Б. Комплексная самозащита этнически маргинальных людей

Рассмотрение проблемы комплексной самозащиты марги­нальных людей удобно начать с некоторых утверждений Сто-унквиста. Исходя из них ниже мы предлагаем ряд новых идей, составляющих концепцию о предмете нашего анализа.

Одной из характерных черт маргинальных людей считается то, что часто встречающийся у них комплекс неполноценности компенсируется комплексом превосходства над другими людьми,хотя у людей данной категории встречаются и другие компен­саторные реакции: люди с различными личностными чертами реагируют на свою маргинальную ситуацию по-разному. Од­нако формирование у личности нового защитно—адаптивного комплекса — комплекса превосходства над другими людьми — типичный случай сложной, комплексной самозащиты. Мы считаем, что у таких людей в подсознательном, вытесненном состоянии должен продолжать свое существование и комплекс неполноценности, иначе существование комплекса превосход­ства, сверхценности своей личности и связанной с ним напря­женности и расхода психической энергии не были бы оправда­ны. Эти два комплекса в психике одного человека постоянно конфликтуют, если, конечно, механизм их внутрипсихической изоляциине работает достаточно эффективно.

Другой защитный механизм, используемый маргинальными людьми — рационализация. С ее помощью они "объясняют" свои конфликты и неудачные попытки стать членом господст­вующей эталонной группы, весь свой кризисный опыт. Одна из разновидностей рационализации - попытка части маргиналь­ных людей "объяснять" свои трудности своей расовой и наци­ональной принадлежностью.

Агрессия— нередко используемый механизм в поведении маргинальных людей. Часть таких людей стремится к самовы­ражению и самоутверждению таким образом, что представите-

Б. Комплексная самозащита этнически маргинальных людей - student2.ru ' Стоунквист, Указ. соч., с. 101.

196

Альберт Налчаджян

Б. Комплексная самозащита этнически маргинальных людей - student2.ru ли господствующего этноса определяют как агрессивность и "захватничество "'.

чЭто весьма краткое и неполное описание защитных процес­сов маргинальных людей превосходно иллюстрирует одну из основных идей теории социально-психологической адаптации личности, а именно: защитно—адаптивные процессы приводят к формированию черт характера и их комплексов2.

У различных индивидов одни и те же конфликты и фруст­рации актуализируют различные защитные и компенсаторные механизмы, вследствие чего у них формируются различные ве­дущие черты характера и их комплексы. Одни становятся аг­рессивными захватчиками, другие — рационализирующими и пассивными и т.п.

Представляет интерес утверждение, что "лица с более сла­бой психикой стремятся объяснять личные недостатки своей расовой или национальной принадлежностью". Эта черта не­редко встречается у представителей народов, долгое время жи­вущих в условиях национального угнетения: как только один из членов такого этноса соверигает ошибочное или предосуди­тельное действие, немедленно следует проекцияэтих недостат­ков на всех членов этноса, обобщение признака в качестве об­щеэтнического и выражение его в различных нелестных суж­дениях.

Такую тенденцию самодискредитацииможно считать патоло­гической зашитой,которая ничуть не улучшает таких слабых людей и не освобождает их от своих недостатков и неудач, от фрустраций. Наоборот, такая "самозащита" за счет дискреди­тации своей нации приводит к вторичной фрустрации и усиле­нию комплекса неполноценности, так как индивид идентифи­цирован со своим этносом. Вследствие дискредитации своей нации обесценивается также этническая я—концепция самой личности. Результат может быть плачевным: человек может еще больше отчуждаться от своей этнической группы и придти к решению окончательно покинуть ее. Возможно, что именно в этой подгруппе членов притесняемого этноса следует искать тех людей, которые с готовностью ассимилируются в среде до-

Б. Комплексная самозащита этнически маргинальных людей - student2.ru 1 См.: Stonequist,Op. cit, pp. 101-102.

7 См.: НалчаджянА. А.Социально-психическая адаптация личности, гл. 3.

Этнические защитно—адаптивные комплексы



Б. Комплексная самозащита этнически маргинальных людей - student2.ru минирующего этноса. Такие люди постоянно ругают свою эт­ническую группу, а если возможно, скрывают свое этническое происхождение. Такие люди, по нашему мнению, легче преоб­разовывают свою межэтническую агрессию во внутриэтничес-кую (и наоборот), поскольку обладают внутренней психологи­ческой готовностью, необходимой для такой гибкости агрес­сивного поведения.

Что касается так называемых "агрессивных захватчиков", которых белые американцы обнаружили в первую очередь сре­ди американских евреев, то данный стереотип, как показали еще авторы "Авторитарной личности", действительно широко распространен в США. Но является ли он подлинным еврей­ским типом, или же те качества, которые описываются у таких людей — обычное выражение компенсаторной активности маргинальной личности? Эта проблема требует дополнитель­ных исследований. Мы полагаем, что во всех маргинальных этнических группах встречается эта разновидность маргиналь­ной личности. Таким был, например, известный мастер вос­точных видов единоборств и актер, действительно талантливая личность — Брюс Ли, кумир многих поколений молодежи. Он попытался совершить синтез элементов разных культур и, бе­зусловно, будучи маргиналом, переживал огромную психофи­зиологическую нагрузку. Его ранняя смерть тоже свидетельст­вует о том, что он переживал весь опыт маргинала и пассио­нарной личности.

Наши рекомендации