Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

и психологические новообразования

Р. Хевигхерст [114] считает центральной задачей развития под­росткового возраста самоопределение в системе ценностей, обще­ния и отношений между людьми. Данная задача определяет следу­ющие направления развития:

■ освоение «новой телесности», связанной с процессами полового
созревания, формирование полоролевой идентичности и теле­
сного образа Я;

■ развитие абстрактного мышления;

■ приобретение навыков межличностного общения с представи­
телями своего и противоположного полов, вхождение в группу
сверстников;

■ становление новых отношений в семье на основе освобождения
от родительской опеки, автономии и независимости (преодоле-

Лекция 16. Подростковый возраст ■ 219

социальная ситуация развития - student2.ru ние эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке);

■ выработка жизненной философии и системы ценностей;

■ постановка задач будущего в области карьеры и образования;

■ подготовка к семейной жизни.

Проблема формирования эго-идентичности в юности разраба­тывалась в концепции Э. Эриксона и теории статусов идентичнос­ти Д. Марсиа, закономерности формирования эмоциональной неза­висимости от семьи в психоанализе, формирования абстрактного мышления и формально-логических операций — в концепции Ж. Пиаже.

Формирование самосознания на основе самопознания, обуслов­ленного развитием интеллекта и рефлексии, приводит к формиро­ванию в подростковом возрасте новой формы эгоцентризма. Д. Эл-кинд так характеризует подростковый эгоцентризм: феномен во­ображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Феномен воображаемой аудитории заключается в убежденности подростка, что он постоянно находится в центре внимания окружа­ющих людей, достаточно критично к нему настроенных. Отсюда тревожность и неуверенность, обусловленные переживанием чув­ства «как на сцене», чрезмерная чувствительность к чужим мнени­ям, уязвимость, сосредоточенность на мысли, как его оценивают ок­ружающие, демонстративное поведение «на публику». Миф о соб­ственной исключительности состоит в убежденности подростка в уникальности внутренних переживаний, собственной неуязвимос­ти («с другими может что-то случиться, со мной — никогда»). Под­ростковый эгоцентризм рождает чувство одиночества («никто меня не понимает»), саркастическое и критичное отношение к другим людям как защиту от оценок «воображаемой аудитории», высокую эмоциональную напряженность, нередко склонность к самолюбова­нию. Преодоление подросткового эгоцентризма связано, по мнению Ф. Раиса, с развитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности [80].

В отечественной психологии возникновение и развитие само­сознания рассматривают как центральное психологическое новооб­разование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что са­мосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь [22]. Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования млад­шего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с други-

социальная ситуация развития - student2.ru 220 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

социальная ситуация развития - student2.ru ми, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность
[104]. Чувство взрослости — особая форма самосознания. Ее «осо-
бость» состоит в том, что самосознание выступает в аффективной
форме переживания. Кроме того, это есть форма осознания своих
социальных, а не индивидуальных качеств. Подростковый возраст
предполагает постепенное развитие взрослости как готовности ре­
бенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равно­
правного участника. Следует различать объективную взрослость как
объективную готовность принять права и обязанности взрослого
члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное
отношение к себе как к взрослому (чувство взрослости) и тенден­
цию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не
связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение
придает ему сам подросток. Д. Б. Эльконин выделяет различные
виды взрослости: £

■ социоморальную — как участие в заботе о семье, близость и
дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к
отстаиванию своих морально-этических убеждений и принци­
пов, поступков и взглядов;

■ интеллектуальную — деятельность, включающую элементы са­
мообразования, интеллектуальные увлечения и ценности;

■ внешнюю — романтические отношения со сверстниками, харак­
тер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере пове­
дения.

Очевидно, что продуктивны с точки зрения решения задач раз­вития социоморальная и интеллектуальная взрослость. Показате­лями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как к взрослому; стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характер самостоятельности подростка; отношение взрослых к под­ростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); от­ношения со сверстниками. Формирование чувства взрослости осу­ществляется в интимно-личностном общении со сверстниками, где происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равнопра­вии, доверии и верности. Для подросткового возраста характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товари­щества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведе­ния взрослого мира.

