Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные
Механизмы
И все же мы считаем, что вид гомо сапиенс имеет защитные механизмы, специально созданные для предотвращения агрессии. Но они действуют главным образом внутри этносов. Они защищают этносы от внутренней опасности истребления.
Идея о том, что внутриэтнические ингибиторы агрессии являются специальными этнозащитными механизмами, достаточно ясна: тормозя агрессивные действия членов этноса, эти механизмы служат следующим целям: а) сохраняют жизнь определенного числа людей, б) сохраняют более высокий уровень
См.: Рогинский Я. Я., ЛевинМ. Г. Антропология. М., "Высшая школа", Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М., "Прогресс", 1983.
i 963;
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
263
сплоченности группы, чем она имела бы при отсутствии тормозных механизмов (ингибиторов); в) обеспечивают более высокий уровень боевитости во внешних, межэтнических конфликтах и т.п. Задача состоит в том, чтобы найти и описать эти ингибиторы. Это тем более трудная задача, что, согласно распространенным среди этологов взглядам, у человека в ходе эволюции такие механизмы не возникли.
Мы же считаем, что для этноса внутренними ингибиторами агрессии являются следующие факторы. 1) Этнодифференциру-ющие признаки.Как мы знаем, в эту группу входят несколько подгрупп расовых и этнических признаков. Например, язык как часть культуры, играет роль "смягчителя" агрессии. Нет сомнения, что если человек приведен в гневливое состояние и фрустрирован, и если в его окружении есть представители не только своего, но и других этносов, он с большей вероятностью выберет в качестве "козлов отпущения" представителей чужих этносов. Это можно доказать многими примерами из жизни полиэтнических обществ. 2) Знание об общности происхождения и существовании родственных связей членов одного этноса тоже может служить в качестве ингибитора агрессии. Отсюда ясно, что этнопсихологические знания могут способствовать торможению внутриэтнической агрессии. Более широко вопрос можно свести к значению национальной идеологии в качестве "глушителя" внутриэтнической агрессии и этноза-щитного комплекса. 3) Наличие внешних врагов.Поскольку внутри этноса фрустрации неизбежны и у людей всегда будут возникать враждебность и ненависть друг к другу, наличие внешних врагов помогает увлечь вовне (в межэтническую сферу) часть агрессивности этноса, и тормозить другую ее часть, поскольку свободное ее выражение в условиях межэтнического конфликта может выглядеть как действие антинациональное и предательское. Политики интуитивно понимают это и, используя специальные пропагандистские методы, создают образ врага,всегда опасного и готового, используя благоприятные моменты, нанести удар. Например, Адольф Гитлер специально создавал образы врагов немецкого народа в лице евреев, большевиков и других. Его ошибка состояла в том, что, как человек иррационального склада ума, он так сильно поверил в созданные им самим образы и мифы, а также в исходящую от них
264
Альберт Налчаджян
опасность, что пошел широкомасштабной войной на целый сонм сильных наций и государства. Если бы он сумел остановиться на том, чего достиг в 1939 году, долго мог бы править Германией и остаться национальным героем. И тогда европейская история была бы другой. 4) Легкость возникновения эмпа-тии между членами одного этноса.Сама эмпатия — очень важный, сугубо психологический ингибитор внутриэтнической агрессии. Вообще все те факторы и способы социализации, которые развивают у людей способность к эмпатии, сопереживанию и готовности идти на помощь друг другу, способствуют торможению внутриэтнической агрессии. 5) Как известно, эмпатия основана, на восприятии другого человека в качестве полноценного, "брата" или "сестры". Поэтому идя дальше в глубь этих процессов, можно сказать, что внутриэтническими ингибиторами агрессии являются все те механизмы, которые способствуют гуманизации и персонализации членов своего этноса.Из них, по нашему мнению, наиболее важны следующие: а) положительные проекции,с помощью которых человек видит в других те же высоко оцениваемые человеческие черты, какими обладает он сам; б) положительные каузальные и другие атрибуции,которые приписывают другим членам своего этноса такие же причины поведения, какие есть и у себя. (Правда, если человек ненавидит себя именно из—за обладания такими качествами, их проекция и атрибуция на других может привести к переносу на них таких же отрицательных чувств. Но это лишь специальные случаи, не отменяющие общую закономерность); в) рационализации за других:оправдывая ошибки других, мы тем самым гуманизируем их, уподобляем себе ивырабатываем по отношению к ним позитивные чувства, эмпатию и уважение. Все это тоже предотвращает агрессию.
Таким образом, наша общая идея ясна: защитные механизмы во всех тех случаях, когда они способствуют гуманизации и персонализации членов своего этноса, выступают в роли внутриэтни-ческих ингибиторов агрессии.Эту линию исследований следует, конечно, продолжить, поскольку на этом пути возможны новые открытия и, кроме того, идя этим путем мы сможем обнаружить новые, до сих пор неизвестные формы взаимодействия защитно—адаптивных и других психологических механизмов. Иначе говоря, это один из путей углубления наших представ-
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
265
лений о внутренней психической жизни индивидов, групп и этносов.
Поскольку, как мы убеждены, психическая эволюция человечества продолжается, есть надежда, что внутриэтнические и даже внутривидовые ингибиторы агрессивности человека будут развиваться и станут более эффективными. Многочисленность случаев насилия и убийств показывают, что они пока что недостаточно надежны и мощны. Во многих случаях насильственные действия людей предотвращаются лишь благодаря страху перед возмездием, т.е. ответной агрессией — будь это агрессия жертвы или государства.