В. Страх перед гибелью и защитная роль я-концепции
Обсуждая разновидности стрессов этносов, мы уже говорили о том, что у зависимых этносов возникает страх перед возможным уничтожением, перед возможной гибелью в борьбе с более мощными этническими группами или государствами. Любопытно, что страх перед возможной гибелью возникает, пусть не такой интенсивный, и у тех этносов, которые имеют высокие темпы естественного роста. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли, что именно страх перед исчезновением и заставляет этнос быстро размножаться?Известно, например, что сикхи за последние несколько десятилетий имеют скорость размножения, превышающую средние показатели по Индии. Есть и целый ряд других фактов, которые приводятся в работах этносоциологов2.
Подобного рода факты показывают, что страх перед уничтожением, перед ассимиляцией и подчинением оказывает глубо-
' См.: НалчаджянА. А.Социально-психическая адаптация личности. Ер., 1988;
FreudA. Das lch und die Abwehrmechanismen. L, 1946. 2 См.: Horowitz D. L., Op.cit. p.178.
Этнические защитно—адаптивные комплексы_________________ /15*7
кое влияние, не всегда осознанное, на всю жизнедеятельность и мировосприятие этнических групп. Подобные страхи и тревоги могут показаться постороннему наблюдателю чрезмерными и иррациональными. Но они есть и оттеняют все взаимосвязи и процессы целеобразования подобных этнических групп, хронически переживающих экзистенциальную фрустрацию.
Почему, по каким причинам возникают такие страхи и тревоги? Следует, прежде всего, провести различие между страхом и тревогой. Страх имеет известную осознаваемую причину, тогда как тревога является эмоциональным переживанием без видимой причины. Тревога личности выражает ожидание неприятных, даже опасных событий в будущем. Тревога и страх иррациональны в том случае, когда чрезмерны, т.е. не соответствуют уровню реальной или ожидаемой опасности. Слабая угроза может оцениваться как сильная, порождая неадекватно сильную эмоциональную реакцию в виде страха или тревоги. Исходя из этого, рассмотрим предложенные Д. Горовицем объяснения причин появления таких эмоциональных состояний у целых этносов: 1) страх перед субординацией является непременным атрибутом жизни в неранжированных полиэтнических обществах. В таких обществах всегда есть неопределенность и дискомфорт. Это, по—видимому, объясняется тем, что в неранжированных обществах всегда есть потенциальная возможность их превращения в этнически ранжированное общество. Ясно, что относительно слабые этносы будут переживать тревогу перед такой перспективой; 2) страх перед исчезновением или "затоплением" — нередкое явление также в этнически ранжированных обществах, в которых нижестоящим этносам предъявляются крайние требования. Добавим со своей стороны, что таково, например, требование отказаться от своего национального языка, как, например, это имеет место в Турции, где доминирующая этническая группа турков требует от курдов отказаться говорить, писать и вообще употреблять свой "примитивный" (по определению расистов и националистов) курдский язык; 3) ожидание внешней опасности своему существованию вызывает агрессию, враждебные и чрезмерные требования к вышестоящим этносам или к правительству. Примером может служить требование сингальцев считать, будто в стране
188
Альберт Налчаджян
(Шри—Ланке) существуют только сингальцы. Существование в обществе двух или большего числа этнических субобществ — ситуация неприятная, и в подобных случаях требование гомогенностиобщества — обычное явление. Так, в Турции осуществляется политика создания единой турецкой нации. В ней курдам отведено место "горных турок. " Для создания в этническом отношении гомогенного общества используются такие средства, как высылка, искажение истории и даже физическое уничтожение.
Когда этносы ощущают страх перед возможным исчезновением, у них пробуждается сильнейшее оружие борьбы — этническое самосознание. Ассимиляция или уход усиливаются по мере ослабления своей этнической я—концепции.
Обычно о роли я—концепции (самосознания) этноса в защите против угрозы исчезновения говорят в очень общей форме, чаще всего — мимоходом. Между тем это социально—психологическое образование, которое, по нашему мнению, является защитным комплексом, имеющим сложную структуру. Интересно было бы проследить за процессом потери членами этноса отдельных компонентов этнической я—концепции — вплоть до ее ядра. В этом ядре главными компонентами являются чувство принадлежности и положительной идентификации индивидов с этносом. Крайним случаем можно считать безразличие к породившему человека этносу, или что еще опаснее, отрицательная идентификация с ним. Логика этого последнего состояния сводится к тому, что, как думает индивид, нельзя быть таким,как члены данного этноса. Например, человек родился турком, но считает, что позорно быть турком. Это и есть логическое выражение отрицательной идентификации с турецким этносом.