Лекция 16. Подростковый возраст ■ 221

социальная ситуация развития - student2.ru Старший подростковый возраст характеризуется особой со­циальной ситуацией развития — подросток стоит на пороге взрос­лой жизни и общество ставит перед ним задачу самоопределе­ния в профессиональной сфере. Ведущей деятельностью стано­вится учебно-профессиональная как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального само­определения. Выбор профессии предполагает формирование на­мерений через фазы предварительного выбора и практического принятия решения с определением уровня квалификации и фор­мы профессиональной подготовки. Основной целью самоопреде­ления в старшем подростковом возрасте, по мнению Н. С. Пряж-никова [77], является формирование внутренней готовности к осоз­нанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе и способности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельнос­ти. Профессиональное самоопределение требует определенного самоограничения и критичного соотнесения собственных возмож­ностей, интересов, способностей с возможностями и ограничения­ми профессии.

Самоопределение становится важнейшим новообразованием возраста, являясь выбором будущего пути, определением цели и смысла будущей жизни [12]; формирование целостной смысловой системы «Я и общество» предполагает выбор профессии, но к нему не сводится. Личностное самоопределение имеет ценностно-смыс­ловую природу и предполагает активное определение подростком своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и смысла своего существования [32]. Важными новооб­разованиями ранней юности являются ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Воля обеспечивает выбор жизненных целей в условиях конкуренции мотивов, осуществление нравствен­ного выбора в ситуации моральных дилемм, способность прилагать усилия в достижении целей.

Важными новообразованиями когнитивной сферы являются становление формально-логического интеллекта, гипотетико-дедук-тивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте. Учебная дея­тельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и са­мообразованию.

социальная ситуация развития - student2.ru 222 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

социальная ситуация развития - student2.ru Подростковый возраст — сенситивный период для морального развития. В периодизации Л. Кольберга [115] выделяются три ос­новных периода морального развития: преконвенциональный, кон­венциональный и постконвенциональный.

Преконвенциональный период включает две стадии: стадию ге­терономной морали и стадию инструментального индивидуализма, равноценного обмена (соответствует дошкольному и младшему школьному возрасту). На стадии гетерономной морали подчинение нормам основано на желании избежать наказания, подчинении вла­сти авторитетов. Первостепенное значение имеют физические по­следствия поступков, а не их психологическое значение для других людей. Суждения о правильности или неправильности поступка основываются на его объективных последствиях, т. е. на том, како­ва реакция власти на совершенный поступок. Вторая стадия пре-конвенционального периода (от 7-8 лет) — стадия инструменталь­ного индивидуализма и равноценного обмена. Основной принцип — следование собственным интересам и потребностям при понима­нии, что другие также преследуют свои интересы. С точки зрения социальной перспективы, на этой стадии доминирует индивидуали­стическая позиция: убеждение в том, что все люди пытаются реа­лизовать свои собственные интересы, вследствие чего интересы раз­ных людей сталкиваются, поэтому право — относительно. Справед­ливость рассматривается как система обмена: «ты мне, я — тебе», с равенством обмениваемых благ. Это инструментальная мораль, по­скольку считается абсолютно нормальным использование других как средства удовлетворения собственных интересов.

Конвенциональный период является вторым периодом мораль­ного развития человека. Именно этот период характерен для под­росткового возраста. Конвенциональный уровень также включает две стадии: взаимных ожиданий и взаимоотношений, межличност­ной конформности (10-14 лет) и ориентации на социальный закон и порядок. На стадии взаимных ожиданий первостепенное значе­ние приобретает принцип «быть хорошим», стремление соответство­вать социальным ожиданиям. Важным становится сохранение вза­имоотношений доверия, расположения, уважения, благодарности. Ха­рактерна потребность «быть хорошим» в своих собственных глазах и в глазах других. Здесь действует золотое правило, определяемое известным латинским выражением: Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris (He делай другому того, чего сам себе не желаешь). Дети и подростки, уровень морального развития которых соответствует этой стадии, учитывают, прежде всего, социальные взаимоотношения, осо-

Лекция 16. Подростковый возраст ■ 223

социальная ситуация развития - student2.ru бенно с близкими и значимыми людьми, ставя их выше своих соб­ственных интересов. Стадия социального закона и порядка основ­ным приоритетом считает установленный по конвенции закон (15-17 лет). Законы и правила должны выполняться, кроме тех неорди­нарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными обязанностями. Право человека соотносится с соци­альным, групповым и институциональным правом. Человек, мо­ральное развитие которого соответствует этой стадии, поддержива­ет функционирование социальных институтов, старается не нару­шать правила системы, построенной на всеобщем выполнении правил.

