Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций.- 2-е изд.,- К.: МАУП, 2001.
План семинарского занятия №1
Тема №1. Предмет и задачи учебной дисциплины «Основы психологии»
Учебная цель: закрепить знания студентов о психологии как науке; рассмотреть предмет, объект и задачи современной психологии; определить методы исследования в психологии; охарактеризовать основные отрасли психологии.
Время: 2 ч.
Учебные вопросы:
1. Понятие, предмет, объект и задачи современной психологии.
2. Методы исследования в психологии.
3. Характеристика основных отраслей психологии.
Методические рекомендации:
При подготовке к теме№1 студентам необходимо вспомнить, что психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
В отечественной психологии выделяются следующие группы методов: организационные методы, эмпирические методы, психодиагностические методы: психологические тесты, изучение продуктов деятельности, беседа, биографический метод, методы обработки данных, методы коррекции.
Категориальный ряд психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус: Авиационная П.; Военная П.; Возрастная П.; Дифференциальная П.; Зоопсихология; Инженерная П.; Историческая П.; Космическая П.; Медицинская П.; Нейропсихология; Общая П.; Патопсихология; Педагогическая П.; Психогенетика; Психогигиена; Психодиагностика: Психолингвистика: Психометрия; Психосемантика; П. искусства: П. науки; П. пропаганды: П. спорта: П. творчества; П. труда, П. управления; Политическая П.; Психотерапия; Психофармакология: Психофизика, Психофизиология; Специальная П.; Социальная П.; Сравнительная П.; Экономическая П.; Этническая П.; Этология: Юридическая П.
Литература:
Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций.- 2-е изд.,- К.: МАУП, 2001.
2. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. /М.И Еникеев. - М.: Приор, 2002. - 560с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2005.
4. Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. – М., К. : Рефл-бук; Ваклер, 1999.
5. Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. – 3-е изд. – К. : Центр учебной литературы, 2008.
6. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. учеб. зав. : в 2 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение; Владос, 1994. – Кн. 1 : Общие основы психологии.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 1.
8. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998.
9. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. – М., Харьков : АСТ; Торсинг, 2004.
План семинарского занятия №2.
Тема №2. История развития психологии.
Учебная цель: закрепить знания студентов об основных исторических этапах развития и становления психологии как науки; определить специфические особенности предмета изучения психологии на каждом историческом этапе.
Время: 2 ч.
Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций.- 2-е изд.,- К.: МАУП, 2001.
2. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. /М.И Еникеев. - М.: Приор, 2002. - 560с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2005.
4. Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. – М., К. : Рефл-бук; Ваклер, 1999.
- Максименко С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. – 3-е изд. – К. : Центр учебной литературы, 2008.
- Максименко С. Д. Экспериментальная психология : учеб. пособие / С. Д. Максименко, Е. Л. Носенко. – К. : Центр учебной литературы, 2008.
7. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. учеб. зав. : в 2 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение; Владос, 1994. – Кн. 1 : Общие основы психологии.
8. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998.
9. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. – М., Харьков : АСТ; Торсинг, 2004.
План семинарского занятия №3
Тема 3: Психическая организация человека. Деятельность.
Учебная цель: углубить представления студентов о психической организации человека; раскрыть сущность понятия „психика”; психологических аспектов деятельности; научить анализировать любую деятельность по ее психологической структуре.
Основные понятия: психика, сознание, бессознательное, деятельность, мотив, интериоризация, экстериоризация.
Время: 2 часа
План семинарского занятия №4.
Время: 2 часа
План семинарского занятия №5.
Время: 2 часа
План семинарского занятия №6.
Тема 5:Психология личности.
Учебная цель: углубить знания студентов по вопросам закономерностей формирования, развития и функционирования личности; расширить знания студентов о современных представлениях о критерии анализа и оценки уровня сформированности личности.
Основные понятия: индивид, личность, индивидуальность, общество, субъект, объект, биологические и социальные факторы, структура личности, мотивационная сфера личности, установка, направленность личности, самосознание, самооценка, образ “Я”, уровень притязаний, психологическая защита личности.
Время: 2 часа
Форма проведения: работа в группах с творческим заданием.
Учебные вопросы:
1. Понятие личности.
2. Теории личности.
3. Структура личности.
4. Механизмы психологической защиты личности.
Темы рефератов:
1. Психодинамическая школа личности (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер).
2. А.Маслоу. Гуманистический подход к теории личности.
