Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции

Постановка проблемы о различиях ответов различных этно­сов на сходные ситуации приводит нас к проблеме этническо­го стиля поведения. Но мы здесь будем говорить не об этниче­ском стиле вообще, а о стиле этнозащиты.Это более узкая про­блема, чем проблема этнического стиля вообще, о которой пи­сали другие авторы (например, А. П. Ройс), но совершенно но­вая и очень важная.

Защитные процессы индивидов и групп, как мы подробно показали в другой нашей работе1 и в предыдущих главах насто­ящей книги, осуществляются с помощью защитных механиз­мов (вытеснения, проекции, рационализации, регрессии, атри­буции, агрессии и т.п.), их комплексов, т.е. устойчивых сочета­ний, и защитно-адаптивных стратегий.

Стиль этнической самозащиты— это возможность выбора оп­ределенных защитных механизмов, комплексов и стратегий. Поскольку таких механизмов и их комплексов, а также адап­тивных стратегий несколько, то возможности выбора существу­ют почти всегда. И люди, и группы действительно совершают выбор. Это, во—первых, выбор стиля всей этнической группой,во-вторых — отдельными индивидами—этнофорами. Во избе-1 жание недоразумений следует уточнить: выбор стиля поведения и мышления, осуществляемый индивидом, тоже может быть этническим выбором, а не просто социально—психологичес­ким. Поведение индивида может быть этническим или иметь

Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции - student2.ru ' НалчаджянА. А.Социально-психическая адаптация личности, гл. 2-3.

Дополнительные вопросы этнической самозащиты

211

Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции - student2.ru этнический стиль, будучи одновременно социальным или даже общечеловеческим.

Стиль этнической самозащиты, будь то на индивидуальном или групповом уровне, выражается также (как и стиль вообще) в стереотипах и символах. Последние, в свою очередь, выража­ют психический склад, характер, ценности и установки этниче­ской группы. Это еще раз показывает важность задачи иссле­дования защитных функций этнических символов и стереоти­пов, о чем мы уже говорили в соответствующих главах настоя­щей книги.

О признаках провала этнозащитных механизмов

И процессов

А. Основные цели этнозащиты

Как и всякий другой сложный защитный процесс, этноза-щита тоже может быть удачной или неудачной. Она может при­вести также лишь к частичному решению той психологической задачи, которая стоит перед человеком или этносом. Для того, чтобы решить, была ли удачной психологическая самозащита этноса, еще раз сформулируем основные цели этнозашиты. Мы полагаем, что таких главных целей четыре. 1) На индивидуаль­ном уровне:а) защита от фрустраций и стрессов, сохранение психического здоровья и дееспособности, обеспечение творче­ской адаптированности; б) сохранение и укрепление своего ин­дивидуального этнического я и чувства идентичности с этно­сом. 2) На уровне этнической группы:а) сохранение целостнос­ти этноса, его территории и культуры, его я—концепции и пси­хического склада; б) предотвращение ассимиляции и геноцида.

В тех случаях, когда религия является важным этнодиффе-ренцирующим признаком и составляет часть национальной идеологии, на первый план выдвигается также защита религии и церкви. Например, борьба сербов - христиан против мусуль­ман в бывшей Югославии во многом имеет характер борьбы религий, поскольку югославские мусульмане тоже в большин­стве своем (кроме албанцев) являются этническими славянами. Но они по религиозному признаку почти уже превратились в Другую нацию и принадлежат двум суперэтносам: славянскому

212

Альберт Налчадмсян

Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции - student2.ru Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции - student2.ru Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции - student2.ru Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции - student2.ru Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции - student2.ru и мусульманскому. Сербы же принадлежат славянскому и хри­стианскому суперэтносам. Это пример того, какую роль может играть религия как этногенетический фактор.

Наши рекомендации