Постконвенциональный период является третьим периодом морального развития человека. Он включает стадию социального контракта на основе учета прав личности и стадию универсальных этических принципов. Стадия социального контракта в развитии морального сознания достигается лишь немногими подростками. Стадия социального контракта характеризуется убежденностью в том, что люди придерживаются различных ценностей и мнений. Различные социальные группы имеют разные ценностные приори­теты, придерживаются различных правил, которые всегда должны соблюдаться в интересах справедливости. Существуют всеобщие ценности и права, такие как жизнь, свобода, которые приоритетны в любом обществе вне зависимости от мнения большинства. Люди, моральное развитие которых характеризуется стадией социально­го контракта на основе учета прав личности, испытывают ответ­ственность перед законом, оставаясь верными ему во имя защиты прав других людей и процветания общества. Чувство ответственно­сти распространяется на взаимоотношения в семье, дружбе, меж­личностных связях, в работе. В основе морального мышления на этой стадии лежит убеждение в том, что законы и обязанности стро­ятся на утверждении: большее благо для большего числа людей. Последняя стадия морального развития человека — стадия уни­версальных этических принципов. Для этой стадии характерно следование избранным личностью этическим принципам и при­знание тех законов и социальных соглашений, которые основаны на универсальных моральных нормах. Если закон не соответствует этим принципам, то субъект в случаях необходимости преступает закон и действует в соответствии со своими этическими убеждени­ями. Эти принципы являются универсальной основой справедли­вости: равенства человеческих прав и уважения достоинства чело­века как личности* Однако исследования Л. Кольбергом различ-

социальная ситуация развития - student2.ru 224 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

социальная ситуация развития - student2.ru ных возрастных групп показали, что шестая стадия — стадия уни­версальных этических принципов — является настолько труднодо­стижимой, что впоследствии он отказался от ее учета.

Подростковый возраст традиционно рассматривается как «опас­ный» и трудный. Современная возрастная психология в качестве практических задач рассматривает организацию психологической помощи, профилактики и коррекции в решении таких проблем подросткового возраста, как оптимизация образовательной систе­мы для создания благоприятных условий для всестороннего ум­ственного и личностного развития подростков; оказания психоло­гической помощи в самопознании и личностном росте, разрешении проблем и конфликтов детско-родительских отношений, обеспече­нии условий преодоления инфантильной зависимости от родите­лей, профилактики явлений отклоняющегося и противоправного поведения подростков, агрессии, наркомании и токсикомании, ран­ней сексуальной жизни,даодростковой беременности и девиантного материнства.

Лекция 17

Зрелые возрасты

социальная ситуация развития - student2.ru 17.1. Критерий достижения взрослости

Зрелость — самая продолжительная и наименее изученная фаза жизненного цикла. Существенная проблема зрелости состоит в выделении критерия дифференциации взрослости, который позво­лил бы отделить взрослого человека от человека, еще не достигшего взрослости. Взрослость имеет социально-историческую природу и не определяется напрямую хронологическим возрастом. Критери­ем взрослости является достижение личностью психологической зрелости как способности принимать ответственность, логические решения, сопереживать другим людям, справляться с фрустрацией и принимать свою социальную роль [118]. Психологическая зре­лость характеризуется: способностью к самоактуализации (А. Мас-лоу); расширением чувства Я с включением работы, учебы, семьи, политики, религии, хобби и других видов значимой активности; эмоциональным принятием других; чувством эмоциональной бе­зопасности; адекватным восприятием реальности и самого себя как личности; наличием жизненной философии (Г. Олпорт).

Проблема периодизации

Эпоха зрелости включает раннюю зрелость (молодость), сред­нюю зрелость, позднюю зрелость (старение, старость и долгожитель­ство). Учитывая необходимость дифференциации хронологическо­го, биологического, социального и психологического возраста, воз­никает проблема выделения критериев определения зрелости и построения периодизации. С переходом к зрелым возрастам про­исходит изменение характера психического развития человека — от развития преимущественно в форме присвоения социально-куль­турного опыта к развитию в форме созидания культуры и само­строительству. Если в детстве ведущим процессом был процесс социализации, то в зрелости доминируют процессы индивидуации

социальная ситуация развития - student2.ru 226 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

социальная ситуация развития - student2.ru личности (К. Г. Юнг). Основой деятельности человека в этот пери­од жизни является его творческая активность, занятия философи­ей, искусством, духовной практикой и др.

