. et al.Frustration and Aggression. New Haven: Yale University Press, 1939; Lawson R. Frustration. The Development of a Scientific Concept. The Macmillan Co., New York, London, 1965.
Агресивная этнозащита
269
вынужденно, например, по приказу своего начальства, которое при неповиновении наказало бы его.
На фрустраторов люди отвечают такими неагрессивными действиями, как сублимация, проекция, атрибуция, рационализация, фантазия, психическая регрессия и другие. Кроме того, следует иметь в виду, что агрессия чаше всего выступает не в виде грубых физических действий, а словесно, причем в замаскированных формах критики, недооценки достижений людей и этносов, распространения дискредитирующих сведений и т.п. Наконец, агрессия фрустрированного человека направляется таюке на собственную личность в виде самокритики, самобичевания, раздумий о целесообразности совершения самоубийства и реальных попыток ухода из жизни. Фрустрирован-ные и агрессивные люди становятся также склонными оказаться в неприятных ситуациях, стать жертвами несчастных случаев и т.п. Они склонны проецировать свои внутренние конфликты на внешний мир и реально создать конфликты с другими людьми. Ответы личности на воздействие фрустраторов зависят таюке от их индивидуальных различий: есть люди, которые даже на слабые фрустраторы отвечают агрессией, тогда как другие более терпимы.
Как видно из этого краткого изложения, психологические и поведенческие последствия фрустрации человека многообразны, но в них значительное место занимают агрессивность и насильственные, агрессивные действия. Теория, согласно которой фрустрация вызывает агрессию, касается отдельных людей, а не социальных и этнических групп. Теория групповой агрессии1, в том числе защитной, должна разрабатываться отдельно. Речь идет таюке о теории этнической агрессивности.
Групповая агрессия
Для того, чтобы социальная или этническая группа вела себя агрессивно, необходимо, чтобы значительная часть членов группы одновременно была фрустрирована, возбуждена, имея
Можно считать, что основы такой теории уже заложены в трудах Г. Тарда, I . Лебона, X. Ортеги—и—Гассета и других социальных мыслителей. См. также: Московичи С.Век толп. Москва. Центр психологии и психотерапии. 1998.
270
Альберт Налчаджян
возможность передавать друг другу свои эмоции и суждения. Только в том случае, когда значительное число членов этноса фрустрируется одновременно и приобретает склонность совершить агрессивные действия, создаются предпосылки суммаиии их агрессивных действий и совершения совместных агрессивных актов.
Правда, никто еще не определил, какой процент членов этноса должен быть одновременно фрустрирован, чтобы этнос отвечал совместной агрессивностью. Можно предложить идею, которая, возможно, позволит в будущем решить данный вопрос: главное — не столько число реально фрустрированных членов этноса, сколько тех, кто психологически идентифицирован с этнической группой, с ее фрустрированными членами, и сопереживает вместе с ними.Люди, способные на такие альтруистические переживания, фактически так же фрустрируются, как и те, кто подвергался прямому воздействию фрустраторов. По—видимому, именно это имело место с монголами, которые объявляли войну тем племенам и государствам, в которых их послов убивали. Этот вопрос мы еще обсудим на последующих страницах.
Итак, идентификация, подражание и сопереживание — главные механизмы, с помощью которых агрессивность нескольких лиц становится групповой. А если при этом люди переживают тревогу и страх, возбуждены, то уровень их психологической готовности к совместной ответной агрессии еще больше повышается.
Групповая агрессия возникает во всех тех случаях, когда определенное число членов группы фрустрируется и переживает состояние враждебности и ненависти. Это часто бывает при соперничествеэтнических групп, особенно при конфликтах, достигших уровня кризисов. До определенного этапа соперничество этнических групп может носить общий, диффузный, неспецифический характер. Но когда оно осознается, концентрируется вокруг определенных целей, когда четко определяется, за что идет соперничество и кто является главными действующими лицами в этом процессе, тогда оно принимает более целенаправленный и осознанный характер. Начинают соперничать лидеры этносови их представители, элиты народов. При этом группы уже соперничают не только ради определенных
Агресивная этнозащита
271
частных целей, но также для того, чтобы ликвидировать друг
друга.Это уже борьба, нередко вооруженная, во время которой многие нормы человеческих, в том числе межэтнических, взаимоотношений игнорируются.
За какие цели обычно соперничают и борются этнические группы?
Борьба идет за землю, средства существования, за защиту людей и культуры, за женщин и престиж, а в многоэтнических обществах также за рабочие места и другие ресурсы и ценности.
Когда речь идет об этих конфликтах внутри полиэтнических обществ, можно заметить одну очень важную особенность защитной агрессии: к этническим меньшинствам агрессивнее всех относятся те члены доминирующего этноса, которые наиболее фрустрированы в своей среде.Ведь именно им приходится соперничать с представителями этнических меньшинств за рабочие места, именно они нуждаются в переносе своей агрессии на других. Исследования американских и других социологов и социальных психологов показало, что насилие, направленное против национальных меньшинств, усиливается во время экономических кризисов, и в подобных действиях участвует много простых людей.
В литературе, посвященной геноциду, нередко обсуждается вопрос: виноваты ли народы в том, что в некоторых странах (Турции, Германии и других) был осуществлен геноцид армян, евреев и других народов9 Если учесть психологические закономерности преобразования агрессии и повышенную агрессивность наиболее неимущих слоев господствующего этноса, на этот вопрос следует дать положительный ответ. Кроме того, в Турции в 1915-1923 г. турецкое население вместе с уголовниками, чиновниками, военными и курдами принимало самое активное и массовое участие в геноциде'. Те же, кто непосредственно не участвовал в этих действиях, терпели их, старались не заметить то, что невозможно было не замечать. Это было также молчаливое участие конформистского большинства.
См.: КиракосянДж. С.Младотурки перд судом истории. Ереван, "Айастан", 1986.
Альберт Налчаджян
Одной из причин повышенной агрессивности севсрокавказ-ских народов, с которыми в России в настоящее время возникли серьезные проблемы, является их страх перед возможным исчезновением, необходимость выживания. Это экзистенциальная фрустрация. Один из авторов пишет: "...всем небольшим по численности северо-кавказским народам знакомо ощущение размываемости нации, обостренное чувство опасности ассимиляции. Реакцией на это является наступательная демографическая и социальная активность северо-кавказских народов"1. Чем количественно больше народ, тем сильнее и .увереннее чувствуют себя в нем люди. Это обстоятельство тоже очень важно учесть в условиях межэтнических конфликтов.
Наконец, экономическое соперничество тоже является одной из главных причин усиления агрессии против этнических меньшинств. Этот фактор играл важную роль в развязывании массовых агрессивных действий и геноцида в Турции, Германии, некоторых странах Азии и Африки. Экономические фру-страторы становятся более интенсивными, когда сочетаются с религиозными и этническими различиями.