Замещение агрессии и рационализация
Когда фрустрированный человек осуществляет психологическую самозащиту, редко бывает, чтобы он пользовался только одним механизмом, в данном случае — агрессией. Когда речь идет о замещении агрессии, нетрудно видеть, что оно нередко сочетается с рационализацией, т.е. с самооправданием. Направляя свою агрессию против "козлов отпущения", которых выбирают обычно из групп "чужих", люди одновременно начинают поиск оправданий, т.е. рационализации своих поступков. Констатация такой взаимосвязи важна не только для понима-
См.: Janis I., Op. cit., p.166 и др. ' См.: Allport G.,The Nature of Prejudice. Reading (Mass.), Addison-Wesley, 1954.
236
Альберт Налчаджян
ния многих социально—психологических явлений. Она указывает на существование более фундаментального факта, а именно: агрессия, возникшая вследствие фрустрации, сама преобразуется (частично) в рационализацию и маскируется ею.Здесь положение примерно такое же, как и в случае сублимации агрессии. Поэтому можно предположить, что различные защитные механизмы не только могут сочетаться в составе защитных комплексов, но могут также, преобразуясь, превращаться друг в друга.Во всяком случае реальность превращения агрессии в сублимацию и рационализацию не вызывает у нас никакого сомнения.
Когда "козел отпущения" отвечает агрессией на агрессию, то этот факт выдается инициатором агрессивных действий за доказательство того, что члены чужих групп действительно вредны и заслуживают наказания. С помощью такой рационализации происходит усиление первоначальной агрессии. Возникает циклический процесс, чреватый разрушительными последствиями. Эти идеи, как мы увидим в соответствующих главах, важны для понимания сущности национализма и фашизма'.
Сила агрессии может быть непропорциональной силе фрус-тратора. Например, на неудачное слово жены муж может отвечать сильным гневом, сопровождаемым криками. Почему на незначительные поводы люди иногда отвечают так бурно и враждебно? Надо полагать, что во всех подобных случаях личность имеет внутренний конфликт, в данный момент ею неосознаваемый.Частным случаем этого может служить поиск "козла отпущения". В приведенном примере жена стала "козлом отпущения", а интернализованный конфликт (например, столкновение с начальством) и порожденная им фрустрация нашли выражение и направились на нее с неоправданной силой. Таких примеров "иррационального" поведения можно привести сколько угодно.
Это явление, на основе анализа конкретных примеров, следует исследовать глубже: необходимо выяснить природу тех внутренних конфликтов, которые усиливают агрессию и другие
' По этому поводу представляют интерес также работы Э. Фромма, Т. Адорнос соавторами и др.
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
237
защитные механизмы. Если расширить проблему и сформулировать ее также для остальных защитных механизмов, то можно задать себе, например, такой вопрос: почему рационализация или проекция часто, без видимых объективных причин, оказываются чрезмерно интенсивными? Какие внутренние силы и мотивы к этому приводят? Эту задачу, по-видимому, следует исследовать для каждого защитного механизма отдельно.