Г. Комплексная этнозашита и типы этнических характеров
В данной главе, только в форме постановки вопроса, следует сказать следующее о связи этнозащитных процессов с этническим характером.
Комплексная этнозащита- один из процессов, в ходе которого формируется характер маргинальной личности. На примерно одинаковые маргинальные ситуации разные люди отвечают различными защитными механизмами и с разной интенсивностью, выбирают различные адаптивные комплексы и стратегии. Вследствие этого, в результате защитно—адаптивных процессов, формируются различные типы характеров. Это означает, что должны существовать (и реально существуют) разные подтипы маргинальных характеров.
Формирование подтипов маргинального характера обусловлено различиями в расовом и этническом происхождении, наследственными индивидуальными различиями (по уровню реакции, чувствительности, темпу психической активности и другим параметрам темперамента и т.п.) и, что психологически очень важно, первыми ответными реакциямииндивида на различные аспекты своего маргинального статуса.
Названные подтипы в каждой маргинальной этнической группе реально существуют, имеют существенные различия и подлежат исследованию, поскольку поведение человека в значительной мере определяется его личностью, в первую очередь мотивами и характером.
Этнические защитно—адаптивные комплексы
201
§ 4.7. Парадоксальное гостеприимство — обратная защитная реакция?
Гостеприимство — одна из положительных, просоциальных черт характера как этноса, так и личности. Оно возникло и закрепилось в психическом складе некоторых этносов (в процессе этногенеза) вследствие того, что во многих межэтнических ситуациях является адаптивной чертой. Можно предположить, что сложное качество гостеприимства опирается на эмпатию, высокую оценку человеческой жизни, готовность оказать помощь нуждающимся людям независимо от их национальной принадлежности.
Однако есть чрезмерно подчеркнутое гостеприимствои оно, по нашему мнению, заключает в себе "момент" самозащиты, желание угодить (инграциацию). Тот, кто чрезмерно любезен к чужому человеку, или рассчитывает получить что-то взамен (как, например, официант в ресторане), или боится его. В последнем случае боязнь обычно сочетается с агрессивностью.
Одним из важных и интересных для этнопсихологии случаев такого парадоксального гостеприимства,чрезмерного и этно-защитного, является следующий: у некоторых народов и племен сохранился обычай принимать чужого человека (представителя другого этноса) у себя дома как дорогого гостя,а как только он выходит из него, его (чужака) грабят или убивают. Существование такого гостеприимства еще в древние времена доказано этнографическими и историческими исследованиями антропосоциогенеза и этногенеза. Такой обычай до недавнего времени существовал у курдских племен, живущих на территории Турции. Это явление очень живо описано, например, армянским писателем Ервандом Отяном в сатирической книге "Товарищ Панджуни'". Сходное явление подмечено, например, А. М. Золотаревым у ульчей2. Врага, входившего в хижи-НУ, следовало принять и угостить. Но как только он выходил за порог, его можно было убить. Он уже не считался гостем3.
з ОтянЕ. Товарищ Панджуни. Ереван, 1986 (на арм. языке). j ЗолотаревА. М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск. 1939. Андреев И. Л.Происхождение человека и общества. М., "Мысль" с 170.
1988,
202 Альберт Налчаджян
Это парадоксальное гостеприимство, по-видимому, скрывает за собой важную часть этнической идеологии.У себя дома не каждый представитель даже современных "цивилизованных" наций поднимет руку на чужого, даже на врага.
Итак, мы предлагаем гипотезу, согласно которой парадоксальное гостеприимство у себя дома является обратной реакцией на собственную агрессивность и играет защитную роль.Менее четкие проявления этого механизма, чем вышеописанные, встречаются до сих пор. И, конечно, этносы различаются между собой по степени выраженности и частоты использования данного защитного механизма.
Мы полагаем, что механизм обратной реакцииили, более широко, механизм формирования обратной установки', в межэтнических отношениях может иметь различные проявления. Подчеркнутое гостеприимство - только одно из них.
Литература
1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества., "Мысль", 1988.
2. ГумилевЛ. Н. Древняя Русь и Великая Степь., 1989.
3. Налчаджян А. А. Социально—психическая адаптация личности.
Изд—во АН Армении, Ереван, 1988.
4. Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество.
Изд-во "Луйс", 1980.
5. НалчаджянА. А. Загадка смерти. Очерки психологической танато
логии. Изд-во "Огебан", Ереван, 2000.
6. AronsonE. The social animal. V. Н. Freeman and Co., New York, 7th
ed., 1995.
7. Bowlby, John.Attachment and Loss. Vol. 1-3, Basic Books, New York,
1980-1982.
8. Festinger L,A theory of social comparison processes. "Human
Relations", 1954, 7, pp. 117-140.
9. FreudA, Das Ich und die Abwehrmechanisinem. London, 1946.
См.: Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности, с. 134-137.
Этнические защитно—адаптивные комплексы
203
10. Horowitz D. L,Ethnic Groups in Conflict. University of California
Press. Berkley a. o., J985.
11. Kohlberg L.Essays on moral development, Vol. I: The philosophy of
moral development, New York: Harper and Row, 19SJ.
12. Kohlberg L.Essays on moral development, Vol. 2: The psychology of
moral development. New York: Harper and Row, 1984.
13. StonequistE. V. The Marginal Man. New York, Scribners, 1937, Ch. 6.
204
Альберт Налчаджян
Глава 5. Дополнительные вопросы этнической самозащиты
В |
данной главе рассмотрим ряд важных проблем этнопсихологии, касающихся различных аспектов этнопсихологической самозащиты. Это краткие очерки о проблемах, которые только сейчас становятся предметами специального исследования.