3. Особенности соотношения самооценки и уровня притязаний личности.
4. Роль психологических защит в развитии личности.
Дополнительные вопросы:
1. Какова роль направленности и установки в развитии личности?
2. Как соотносятся понятия “самосознание”, “самооценка”, “образ Я” и “уровень притязаний?
3. Какую роль играют психологические защиты в жизнедеятельности личности?
4. Чем отличается теория психосексуального развития З. Фрейда от эпигенетической концепции Э. Эриксона?
5. Как соотносятся структурные компоненты личности?
6. Какую роль играют психологические защиты в жизнедеятельности личности?
7. Что составляет мотивационную сферу личности?
8. Каково соотношение между социализацией и индивидуализацией?
9. Что в психологии понимается под понятием „мотив”?
10. Какова структура базовых потребностей личности?
11. Что такое социальная зрелость личности?
12. В чем заключается специфика мотивации успеха и мотивация избегания неудач?
Методические рекомендации
Приступая к изучению темы №4, студент должен осознать и научиться разделять основные категории и понятия психологии личности. Личность изучается многими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, но чтобы понять специфику психологического подхода, необходимо определить единицу психологического анализа личности, факторы, обусловливающие ее формирование и развитие, рассматривать личность как активного субъекта собственной деятельности, ознакомиться со структурой личности, научиться на ее основе составлять полную психологическую характеристику человека.
При подготовке к вопросу №1,2 студентам необходимо ознакомиться с концепциями личности: психодинамической школой личности (Фрейд, Адлер, Юнг), гуманистическим направлением (А. Маслоу, К. Роджерс); теорией психосоциального развития (Э.Эриксон). Ученые рассматривают личность как феномен. Существует более 48 вариантов современных теорий личности.
Прежде всего, необходимо рассмотреть соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность». Любой человек является индивидом, независимо от его физического и психического состояния. В понятии „индивид” выражена родовая принадлежность человека (Homo sapiens - «человек разумный»), тогда как к животному применяется термин «человек». Понятием «индивидуальность» определяется своеобразие природного и социального, что проявляется в особенностях темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, в качествах познавательных и эмоционально-волевых процессов. И. Кант связывал понятие «личность» со свободой разумного существа, то есть личность - это разумное существо, способна добровольно регламентировать свою свободу.
Студенты должны уяснить, что любой человек является индивидом, независимо от ее физического и психического состояния. Не всякий человек может быть личностью (например, новорожденный), но личность - это всегда человек. Понятие «личность» характеризует человека как общественное существо, обладающее сознанием (устойчивой системой социально значимых качеств индивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми). Индивид - человек как единичное природное существо, представитель рода Homo sapiens, продукт филогенетического онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель своеобразных черт. Индивидуальность человека характеризуется со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Личность - это социально - психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно - исторического опыта человечества; объект и продукт общественных отношений, активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, характеризует индивида как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В науке существует ряд научных направлений (школ), которые занимаются изучением личности.
Личность, по С. Фрейд (австрийский психиатр, основатель теории психоанализа) - это единство трех составляющих, которым соответствует определенная структура и природа личности:
«Оно» (уровень психики - бессознательное; природа личности - биологическая);
«Я» (уровень психики - сознание; природа личности - психическая);
«Сверх -Я» (уровень психики - сознание, подсознание; природа личности - социальная)
В структурной модели личности С. Фрейда «Оно» - это собственно бессознательное, безличный, биологический, природный (инстинкты, глубинные влечения, желания, комплексы) начало личности. Здесь находятся побудительные причины деятельности людей; хранится информация, что травмирует человека. «Оно», действует по так называемым принципом удовольствия. «Я», по теории Фрейда, ориентируется на принцип реальности. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - сверхличностная составляющая, что имеет общественную природу, руководствуется идеальными представлениями. Это - различные социальные институты (семья, школа и др.), нормы морали, религия, нормы права, культура и др. Неосознаваемые импульсы, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они решаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны так, чтобы влечения «Оно» были максимально удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства является субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «сверх-Я». Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые механизмы защиты.
Механизм психологической защиты связан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, изменением их иерархии и направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты.
Готовясь к вопросу №3, студенты определяют такие структурные компоненты личности, как мотивационно-потребностная сфера личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов ее деятельности, которые формируются и развиваются в течение жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности). Отечественный психолог К. Платонов выделил 4 подструктуры личности:
1. Биологически обусловленная подструктура (половые, возрастные особенности, темперамент, иногда патологические свойства психики).
