Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные

Механизмы

И все же мы считаем, что вид гомо сапиенс имеет защитные механизмы, специально созданные для предотвращения агрес­сии. Но они действуют главным образом внутри этносов. Они защищают этносы от внутренней опасности истребления.

Идея о том, что внутриэтнические ингибиторы агрессии яв­ляются специальными этнозащитными механизмами, достаточ­но ясна: тормозя агрессивные действия членов этноса, эти ме­ханизмы служат следующим целям: а) сохраняют жизнь опре­деленного числа людей, б) сохраняют более высокий уровень

Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные - student2.ru См.: Рогинский Я. Я., ЛевинМ. Г. Антропология. М., "Высшая школа", Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М., "Прогресс", 1983.

i 963;

Межэтническая и внутриэтническая агрессия

263

Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные - student2.ru сплоченности группы, чем она имела бы при отсутствии тор­мозных механизмов (ингибиторов); в) обеспечивают более вы­сокий уровень боевитости во внешних, межэтнических кон­фликтах и т.п. Задача состоит в том, чтобы найти и описать эти ингибиторы. Это тем более трудная задача, что, согласно рас­пространенным среди этологов взглядам, у человека в ходе эво­люции такие механизмы не возникли.

Мы же считаем, что для этноса внутренними ингибиторами агрессии являются следующие факторы. 1) Этнодифференциру-ющие признаки.Как мы знаем, в эту группу входят несколько подгрупп расовых и этнических признаков. Например, язык как часть культуры, играет роль "смягчителя" агрессии. Нет со­мнения, что если человек приведен в гневливое состояние и фрустрирован, и если в его окружении есть представители не только своего, но и других этносов, он с большей вероятнос­тью выберет в качестве "козлов отпущения" представителей чу­жих этносов. Это можно доказать многими примерами из жиз­ни полиэтнических обществ. 2) Знание об общности происхож­дения и существовании родственных связей членов одного эт­носа тоже может служить в качестве ингибитора агрессии. От­сюда ясно, что этнопсихологические знания могут способство­вать торможению внутриэтнической агрессии. Более широко вопрос можно свести к значению национальной идеологии в качестве "глушителя" внутриэтнической агрессии и этноза-щитного комплекса. 3) Наличие внешних врагов.Поскольку внутри этноса фрустрации неизбежны и у людей всегда будут возникать враждебность и ненависть друг к другу, наличие внешних врагов помогает увлечь вовне (в межэтническую сфе­ру) часть агрессивности этноса, и тормозить другую ее часть, поскольку свободное ее выражение в условиях межэтнического конфликта может выглядеть как действие антинациональное и предательское. Политики интуитивно понимают это и, исполь­зуя специальные пропагандистские методы, создают образ вра­га,всегда опасного и готового, используя благоприятные мо­менты, нанести удар. Например, Адольф Гитлер специально создавал образы врагов немецкого народа в лице евреев, боль­шевиков и других. Его ошибка состояла в том, что, как чело­век иррационального склада ума, он так сильно поверил в со­зданные им самим образы и мифы, а также в исходящую от них




264

Альберт Налчаджян

Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные - student2.ru Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные - student2.ru Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные - student2.ru опасность, что пошел широкомасштабной войной на целый сонм сильных наций и государства. Если бы он сумел остано­виться на том, чего достиг в 1939 году, долго мог бы править Германией и остаться национальным героем. И тогда европей­ская история была бы другой. 4) Легкость возникновения эмпа-тии между членами одного этноса.Сама эмпатия — очень важ­ный, сугубо психологический ингибитор внутриэтнической аг­рессии. Вообще все те факторы и способы социализации, ко­торые развивают у людей способность к эмпатии, сопережива­нию и готовности идти на помощь друг другу, способствуют торможению внутриэтнической агрессии. 5) Как известно, эм­патия основана, на восприятии другого человека в качестве полноценного, "брата" или "сестры". Поэтому идя дальше в глубь этих процессов, можно сказать, что внутриэтническими ингибиторами агрессии являются все те механизмы, которые спо­собствуют гуманизации и персонализации членов своего этноса.Из них, по нашему мнению, наиболее важны следующие: а) по­ложительные проекции,с помощью которых человек видит в других те же высоко оцениваемые человеческие черты, какими обладает он сам; б) положительные каузальные и другие атрибу­ции,которые приписывают другим членам своего этноса такие же причины поведения, какие есть и у себя. (Правда, если че­ловек ненавидит себя именно из—за обладания такими качест­вами, их проекция и атрибуция на других может привести к пе­реносу на них таких же отрицательных чувств. Но это лишь специальные случаи, не отменяющие общую закономерность); в) рационализации за других:оправдывая ошибки других, мы тем самым гуманизируем их, уподобляем себе ивырабатываем по отношению к ним позитивные чувства, эмпатию и уваже­ние. Все это тоже предотвращает агрессию.

Таким образом, наша общая идея ясна: защитные механизмы во всех тех случаях, когда они способствуют гуманизации и пер­сонализации членов своего этноса, выступают в роли внутриэтни-ческих ингибиторов агрессии.Эту линию исследований следует, конечно, продолжить, поскольку на этом пути возможны но­вые открытия и, кроме того, идя этим путем мы сможем обна­ружить новые, до сих пор неизвестные формы взаимодействия защитно—адаптивных и других психологических механизмов. Иначе говоря, это один из путей углубления наших представ-

Межэтническая и внутриэтническая агрессия

265

Б. Внутриэтнические ингибиторы агрессии — этнозащитные - student2.ru лений о внутренней психической жизни индивидов, групп и этносов.

Поскольку, как мы убеждены, психическая эволюция чело­вечества продолжается, есть надежда, что внутриэтнические и даже внутривидовые ингибиторы агрессивности человека будут развиваться и станут более эффективными. Многочисленность случаев насилия и убийств показывают, что они пока что недо­статочно надежны и мощны. Во многих случаях насильствен­ные действия людей предотвращаются лишь благодаря страху перед возмездием, т.е. ответной агрессией — будь это агрессия жертвы или государства.

Наши рекомендации