В. Страх перед гибелью и защитная роль я-концепции

Обсуждая разновидности стрессов этносов, мы уже говори­ли о том, что у зависимых этносов возникает страх перед воз­можным уничтожением, перед возможной гибелью в борьбе с более мощными этническими группами или государствами. Любопытно, что страх перед возможной гибелью возникает, пусть не такой интенсивный, и у тех этносов, которые имеют высокие темпы естественного роста. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли, что именно страх перед исчезновением и за­ставляет этнос быстро размножаться?Известно, например, что сикхи за последние несколько десятилетий имеют скорость размножения, превышающую средние показатели по Индии. Есть и целый ряд других фактов, которые приводятся в рабо­тах этносоциологов2.

Подобного рода факты показывают, что страх перед уничто­жением, перед ассимиляцией и подчинением оказывает глубо-

В. Страх перед гибелью и защитная роль я-концепции - student2.ru ' См.: НалчаджянА. А.Социально-психическая адаптация личности. Ер., 1988;

FreudA. Das lch und die Abwehrmechanismen. L, 1946. 2 См.: Horowitz D. L., Op.cit. p.178.

Этнические защитно—адаптивные комплексы_________________ /15*7

кое влияние, не всегда осознанное, на всю жизнедеятель­ность и мировосприятие этнических групп. Подобные страхи и тревоги могут показаться постороннему наблюдателю чрез­мерными и иррациональными. Но они есть и оттеняют все взаимосвязи и процессы целеобразования подобных этничес­ких групп, хронически переживающих экзистенциальную фрустрацию.

Почему, по каким причинам возникают такие страхи и тре­воги? Следует, прежде всего, провести различие между страхом и тревогой. Страх имеет известную осознаваемую причину, тог­да как тревога является эмоциональным переживанием без ви­димой причины. Тревога личности выражает ожидание непри­ятных, даже опасных событий в будущем. Тревога и страх ир­рациональны в том случае, когда чрезмерны, т.е. не соответст­вуют уровню реальной или ожидаемой опасности. Слабая угро­за может оцениваться как сильная, порождая неадекватно сильную эмоциональную реакцию в виде страха или тревоги. Исходя из этого, рассмотрим предложенные Д. Горовицем объ­яснения причин появления таких эмоциональных состояний у целых этносов: 1) страх перед субординацией является непре­менным атрибутом жизни в неранжированных полиэтнических обществах. В таких обществах всегда есть неопределенность и дискомфорт. Это, по—видимому, объясняется тем, что в неран­жированных обществах всегда есть потенциальная возможность их превращения в этнически ранжированное общество. Ясно, что относительно слабые этносы будут переживать тревогу пе­ред такой перспективой; 2) страх перед исчезновением или "за­топлением" — нередкое явление также в этнически ранжиро­ванных обществах, в которых нижестоящим этносам предъяв­ляются крайние требования. Добавим со своей стороны, что та­ково, например, требование отказаться от своего национально­го языка, как, например, это имеет место в Турции, где доми­нирующая этническая группа турков требует от курдов отка­заться говорить, писать и вообще употреблять свой "примитив­ный" (по определению расистов и националистов) курдский язык; 3) ожидание внешней опасности своему существованию вызывает агрессию, враждебные и чрезмерные требования к вышестоящим этносам или к правительству. Примером может служить требование сингальцев считать, будто в стране




188

Альберт Налчаджян

В. Страх перед гибелью и защитная роль я-концепции - student2.ru В. Страх перед гибелью и защитная роль я-концепции - student2.ru В. Страх перед гибелью и защитная роль я-концепции - student2.ru В. Страх перед гибелью и защитная роль я-концепции - student2.ru (Шри—Ланке) существуют только сингальцы. Существование в обществе двух или большего числа этнических субобществ — ситуация неприятная, и в подобных случаях требование гомо­генностиобщества — обычное явление. Так, в Турции осуще­ствляется политика создания единой турецкой нации. В ней курдам отведено место "горных турок. " Для создания в этни­ческом отношении гомогенного общества используются такие средства, как высылка, искажение истории и даже физическое уничтожение.

Когда этносы ощущают страх перед возможным исчезнове­нием, у них пробуждается сильнейшее оружие борьбы — этни­ческое самосознание. Ассимиляция или уход усиливаются по мере ослабления своей этнической я—концепции.

Обычно о роли я—концепции (самосознания) этноса в за­щите против угрозы исчезновения говорят в очень общей фор­ме, чаще всего — мимоходом. Между тем это социально—пси­хологическое образование, которое, по нашему мнению, явля­ется защитным комплексом, имеющим сложную структуру. Интересно было бы проследить за процессом потери членами этноса отдельных компонентов этнической я—концепции — вплоть до ее ядра. В этом ядре главными компонентами явля­ются чувство принадлежности и положительной идентифика­ции индивидов с этносом. Крайним случаем можно считать безразличие к породившему человека этносу, или что еще опаснее, отрицательная идентификация с ним. Логика этого последнего состояния сводится к тому, что, как думает инди­вид, нельзя быть таким,как члены данного этноса. Например, человек родился турком, но считает, что позорно быть турком. Это и есть логическое выражение отрицательной идентифика­ции с турецким этносом.



Наши рекомендации