2. Психологическая подструктура (индивидуальные свойства психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, эмоций, ощущения).
3. Подструктура социального опыта (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).
4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения).
Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения).
В структуру личности относят направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых имеющихся ситуаций. Направленность личности всегда социальная, она обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
План семинарского занятия №7
Время: 2часа
Учебные вопросы:
- Темперамент.
- Работа с опросником Г. Айзенка по определению типа темперамента.
- Характер.
- Акцентуации характера. Работа по методике Шмишека.
Темы рефератов:
- Роль темперамента и характера личности в системе взаимоотношений.
- Исторические аспекты учения о темпераменте.
- Влияние темпераментальных и характерологических особенностей личности на ее успешность.
Дополнительные вопросы:
1. Что является биологической основой темперамента?
2. Какие физиологические и психологические свойства имеет темперамент?
3. В чем разница между темпераментом и характером?
4. Что входит в структуру характера?
5. Какие существуют виды акцентуации?
6. Какие социальные типы характера выделяет Э. Фромм?
7. Что характерно для интровертированной личности?
8. Что характерно для экстравертированной личности?
9. Как необходимо вести себя с „трудными людьми”?
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарскому занятию студентам, прежде всего, необходимо знать, что в мире нет личностей с идентичными индивидуально-психологическими характеристиками. Это подтверждено исследованиями ученых на примерах с гомозиготными близнецами. Специалистам, чья профессиональная деятельность ориентирована на межличностное общение, необходимо обязательно это учитывать.
На процесс общения определенным образом влияют индивидуально-психологические особенности его субъектов, как личностей, а именно: темперамент, характер, способности, личностная направленность и др.
Готовясь к вопросу №1, студенты должны определить, что темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения и деятельности личности. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, в основном врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями индивида. Темперамент - это биологическая основа, на которой формируется личность. И.П.Павлов связывал индивидуальные особенности темперамента с основными свойствами нервной системы, с такими как:
• сила - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, что обусловливает выносливость и работоспособность нервных клеток;
• уравновешенность - соотношение процессов возбуждения и торможения;
• подвижность - скорость смены процессов возбуждения и торможения.
И.П. Павлов выделил 4 типа ВНД, которые не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют классическим типам темперамента:
• сангвинический - сильный, уравновешенный, подвижный («живой») тип, отличающийся подвижностью процессов возбуждения и торможения, то есть быстрой их изменяемостью;
• флегматический - сильный, уравновешенный, инертный («спокойный») тип, который характеризуется малой подвижностью процессов возбуждения, их медленной изменяемостью;
• холерический - сильный, неуравновешенный, подвижный («безудержный»тип, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением;
• меланхолический - слабый, неуравновешенный, инертный тип, характеризующийся слабостью как возбуждающего, так и тормозного процессов.
Свойства темперамента:
• реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
• активность - показатель активности человека в преодолении препятствий в своих действиях и поступках;
• сенситивность - величина малейшего раздражителя, необходимого для возникновения психической реакции;
• пластичность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям;
• ригидность - инертность, нечувствительность к изменению условий;
• экстравертированность - направленность личности на окружающий мир, когда реакции и деятельность человека зависят от внешних впечатлений, возникающих в данный момент;
• интровертированность - направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли, когда реакции и деятельность человека зависят от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.
Характеристика традиционных типов темперамента:
Сангвиник - жизнерадостный, энергичный, инициативный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, восприимчив к новому, склонен к лидерству. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой. При неблагоприятных условиях, отсутствии серьезных целей, невозможности творческой деятельности подвижность сангвиника, скорость реакции могут оказаться в этажности и непостоянства. Бывает вспыльчивый, нетерпимый, агрессивный.
Флегматик - уравновешенный, медленный, осмотрительный, трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новым обстоятельствам. Долго обдумывает новое дело, но, начав ее выполнения, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, спокойное. Положительное качество флегматика в том, что он может долго и упорно работать, но для того, чтобы включиться в работу, ему потребуется значительное время.
Холерик - инициативный, активный, энергичный, импульсивный, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, способен мобилизовать значительные усилия в короткое время. Однако преобладание реактивности над активностью может привести к тому, что ему не хватает выдержки, терпения, особенно в достижении отдаленных целей. В общении склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпим, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивен, несдержан в выражениях.