Другая проблема периодизации зрелых возрастов — признание существования нормативных возрастных кризисов. Нормативные кризисы, как и стабильные возрасты, имеют социально-историчес­кую культурную природу. Например, кризис середины жизни явля­ется в истории общества относительно поздним образованием. Кри­зис возникает только тогда, когда появляется необходимость выбора пути самореализации личности в условиях свободы личного выбора. Например, в Средневековье жизнь была предопределена в сфере про­фессии, семьи, религии, личного выбора фактически не было (за ис­ключением некоторых социальных категорий) и кризисных явле­ний также не было (Б. Майерс). В современном обществе личность стоит перед множеством альтернативных возможностей, что и обус­ловливает необходимость выбора в условиях его необратимости. Любой выбор одновременно есть самоограничение и принятие лич­ной ответственности — отсюда вытекает необходимость норматив­ных кризисов личностного развития как ценностно-смысловых кри­зисов «пересмотра и подведения жизненных итогов». Л. И. Анцы-ферова считает [4], что причиной кризисов зрелых возрастов является осознание личностью несоответствия своего уровня профессионализ­ма для решения поставленных жизненных задач вследствие ускоре­ния темпов социального развития. Выход из кризиса автор видит в непрерывном образовании и совершенствовании личности.

Сегодня можно считать доказанным положение о том, что не только в детстве, но и в зрелости мы наблюдаем характерное чере­дование стабильных и кризисных возрастов (Э. Эриксон, Д. Левин-сон). Нормативные кризисы зрелости имеют ряд особенностей, от­личающих их от кризисов детства и подростничества. Во-первых, они возникают реже, что обусловлено снижением темпа психичес­кого развития с возрастом. Во-вторых, они не столь явно, как кри­зисы детства, привязаны к хронологическому возрасту. Это обстоя­тельство и стало причиной для бурной дискуссии о том, существу­ют ли вообще нормативные кризисы зрелости. В-третьих, протекание кризиса более осознанно, чем в детстве, и преимущественно во внут­реннем, скрытом для внешнего наблюдения плане [14]. Подчерк­нем, что отличительной особенностью кризисов зрелости является то, что по своему психологическому содержанию они принадлежат к ценностно-смысловым кризисам. В ряде периодизаций возраст­ные кризисы зрелости получили название переходные периоды [48].

Лекция 17. Зрелые возрасты ■ 227

социальная ситуация развития - student2.ru Наиболее известными являются периодизации зрелого возрас­та Э. Эриксона, Д. Левинсона, Ш. Бюлер, Р. Гоулда. Критериями опи­сания возрастов выступают задачи развития, которые решает лич­ность.

Р. Хевигхерст выделяет следующие задачи развития для моло­дости:

■ поиск брачного партнера и создание семьи;

■ формирование семейной системы (выработка семейных ценнос­
тей и уклада, формирование ролевой структуры семьи);

■ начало реализации родительской функции и воспитание детей;

■ принятие ответственности за семью;

■ развитие профессиональной карьеры;

■ развитие социальных отношений и принятие гражданской от­
ветственности.

Р. Гоулд добавляет к задачам развития приобретение незави­симости от родителей и самоисследование, а Г. Шихи — дальней­шее развитие идентичности.

Задачами развития зрелости являются:

■ помощь детям;

■ выполнение социальных и гражданских обязанностей;

■ удовлетворительное выполнение профессиональных обязаннос­
тей;

■ развитие видов досуга и отдыха;

■ принятие и приспособление к физиологическим изменениям;

■ адаптация к стареющим родителям (Р. Хевигхерст);

■ переживание кризиса середины жизни;

■ перестройка или реконструкция Я-концепции (Г. Шихи);

■ достижение жизненных целей и постановка новых (Р. Гоулд).

Наконец, задачами развития старости являются приспособле­ние к снижению физических сил и здоровья; приспособление к выходу на пенсию и снижению материального уровня жизни; адап­тация к смерти супруга; принятие своей будущей смерти (Р. Хе­вигхерст).

