Три вектора этнической агрессии
Как мы уже знаем, существуют такие разновидности агрессии, как межвидовая и внутривидовая. Если первая из них означает агрессивные действия, например, между человеком и собакой, то вторая относится к агрессивным взаимоотношениям человека с человеком, волка с волком и т.п. Если использовать общее понятие "этническая агрессия", то она, в свою очередь, имеет две разновидности: межэтническая и внутриэтническая. В первом случае имеются в виду агрессивные действия между представителями двух различных этносов, а во втором — между представителями одного этноса. Нам следует исследовать их особенности, возможные переходы друг в друга, механизмы и закономерности этих переходов и преобразований, их связи с другими психическими явлениями и различными формами поведения.
Поскольку проблемы межвидовой и внутривидовой агрессии мы уже рассмотрели достаточно подробно(см. предыдущую главу), то об этих разновидностях здесь ограничимся только несколькими дополнительными замечаниями. Из этологии и психологии животных мы знаем, что внутривидовая агрессия отличается от межвидовой. Примеров тому очень много. Основное различие, по—видимому, сводится к тому, что при внутривидовой агрессии действия очень часто являются символическими. Они совершаются в виде ритуализованных угроз и редко превращаются (или переходят) в разрушительные действия: нанесение ран, членовредительство, убийство. Между тем при межвидовой агрессии повреждающая, разрушающая агрессия встречается довольно часто. Это мы видели в поведении хищников. Кроме того, при межвидовой агрессии часто мы видим экспрессивные выражения враждебности, угрозы, произнесение угрожающих звуков, оскаливание зубов и т.п. Напри-
238
Альберт Налчаджян
мер, гремучие змеи при драке между собой никогда не кусаются: они лишь стараются своим телом, используя вес, прижимать противника к земле. Люди тоже нередко дерутся, но стараются не оставлять ран на теле противника. О животных хочется сказать еще вот что: нередко различные их виды мирно сосуществуют на одной и той же территории, в то время как между индивидами и группами одного вида происходят процессы соперничества, борьбы и агрессии.
Все человеческие этнические группы принадлежат одному виду "гомо сапиенс" ("человек разумный"). Насколько это утверждение научно — одно дело. Но известно, что между расами и этносами порой существуют такие большие различия, что они нередко воспринимают друг друга чуть ли не как различные виды животных. Таковы, например, различия между неграми и белыми англосаксонцами. Так же полярно воспринимают друг друга некоторые этносы в Руанде и иных африканских государствах, в Индии и других частях света. Здесь можно предложить для рассмотрения очень много вопросов. Например: можно ли по аналогии утверждать, что как внутривидовая агрессия животных по своим экспрессивным особенностям и по участию ингибиторов (тормозных механизмов) отличается от межвидовой агрессии, например, от агрессии хищника, так и внутриэтническая агрессия отличается от межэтнической по экспрессии, по участию тормозных механизмов и дезингибито-ров? Все это требует специальных исследований.
Когда какая-либо этническая группа фрустрируется и оказывается в гневливом, агрессивном состоянии, ее агрессивные действия могут направляться на следующие объекты: 1) на другие этносы; 2) на собственный этнос; 3) на собственное правительство. Ясно, что когда агрессор получает отпор, его агрессия может изменить свое направление и выбрать в качестве своего объекта один из остальных двух. В таких случаях имеет место замена (субституция) объекта, жертвы агрессии, но всегда выбирается один из названных трех объектов.
Но вот что интересно: этнические требования и, в частности, агрессивные действия, на Востоке и на Западе направляются по—разному. На Западе, по свидетельству ряда авторов1,
См.: Horowitz D.Ethnic Groups in Conflict. University of California Press, Berkley a. o., 1985, pp. 20-21.,
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
239
они направляются не на этническое большинство (доминирующий этнос) и не на другие социальные группы, а на правительство.И правительства в Западной Европе, исходя из своих национальных целей, вполне серьезно относятся к таким требованиям.
Этот любопытный факт требует объяснения. Предварительно можно сказать, что механизмы трансформации межэтнической агрессии во внутриэтническую (и механизмы обратного процесса) имеют свою специфичность в многоэтнических обществах Запала и Востока. Но все-таки, почему агрессия направляется скорее на государство, чем на враждебную этническую группу? Да потому, что государство взяло на себя функцию регуляции межэтнических отношений. Люди доверяют государству и не идут путем незаконных враждебных действий. На Востоке же это не всегда возможно. Что это именно так, можно убедиться, если ознакомиться с национальной политикой в Турции, Азербайджане и других государствах Востока. Перенос агрессии людей на государство всегда в определенной мере имеет место, но в различной степени.