Форма проведения: работа в командах

Учебные вопросы:

  1. Истоки научных психологических знаний.
  2. Основные этапы развития психологии до середины XIXв.
  3. Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIXв.
  4. Развитие отечественной психологии.

Темы рефератов:

1. Развитие психологии в период античности.

2. Развитие психологии в период Нового времени и Просвещения.

3. Развитие психологии в XVII-XVIII в.

4. Развитие психологии в период XIX в.

5. В. Вундт и его вклад в развитие экспериментальной психологии.

6. Гештальтпсихология как направление психологии.

7. Дж.Б.Уотсон – основатель бихевиоризма.

8. Развитие отечественной психологии.

9. Культурно-историческая концепция развития психики человека. Л.С. Выготский.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо знать, что психология имеет многовековую историю и соответственно, существуют различные подходы к вопросу о ее периодизации. Например, большинство историков психологии различают три периода: первый и второй, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; третий, когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э. – XVII в.) охватывает более 2 тысяч лет, второй (XVII в. – середина XIX в.) – два столетия и третий этап – чуть больше столетия (середина XIX в. – настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Выделение этих трех периодов не требует специальных обоснований, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более подробная периодизация.

Согласно древнегреческому философу Платону (427–347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она является образом, и истечением мировой души. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Платон и его последователи представили классификацию душевных явлений: разум находился в голове, мужество (воля) – в груди, а вожделение (мотивация) находилось в животе. Преобладание той или иной части души связывалось с индивидуальностью человека и соотносилось с социальным происхождением.

Учение о душе как независимый раздел философии впервые было выделено и оформлено Аристотелем. Трактат „О душе” – первое научно-психологическое произведение. Аристотеля считают „отцом психологии”. Аристотель в трактате "О душе" впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Действия произвольные и действия волевые – понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов – делиберации. Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут, по крайней мере, две способности – стремление и ум». Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Таким образом, I этап – психология – наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

В епоху средневековья церковь запретила все исследования души. Под влиянием атмосферы, характерной для данного периода (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. Попытки подобного рода стали караться вплоть до XVII в. Учение о душе стало частью теологического мировоззрения и отошло под эгиду религии и церкви .

Епоха Возрождения (XVI – XVII вв.) освободила все науки и искусства от догматов и ограничений, наложенных на них церковью. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, но учение о душе оставалось под религиозным запретом.

Дух нового научного подхода пронизывает философские труды Френсиса Бэкона (1561 – 1626). Ф. Бэкон намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага, сделанные Бэконом,– исключение из состава души органических функций, и отказ от изучения души как особого предмета, требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для становления новой науки о сознании.

В XVII веке начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Рене Декарт (1596-1650) начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма - его взаимодействие с другими внешними телами - не требуют души. Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Он утверждал, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название "дуализм" (от лат. dualis – "двойной"). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, снаружи мозга, и никак не зависит от него. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632 – 1677). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646 – 1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734). В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания – продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

На почве дуалистических представлений в психологии XIX в. широкое распространение получила идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психические и физические явления существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместимо. Основные представители этого направления в психологии - Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо и другие.

Приблизительно в это же время возникают и новые представления о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика приравнивалась к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - проявление особенного субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении. Такой подход стал известен под названием интроспективной психологии. Согласно этой тенденции психическое отождествлялось с сознанием и вся деятельность сводилась к его активности.

Таким образом, начало II этапа – психологии как науки о сознании датируется XVII веком и связано с развитием естественных наук. Главными методами исследования на первом и втором этапах были методы наблюдения и самонаблюдения (интроспекции).

III этап – выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 70-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832 –1920). В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая объективному научному исследованию – эксперименту, который заключался в том, что исследователь создает определенные внешние условия и наблюдает, как при этом протекают соответствующие процессы.

В 1879г. В.Вундтом в Лейпциге была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория.

Ч. Дарвин (1809 –1882).В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин специально исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, какой он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их». В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде. Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и, в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И.Челпанову (1862 – 1936). Челпанов явился основателем первого в России Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московском университете (официальное открытие в 1914г., реально работа началась в 1912г.). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857 – 1927). Усилия И.П.Павлова (1849 – 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Под влиянием запросов развития научного объективного знания, с одной стороны, и социально-экономических требований, с другой, наметился кризис интроспективной психологии.

В начале 10-х гг. XX в. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии «...и является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII – начале XIX века».

Кризис привел к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление в психологии, которое объявило новый предмет психологической науки, – им стало поведение, которое понималось как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Данное направление получило название "бихевиоризм" (от англ. behavior – "поведение"). Основатель бихевиоризма Джон Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. За одно лишь десятилетие бихевиоризм получил распространился во всем мире и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, структура) – одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии, ее главного тезиса: «все психические факты (и не только в восприятии) состоят из несвязных инертных атомов, и единственный фактор, который комбинирует эти атомы и таким образом вызывает действие – это ассоциации, образующиеся под влиянием смежности».

Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецко-язычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX – начала XX в.в. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890г. при исследовании восприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Гештальтпсихология заявила о себе утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, изучение которых по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов их формирования. Представители – М.Вертгеймер, В.Келер, К.Левин ориентировались на точные и естественные науки в объяснении психологических вопросов.

Третьим направлением, возникшим параллельно с вышеназванными, сталаглубинная психология. Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ 3. Фрейда(1856–1939).Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубинной психикой, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно – свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности.

Психоанализ З.Фрейда или фрейдизм акцентировал внимание на влиянии бессознательного в поведении личности. В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет тёмное «Оно». Человек рассматривается как биологическое существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Одновременно общественные явления психологизируются. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии и деструкции.

Именно противоречия, научно не обоснованные утверждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже приверженцев Фрейда – Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о бессознательном в психоанализе. В 1912г. в книге «Психология бессознательного» Юнг выступил с критикой Фрейда. По Юнгу, либидо – это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одной из таких форм. В 1914г. он, после негативной реакции Фрейда на отступления Юнга от психоаналитической трактовки этого и других понятий (Эдипов комплекс), разрывает связи с психоанализом, признавая тем не менее работы Фрейда лучшими, хотя и верными лишь наполовину («Теория психоанализа»).

Неофрейдизм продолжает психоаналитическую теорию бессознательного, которому отводится главенствующая роль в психике человека. Во второй половине XX в. возникают новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге – нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Наиболее широким, выражающим дух современной психологии течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития, против упрощенного подхода бихевиоризма.

Третья ветвь психологии, гуманистическая психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористской, так и в классической психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия.

Следовательно, сначала психология – это наука о душе, потом психология – наука без учета души, и, наконец, психология – наука без учета сознания. Такое понимание предмета психологии очень быстро привело к следующему кризису, выход из которого открыла философия диалектического материализма.

Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего – материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от нее.

С точки зрения диалектического материализма первичной является материя; психика, сознание – это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. В этом значении материальное (предметы и явления действительности) и идеальное (отражение их в виде ощущений, мыслей и тому подобное) противоположны друг другу. Но, если иметь в виду физиологическй механизм отражения действительности мозгом, то различия между идеальным и материальным имеют уже не абсолютный, а относительный характер, поскольку ощущение, мысли и тому подобное – это деятельность материального органа – мозга, результат превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания. Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать никаким иным способом.

Л.С. Выготский (1896 – 1934), один из основоположников советской психологии, внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др.

Таким образом, психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, прошла за короткое время довольно интенсивный путь свого становлення.

В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории психики, сознания, личности, деятельности, мотива, общения и др.

Литература:

Наши рекомендации