Б. Защитные функции стереотипов для господствующих этносов
На уровне индивидов господствующей группы этнические, в том числе расовые, стереотипы и предрассудки могут иметь следующие функции: 1) стереотип является средством перенесения агрессии.Члены этнического меньшинства становятся "козлами отпущения" для наиболее фрустрированных членов доминирующего этноса. К этому вопросу мы еще вернемся при рассмотрении этнозащитных функций агрессии; 2) стереотипы являются средством сохранения самоуважения.Если член господствующего этноса "знает",убежден, что представители подчиненного этноса "хуже" него, "ниже" и т.п., то таким искусственным путем создает у себя убеждение о собственном пре-
' См.: AHport G.The Nature of Prejudice. Ney York, 1958.; Aronson E.The Social Animal. W. H. Freeman and Co. New York, 1995, Ch. 7.
Этнозащшпные механизмы и процессы________________________ 135
восходстве. Он убеждает себя, будто имеет ряд важных преимуществ по сравнению с ними. Осуществляя подобную психологическую самозащиту путем этносоциального сравнения,человек создает субъективное чувство своей большей ценности, чем он есть на самом деле; 3) преодоление, устранение неопределенности:предрассудки и стереотипы позволяют человеку таким образом организовать находящиеся в его распоряжении сведения, чтобы осталось как можно меньше двусмысленностей и неопределенности. С помощью стереотипов он структурирует ситуацию'.
На групповом уровне появляются новые, специфические функции стереотипов и предрассудков, из которых известны следующие: 1) сохранение и укрепление занимаемого этнического статуса.Этносы, занимающие высокий статус в полиэтнических обществах, используют названные социально—психологические и этнопсихологические образования для того, чтобы препятствовать успешному соперничеству этнических меньшинств ради ресурсов и статусов; 2) этнические предрассудки используются для оправданиятого, что представители этнического меньшинства выполняют такие виды неквалифицированного труда, от выполнения которых представители господствующего этноса отказываются. Например, данный механизм активно используют немцы для оправдания присутствия в их стране многих (несколько миллионов!) турецких рабочих и их семей. Антитурецкие выступления в этой стране действительно показали, что немцы невысокого мнения о своих "гостях"; 3) функция сохранения власти.Придавая стереотипам официальный, институциональный характер, господствующий этнос стремится сохранить в своих руках бразды правления, полноту власти. Эта функция по существу является одним из аспектов функции сохранения статуса, поскольку власть дается личности или группе в связи с получением статуса.
В данной главе мы обсудили уже вопрос об основных фрустрациях и способах этнической самозащиты господствующих этносов. Там мы описали главным образом механизм дискреди-
Levin, J., The functions of prejudice. New York: Harper and Row, 1975; Middlebrook P. N.Social Psychology and Modern Life., New York a. o., 1980, pp. 164-166.
136______________________________________________ Альберт Налчаджян
тации жертвы.Здесь же мы видим, что репертуар защитных механизмов господствующих этнических групп намного шире, причем эти механизмы взаимосвязаны. Так, дискредитация жертвы осуществляется путем проекции и атрибуции отрицательных стереотипов.