Классификация значимых взрослых

Духовная связанность Кровное родство
Родной Чужой
Близкий Родной и близкий Чужой, но близкий
Чуждый Родной, но чуждый Чужой и чуждый

Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношения в детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости. Мы выделяем две наиболее общие тенденции: атрибутом первой являются взаимное понимание, принятие, доверие; вторая переживается как стойкое взаимное несогласие, разобщение и отчуждение. Именно духовная близость ребенка и взрослого гармонизирует децентрацию и индивидуализацию, обеспечивает нормальное развитие субъективности ребенка, отчуждение искажает и блокирует его.

Специфика духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к человеческому в человеке непосредственно в ребенке; устремленность взрослого навстречу становящемуся индивидуальному духу в непрерывном, напряженном поиске отношения, соразмерного детским возможностям, отношения, по сути, благодатного. Эта любовь осуществляется через со-бытие в духовной практике воспитания ребенка. Значимый взрослый (в норме) ≈ ответственный координатор со-бытия ≈ использует собственную самость в качестве ╚инструмента╩ выстраивания и развития совместности с ребенком.

Важнейшим психологическим компонентом восполнения взрослым жизненного мира ребенка является рефлексия. Внутренняя рефлексия взрослого становится главным психологическим механизмом развития со-бытия, необходимым условием развития детского сознания, предпосылкой перехода к самоконтролю и саморазвитию, к жизнестроительству и жизнетворчеству взрослеющего человека. Генезис со-бытия обусловливает развитие субъективной реальности. В этом смысле на протяжении длительного периода дошкольного и школьного детства считать психологическое здоровье сугубо достоянием ребенка некорректно и в принципе неверно. Психологическое здоровье ребенка имеет выраженную интерсубъективную природу. Отношение взрослого как форма и способ сопричастности к жизненному миру ребенка является существенным фактором детского психологического здоровья.

Мы специально выделяем два аспекта функционирования детско-взрослой общности: защитную функцию ≈ апологетику сохранности детской самобытности, наращивание собственной жизнеспособности, самостоятельности ребенка и воспитательную функцию ≈ приобщение ребенка к родовой человеческой сущности. Реализация защитной функции в пределе стремится к осуществлению воспитательных потенций в совместной жизнедеятельности взрослого и ребенка; воспитательная функция, как минимум, предполагает поддержание режима психической и духовной асептики (безвредности), исключающего возможность откровенно болезнетворного влияния на внутренний мир ребенка.

Согласно одному из взглядов образование ≈ это универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому. От того, что мы (взрослые) передаем в дар другому поколению и как мы это делаем, зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье наших воспитанников. Эти аспекты стали ключевыми в психологическом анализе позиционного самоопределения значимого взрослого и позволили выделить нормативные модальности его отношения к ребенку: воспитательный такт и личностную зрелость. В обращении и взаимодействии взрослого и ребенка воспитательный такт обнаруживает себя как понимание и принятие взрослым детской самобытности, отношение к ребенку, соразмерное его возрастным возможностям, согласованное с его субъективным опытом. Тактичность взрослого обеспечивает баланс отождествления и обособления в динамике со-бытия и является показателем функциональной полноценности детско-взрослой общности.

Личностная зрелость есть имманентная взрослому, а значит, и детско-взрослой общности, направленность на приобщение к родовой человеческой сущности как показатель состоятельности со-бытия. Личностная зрелость (по сути, норма развития внутреннего мира взрослого человека) обнаруживает себя в сознательном отношении к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода ╚человек╩ (центральное, системообразующее отношение); в способности к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; в творческом, целетворящем характере жизнедеятельности; в потребности в позитивной свободе; способности к свободному волепроявлению; возможности самопроектирования будущего; вере в осуществимость намеченного; внутренней ответственности перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремлении к обретению сквозного общего смысла своей жизни (Братусь Б. С., 1988, 1997).

Воспитательный такт и личностная зрелость в отношении взрослого к ребенку, с нашей точки зрения, являются предпосылкой зарождения и развития именно духовной близости, условием нормального развития детско-взрослой общности.

Чтобы практически обеспечивать условия здорового взросления, необходим определенный эталон, нормативная система координат. Антропологический принцип в психологии развития был операционализирован в оригинальной типологии базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности (Цукерман Г. А., Слободчиков В. И., 1989, 1990). Системообразующий принцип ≈ благодатный характер отношения взрослого, благоприятствующий освоению ребенком человеческого способа жизни. Эту типологию можно представить в виде таблицы.

Наши рекомендации