Б. от устойчивости к новым конфликтам

Теперь рассмотрим межэтнические конфликты начиная с той фазы взаимоотношений этносов, когда дифференциация и социально—психологическая дистанция уже установились. Те­перь уже возникают новые изменения, которые приводят к ме­жэтническим конфликтам. Эту проблему подробно рассмотре­ли Т. Шибутани и К. Кван, которые, обобщив проведенные ис­следования, указывают на ряд условий возникновения кон-

б. от устойчивости к новым конфликтам - student2.ru ' См.: FestingerL. A Theory of Social Comparison Processes. Human Relations, 7,

May, J954. 3 Tajfel H.Human groups and social categories: Studies in Social Psychology.

Cambridge, Univ. Press of Cambridge (Mass.), London, New York a. o., 1981.

б. от устойчивости к новым конфликтам - student2.ru 18 Альберт Налчаджян

б. от устойчивости к новым конфликтам - student2.ru фликтов: 1) члены этнического меньшинства начинают выра­жать недовольство своим положением в обществе. Существую­щие социальные институты являются результатом межэтничес­кой адаптации.Но они теперь уже не удовлетворяют и стороны требуют пересмотра этих структур. Начинается новый этап ме­жэтнических отношений; 2) требование изменений стимулиру­ется влиянием технических нововведений.Меняется структура общества, возникают новые элитарные группы, меняется про­изводство. Возникают новые специальности, исчезают старые, и если некоторые этнические группы имели характерные и тра­диционные для себя профессии, которые теперь не нужны, они могут в массовом порядке мигрировать даже в другие страны; 3) меняется этнический состав общества.Это зависит от мигра­ционных процессов, разности в темпах роста в различных эт­нических сообществах, от количества смешанных браков и дру­гих этнических и социальных процессов; 4) меняется плотность населения,что оказывает непосредственное влияние на количе­ство межэтнических контактов. Особый интерес представляет быстрый рост городов и появление мегаполисов, гигантских го­родов, этих своеобразных котлов смешения рас и человеческих типов. Большие города становятся могилами многих традиций. В такой среде внутриэтнические и родственные связи становят­ся значительно слабее, возникают новые формы поведения. Но нередко бывает и так, что в больших городах возникают и ус­тойчиво сохраняются этнические анклавы в виде городков и кварталов (например, китайский город в Нью-Йорке, армян­ские кварталы в Бейруте или в Фрезно и др.). Если доминиру­ющая этническая группа не разрушает такие анклавы, они мо­гут сохраняться долго, даже веками. Но когда возникают ост­рые этнические конфликты, такие анклавы обычно исчезают или уничтожаются. Так, во время армяно—азербайджанских конфликтов 80-90-х годов XX века азербайджанцы ликвиди­ровали армянский квартал в Баку - Эрменикенд. Они, видимо, долго ждали удобного случая; 5) на существующую структуру этнических отношений оказывают влияние также природные и социальные катастрофы: землетрясения, потопы, массовое вторжение врагов, войны и другие. В таких ситуациях этниче­ские признаки вытесняются на второй план и представители разных наций и рас объединяют свои усилия за свое спасение




Социальные и этнические конфликты

или ради разрешения общих проблем. Возникает своеобразная сверхэтническая, супернациональная мотивация поведения; 6) на взаимоотношения этносов глубокое влияние оказывают школьное образование, изменение уровня грамотности, обмен идеями между этносами. Например, когда образованные члены определенного этноса воспринимают идеи справедливости, ра­венства и демократии, они могут стать зачинателями нацио­нально—освободительной борьбы своего народа. Нация уже не может примириться со своим низким статусом и тем презри­тельным отношением, объектом которого до сих пор была. Идеи придают этносу или нации внутреннюю мощь, и когда доминирующая нация этого не понимает, начинаются кон­фликты и борьба.

Под влиянием всех этих факторов начинается период пере­хода из одного состояния общества в другое, пока не устанав­ливаются новые устойчивые отношения. Именно переходные периоды и полны конфликтов, напряжения и отсутствия взаи­мопонимания. Поскольку прежние отношения нарушены, лю­ди зачастую не знают, какие ожидания могут предъявлять дрУг к другу'. Это означает, что нарушены ролевые, в том числе эт-норолевыевзаимоотношения.

В таких ситуациях наблюдается любопытное явление: про­должают выражать уважение к старым нормам и традициям, внешне проявляют конформизм, но по существу не принима­ют эти нормы и традиции, действуют не в соответствии с ни­ми. Конформизм принимает внешний характер и многие все еще не рискуют выражать свои подлинные взгляды. В таких случаях возмущение и агрессивность подчиненного этноса по­степенно усиливаются.

После окончания переходного периода одна система этни­ческой дифференциации сменяется другой, обновленной сис­темой. Нередко в таких случаях межэтническая стратификация заменятся классовой стратификацией. Этнические различия становятся второстепенными и люди начинают различать дрУг друга в первую очередь по социально—экономическим стату­сам. Параметрами таких статусов, как известно, являются не

б. от устойчивости к новым конфликтам - student2.ru ' См.: Shibutani T. and К. Kwan.Ethnic Stratification, pp. 343-351.

б. от устойчивости к новым конфликтам - student2.ru 20 - Альберт Налчаджян

б. от устойчивости к новым конфликтам - student2.ru этнические или расовые признаки, а профессиональное заня­тие, доход, власть и авторитет.

Бывают случаи, когда социальная стратификация общества в основном сохраняется, но претерпевают изменения статусы входящих в нее этнических групп. Именно это имеет место в США. Т. Шибутани и К. Кван приводят пример ирландцев. В XIX веке они находились на низшей ступени социальной ие­рархии этой страны. Ирландцы выполняли самые презираемые виды труда. Но они постепенно улучшили свое положение, а их место заняли новые группы иммигрантов. Старые социальные статусы сохранились, но были заняты новыми людьми. Обще­ство без структуры не бывает. Когда старая структура изменя­ется или разлагается, на ее фрагментах появляется новая.

Все эти вопросы мы лучше поймем после того, как в следу­ющем параграфе рассмотрим различные типы структур много­этнических обществ.

§ 1.5. Дифференциация групп и группоцентризм — предпосылки межгрупповых конфликтов

Наши рекомендации