Меланхолик - впечатлительный, тревожный, ригидный, необщительный, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Сильные раздражители вместо нормального возбуждающего процесса могут вызвать у него, так называемое „запредельное торможение”. Пассивен в общении. При благоприятных обстоятельствах может хорошо справляться со своими обязанностями.
Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде, но отдельные их качества могут доминировать в личности при определенных обстоятельствах, воспроизводя ее индивидуальную характеристику.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.
Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них.
Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. При этом выраженные телесные реакции, связанные с эмоциями.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как действовать.
Тревожность связана с беспокойством и такими эмоциональными переживаниями, как страхи, опасения и др. Тревожному человеку кажется, что все, что его окружает, несет угрозу собственному „Я”.
Сочетание этих свойств создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обычаев, традиций, воспитания, обучения и так далее.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей, выступает как общая основа многих других личностных свойств, прежде всего, характера.
При подготовке второго вопроса студентам необходимо знать, что характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности, общении и обусловливает типичные для нее способы поведения. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
В общей структуре личности характер, по мнению Р. Немова, занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения человека. Характер оказывает влияние на познавательные процессы индивида - восприятие, внимание, воображение, мышление, память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера.
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, очень тесно связанных со свойствами нервной системы.
Характер развивается на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или затрудненность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.п. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер.
Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют, образуя интегральную характеристику личности.
От других индивидуально-психологических характеристик личности характер отличается своей устойчивостью. Одной из наиболее устойчивых черт характера является общительность или, альтернативная ей, замкнутость, а также наиболее общие черты характера, в состав которых, как составляющие входят, экстраверсия и интроверсия. С экстраверсией связывают такую акцентуацию характера, как экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события. Интроверсия связана с такой акцентуацией как тревожность, педантичность, шизоидность, истеричность, психастеничность. Люди, обладающие этим комплексом характерологических особенностей, отличаются замкнутостью, отчужденностью, независимостью.
Характер человека проявляется в первую очередь в отношениях к обязанностям перед обществом, к другим людям и к самому себе. Это может быть трудолюбие и праздность, бережливость и расточительность, честолюбие, тщеславие и тому подобное. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера, представляющих крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. В зависимости от степени выраженности различают явную и скрытую (латентную) акцентуацию характера. Явная, или выражена акцентуация относится к крайней границе нормы, и отличаются постоянными чертами определенного типа характера.
К. Леонгард, в разработанной им концепции «акцентуированных личностей», считает, что присущие личности черты характера могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуацией характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированная личность» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированную личность не следует рассматривать как патологическую, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: с акцентуацией характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и с акцентуацией темперамента (гипертимный, дистимный, тревожный, циклотимный, аффективный, эмотивный).
План семинарского занятия №8.
Время: 2часа
Классификация способностей
• Природные, биологически обусловленные, формирующиеся на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения, типа условно-рефлекторных связей.
• Общие - такие, что определяют успехи личности в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность движений рук). К общим способностям относят индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность личности к одному из 3 типов: художественному, умственному, промежуточному (по терминологии И.П. Павлова)
Для художественного типа характерно преобладание в психической деятельности первой сигнальной системы (сигналы, поступающие из внешнего мира, - зрительные, слуховые и др. раздражители, которые воздействуют непосредственно на кору головного мозга). Данному типу свойственны яркость образов, живость впечатлений, эмоциональность. Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы (языка). Мыслительному типу свойственно преобладание абстракций, логических построений. Относительно равное соотношение первой и второй сигнальной системы свойственно промежуточному типу.
• Специальные, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности (музыкальные, технические, литературные, спортивные и др.).
• Теоретические - это способности, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.
• Практические - способности, обеспечивают успех в конкретно-практических действиях.
• Репродуктивные - способности, обусловливающие усвоение знаний, умений, навыков.
• Творческие - определяют успешность в создании предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей.
• Предметно-деятельностные, или предметно-познавательные - связанные с взаимодействием людей с техникой, знаковой информацией.
• Коммуникативные - способности к общению, взаимодействию с людьми, обеспечивающие межличностное восприятие людей, вхождение в контакт с ними, расположение их к себе.
• Способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям.
При подготовке к вопросу №2 необходимо выяснить, что возможность управления эмоциями во многом зависит от уровня развития воли - особой формы психической активности личности, направленной на преодоление препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воля - это свойство (процесс, состояние) личности, которая проявляется в способности осуществлять сознательные (намеренные) действия, регулировать деятельность и управлять своим поведением.