В периодизации Б. Ньюмен и П. Ньюмена (1990), основанной на периодизации Э. Эриксона, отмечены периоды ранней зрелости, сред­ней зрелости, поздней зрелости и старости на основе выделения за­дач развития (см. выше) и соответствующих им достижений, пси­хосоциального кризиса и «центрального процесса» как особого рода активности личности. Ранняя зрелость (22-34 года) характеризу-

228 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

социальная ситуация развития - student2.ru ется разрешением кризиса «интимность против изоляции», освое­нием жизненных ролей и формированием жизненной перспекти­вы; выраженной тенденцией к росту; ориентацией на социальные часы как время социальной желательности заключения брака, на­чала выполнения родительской функции и достижения определен­ных ступеней карьерного роста; функциональной автономией мо­тивов. Происходит формирование близких отношений доверия со сверстниками (супругом и друзьями, коллегами в профессии). Сред­няя зрелость (34-60 лет) направлена на укрепление семейных от­ношений, организацию дома и быта; воспитание детей и развитие родительской позиции, строительство карьеры. Разрешение психо­социального кризиса как выбора между продуктивностью и стаг­нацией связано с центральным процессом взаимодействия лично­сти с социальным окружением и развитием творчества. Поздняя зрелость (60-75 лет) став1$ перед личностью задачи сохранения интеллектуального уровня, перефокусирование активности на но­вые роли и виды деятельности; подведение итогов жизни и приня­тие их; развитие позиции в отношении завершения жизни и смер­ти. Центральным процессом, лежащим в основе разрешения кри­зиса «интеграция — распад и отчаяние», выступает интроспекция как рефлексивное размышление о жизни. Наконец, задачи разви­тия в старости (от 75 лет и старше до смерти) выступают как совла-дание с физическими изменениями, связанными со старостью, фор­мирование перспективы осознания человеческой жизни в истории. Психосоциальный кризис как дихотомия «бессмертие-угасание» разрешается благодаря социальной поддержке.

Интересна периодизация зрелости, предложенная В. Ф. Моргу­ном и Н. Ю. Ткачевой на основе критерия ведущей деятельности [63]. Авторы выделяют пять периодов: юность (18-23 года), моло­дость (24-30 лет), расцвет (31-40 лет), зрелость (40-55 лет), пожи­лой возраст (55-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (пос­ле 90 лет). Ведущей деятельностью юности является деятельность самоопределения — личностная и профессиональная. Молодость рассматривается как «время путешествий», разворачивающихся в сфере поисков себя, своей индивидуальности, осознания себя как взрослого. Ведущая деятельность молодости — профессиональная, поиски себя реализуются в специализации и приобретении мастер­ства и индивидуального стиля. Переход к расцвету осуществляет­ся через кризис 30 лет, предполагающий преобразование образа жизни. Период расцвета — золотой возраст, когда творчество ста­новится центром продуктивной жизни личности и возникает стрем-

Лекция 17. Зрелые возрасты ■ 229

социальная ситуация развития - student2.ru ление к самосовершенствованию. Переход к зрелости (около 40 лет) представляет собой ярко выраженный нормативный кризис, в осно­ве которого лежит осознание утраты молодости и неизбежности конца. Зрелость — вершина развития профессиональной деятель­ности, когда ведущим становится коллективное творчество. В по­жилом возрасте место ведущей деятельности занимает общение и наставничество как стремление передать другим накопленный жизненный опыт и профессиональное мастерство. В старости само­обслуживание становится ведущей деятельностью личности.

Возрастные кризисы

Признанными нормативными возрастными кризисами зрелос­ти считают: кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года); кризис 30 лет; кризис середины жизни (40-45 лет); кризис 50-55 лет; кризис прекращения активной профессиональной деятельности и выхода на пенсию (65 лет).

Д. Левинсон, описывая кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года), выделяет две основные задачи этого возраста — сепа­рацию от родителей и поиск своего места во взрослом обществе. Процесс сепарации может осуществляться как уход из родительс­кого дома, уменьшение финансовой зависимости, принятие новых социальных ролей, за счет которых человек становится более авто­номен и ответственен. Внутренним содержанием сепарации стано­вится дифференциация — я и родители — с установлением новых личностных границ и преодоление эмоциональной зависимости от родительской поддержки и авторитета. Исследование возможнос­тей и диапазона социальных ролей позволяют молодому человеку самоопределиться во взрослом мире. Важнейшей задачей стано­вится создание «мечты», определяющей базовую модель жизнен­ной структуры личности. Она включает в себя три основных изме­рения: социокультурный мир (профессия, принадлежность к соци­альному классу, семья, карьера, социальные роли); измерение Я (осознанное и вытесненное психологическое содержание которого включает мотивы, конфликты, тревожность, стратегии совладания, умения, чувства и пр.); форму активности и своего участия в соци­альном взаимодействии. «Мечта», воплощенная в жизненной струк­туре, превосходит возможности ее реального воплощения, поэтому кризис 30 лет, согласно Д. Левинсону, это кризис первого «подведе­ния жизненных итогов», как правило, обнаруживающий этот раз-