Волевые качества:
• целеустремленность - умение подчинять свои действия поставленным целям;
• инициативность - умение производить действия по собственному почину;
• решительность - умение принимать обоснованные и твердые решения;
• настойчивость - умение использовать свои возможности в трудных ситуациях;
• самостоятельность - умение критически оценивать советы других людей и действовать на основе своих взглядов;
• дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам.
Воля проявляется индивидуально, в зависимости от силы, нравственной воспитанности и самостоятельности.
По силе волевые проявления характеризуются как сильные, средние, слабые.
- Сила воли зависит от того, какие препятствия личность преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает.
- Нравственная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит перед собой личность, какими средствами добивается их достижения, какими мотивами вызваны волевые стремления, какими принципами она руководствуется, принимая то или иное решение.
Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния.
При подготовке к вопросу №3 студентам нужно знать, что люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, которые возникают у них, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций.
Эмоции личности, прежде всего, связаны с ее потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.
Формы проявления эмоциональных процессов (по А.Н. Леонтьеву):
• аффекты - кратковременные и бурно протекающие эмоциональные процессы, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением контроля над поведением. Р.С. Немов считает, что аффект может быть подавлен сознательным усилием воли и его энергия может быть сублимированной, то есть переключена на другое;
• собственно эмоции - непосредственные временные переживания не только осуществленных событий, но и вероятных;
• настроение - длительное переживание определенных эмоций, которые окрашивают все поведение человека;
• стресс - эмоционально напряженное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные действия или события;
• чувства - высший уровень развития эмоций, характеризующий устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, которые имеют мотивационную значимость.
Экстремальные ситуации вызывают у человека страх. Это эмоциональное состояние варьирует в широком диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас, фобии). Существует 3 формы страха: стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекает кратковременно и выражается в оцепенении, дрожании, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.
Под влиянием страха, при стенической и астенической формах, происходит сужение сознания, неадекватная оценка ситуации; при стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности.
Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты при эмоциональном напряжении и возникновение при этом гипертревоги, может привести к состоянию, обусловленному блокадой мотивационного поведения, известному как фрустрация. Фрустрация - это психическое состояние индивида, вызванное объективно непреодолимыми трудностями или воспринимаемое такими. Иногда термин «фрустрация» рассматривают как одну из форм психологического стресса. Фрустрация сопровождается в основном негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, безысходности.
План семинарского занятия №9
Тема 7: Психология общения
Учебная цель: определить понятие и функции общения; углубить знания студентов о сущности процесса межличностного общения; рассмотреть стороны общения; выяснить способы общения
Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, вербальное и невербальное общение, язык, коммуникатор, реципиент, совместная деятельность, идентификация, рефлексия, эмпатия, психологическое воздействие, заражение, внушение, суггестия, убеждение, барьеры общения, каузальная атрибуция, стереотип, эффект „ореола”, эффект „первичности”, стереотип, обратная связь,
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Общение как категория психологии.
2. Стороны общения.
3. Способы общения
Тренинг – Барьеры общения
Дополнительные вопросы:
- Что такое общение?
- Как связаны категории «общение» и «деятельность»?
- Какие функции выполняет общение?
- Какова структура общения? Опишите основные компоненты общения.
Методические рекомендации:
Учитывая, что профессиональная деятельность специалистов предполагает обязательное взаимодействие и общение с гражданами, готовиться к этому семинарскому занятию следует особенно тщательно. Развитые коммуникативные навыки, рефлексия, способность грамотно разрешать конфликтные ситуации, предотвращать барьеры в общении, умение высказывать свои мысли, психологически воздействовать на личность, “читать” ее невербальное поведение являются профессионально важными качествами.
Готовясь к вопросу №1, студенты определяют понятие „общение” - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров; процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых их потребностями в совместной деятельности; взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Функции общения:
1. Коммуникативная - связь человека с миром во всех формах деятельности.
2. Информационная - осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В ходе общения обеспечивается получения, сохранения и передачи информации.
3. Когнитивная - заключается в осознании воспринятых значений (благодаря мышлению, воображению, фантазии). Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремление к взаимопознанию, раскрытие психологических качеств личности.
4. Эмотивная - заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания повторно отображаются в виде отношений: симпатии- антипатии, любви - ненависти и так далее. Данные отношени