социальная ситуация развития - student2.ru 230 • Возрастная психология. Конспект лекций

социальная ситуация развития - student2.ru рыв. Кризис 30 лет, сопровождаемый высоким или умеренным стрессом, чувством утраты жизни и давления времени, находит раз­решение в стремлении изменить жизнь «пока не поздно» и часто выражается в смене профессии, разводе, кардинальном изменении мировоззрения и жизненной философии. После прохождения кри­зиса 30 лет наступает фаза постановки и реализации жизненных целей, в которой личность, с одной стороны, стремится «вложить себя» как можно более полно в семью, работу, общество, дружбу, в свой личностный рост («сделать себя»), а с другой — стремится к независимости и самодостаточности в достижениях, карьере, при­вилегиях. Кризис 40-45 лет, тот самый «роковой» кризис середины жизни, связан с осознанием утраты молодости и конечности жизни и метафорическим «переводом движения стрелок» часов жизни. Если до кризиса время жизни отсчитывалось «от рождения», то теперь время начинает обратный счет «от конца» и осознается в терминах «время, которое мне еще осталось». В процессе кризиса 40-45 лет человек должен решить задачи создания новой жизнен­ной структуры в новом пространстве построения временной перс­пективы и индивидуализации через интеграцию четырех полярно­стей. Первая полярность «молодость — старость» требует осозна­ния себя в середине жизни, принятия «символической смерти молодости» и начала физического угасания, открытия и исследова­ния новых возможностей; принятие ответственности за родителей; осознание смертности наряду с жаждой бессмертия в контексте непрерывности человеческого рода. Вторая полярность — «деструк­ция — креативность» — при ее позитивной интеграции приводит к росту желания продуктивности и обращения к творчеству. Третья полярность «маскулинность — фемининность» разрешается через развитие полоролевой идентичности в сторону андрогинности и поиск новых тендерных ролей. Четвертая полярность требует ин­теграции противоположности «привязанность — независимость» как усиления самодостаточности и автономии при расширении границ Я и доброжелательности к социальному окружению.

Интерес исследователей к кризису «середины жизни» находит выражение в существовании различий в определении его границ и содержания. Например, кризис рассматривается пролонгированно (от 30 до 45 лет) как «десятилетие роковой черты», когда происхо­дит осознание расхождения между мечтами и жизненными целя­ми. Этот возраст называют возрастом «освобождения от иллюзий» и обращения к реальности [61]. Главными проблемами кризиса середины жизни являются убывание физических сил и возможно-

Лекция 17. Зрелые возрасты ■ 231

социальная ситуация развития - student2.ru стей, привлекательности; изменение роли сексуальности в построе­нии отношений с партнером и развитие гибкости в столкновении с трудными жизненными событиями — смертью родителей, уходом из дома вырастающих детей.

Еще одной проблемой является проблема выделения и описа­ния психологических новообразований личностной сферы для зре­лых возрастов. Представления о личности как о «психической ока­менелости», где нет места изменениям и развитию, сегодня практи­чески преодолены. Однако задача систематизации новообразований молодости, зрелости и старости по-прежнему сохраняет свою акту­альность.

Развитие когнитивной сферы

Существуют три основных модели описания происходящих в период взросления и старости изменений: модель необратимости утраты, регресса, упадка; модель, описывающая старение как упа­док с компенсацией; модель, описывающая процесс старения как период, включающий динамику приобретения и потерь [7]. Наибо­лее обоснованной представляется третья модель, где с возрастом удельный вес потерь возрастает, а приобретений — уменьшается.

Исследования динамики изменения когнитивных способностей с возрастом обнаруживают несостоятельность взглядов на умственное развитие как процесс стабильности и неизменности в зрелости, сме­няющийся падением и регрессом в старости. Установлено, что ин­теллект является многомерным образованием, включающим различ­ные формы. С возрастом наблюдается снижение операционно-дина-мического, подвижного интеллекта, ответственного за базовую переработку информации и установление отношений классифика­ции, в то время как предметно-содержательный кристаллизованный интеллект не только сохраняет свой уровень, но и возрастает. Пред­метно-содержательный интеллект связан с функционированием опе-рационно-динамического интеллекта в контексте определенных зна­ний и жизненных ситуаций. Противоположно направленные изме­нения разных форм интеллекта результируются во внешней картине стабильности и неизменности интеллекта. В исследовании развития интеллекта К. Шайи [117] было проанализировано изменение спо­собности к числовой комбинаторике, установлению пространствен­ных отношений, логической индукции, классификации. Были полу­чены доказательства того, что снижение интеллекта не является ли-

социальная ситуация развития - student2.ru 232 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

социальная ситуация развития - student2.ru нейным. Наиболее очевиден регресс там, где для решения интеллек­туальных задач оказываются необходимыми скорость реакции и участие сенсорных органов и мышечной активности. Факторами риска снижения интеллекта являются сердечно-сосудистые заболе­вания и депривация и ограничение общения и взаимодействия с со­циальным окружением. Сохранение активных форм деятельности и профессиональной практики предотвращает снижение интеллек­та. Оказались велики как индивидуальные различия снижения ин­теллекта, связанные с состоянием здоровья, образованием, професси­ей, так и межкогортные различия. Полученные факты свидетель­ствуют в пользу того, что влияние культуры и исторического времени существенным образом определяет картину когнитивных измене­ний в период старения и старости. Регрессивные изменения могут быть компенсированы за счет высокой пластичности познаватель­ной сферы человека. ^

Высокая пластичность развития основана на компенсации ут­раченных способностей. Резервы пластичности могут рассматри­ваться на трех уровнях: базовом уровне интеллектуальной дея­тельности человека; на уровне основного резерва возможностей, определяемого как «потолок исполнения», доступный при мобили­зации всех основных ресурсов; на уровне резерва развития воз­можностей. Отметим, что возможности обучения и приобретения нового опыта достаточно велики в пожилом возрасте и старости. Результатом обучения оказывается увеличение основного резерва возможностей человека.

Важнейшим психологическим новообразованием старости яв­ляется мудрость, позволяющая решать жизненные задачи на осно­ве достижения баланса между знаниями и опытом и определенной жизненной позицией доброжелательности и оптимизма. Понятие эффективного или успешного старения, развиваемое в последние годы в психологии, открывает новую перспективу развития в ста­рости, когда снижение, регресс и упадок перестают быть синонима­ми старости.

Вопросы для самопроверки

1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.

2. Связь психологии развития и возрастной психологии с психологиче­
скими дисциплинами и другими науками.

3. Проблема метода исследования психического развития. Принципи­
альная ограниченность стратегии «срезов».

4. Соотношение понятий «рост, развитие, созревание». Основные харак­
теристики психического развития человека.

5. Эволюция детства в истории человечества.

6. Возраст и критерии его выделения. В чем различия хронологическо­
го (паспортного), биологического (органической зрелости), социально­
го и психологического возраста?

7. Как можно объяснить существование аналогий и параллелей в инди­
видуальном развитии человека и истории развития рода?

8. Различия в понимании роли среды в психическом развитии ребенка
в бихевиоризме и в культурно-историческом подходе.

9. Роль созревания в психическом развитии человека в онтогенезе.

10. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж. Пи­
аже, Л. С. Выготский). Современные подходы к пониманию феномена
эгоцентрической речи.

11. Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон). Статусы эго-идентичности и
механизмы ее формирования.

12. Основные детерминанты интеллектуального развития в концепции
Ж. Пиаже.

13. Периодизация стадий развития интеллекта в онтогенезе в концепции
Ж. Пиаже. Понятие «операция».

14. «Феномен сохранения». Его теоретическая интерпретация в теории
Ж. Пиаже и в исследованиях школы П. Я. Гальперина.

15. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль при­
своения социально-исторического культурного опыта.

16. Соотношение социальной и органической (генетической) форм насле­
дования человеком видового опыта. Значение органической наслед­
ственности и процессов созревания для психического развития в он­
тогенезе.

17. Понятие высших психических функций: структура, свойства, гене­
зис. Закон развития высших психических функци<

Наши рекомендации