Направления психотерапевтической работы
Классификации направлений и методов современной психотерапии весьма различны и многообразны в зависимости от их теоретических и методических обоснований, принадлежности к определенному теоретическому направлению или психологической школе. С достаточной условностью можно выделить два направления: первое основывается на выделении одного из методов психотерапии западноевропейской или американской школы психологии, второе в основание кладет эклектический метод, не придерживаясь строго какого-то одного метода работы.
Первое направление может быть представлено такими психологическими школами и соответствующими им методами психотерапии, как психоанализ, гештальттерапия, бихевиоральная терапия, гуманистическая терапия, экзистенциональная терапия, когнитивная терапия и рационально-эмотивная терапия. Предлагаем краткое описание содержания методов индивидуальной психотерапии каждой из выделенных психологических школ.
Психоанализ относится скорее к медицинской модели психотерапии, в основе которой лежит исследование бессознательного. Основателем этого направления в психологии является австрийский психиатр и врач Зигмунд Фрейд (1856–1939). Психоанализ первоначально возник как метод лечения и изучения истерических неврозов, но затем превратился в психологическую теорию, в основе которой лежит идея о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным. Подавленные желания, конфликт влечения и запреты – причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане. Задача психоаналитика – помочь страдающему человеку понять истинную картину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые были вытеснены, перевести их в сознание и как бы заново прожить. Это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т.е. очищения и освобождения. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым, а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю, – задача психоанализа как терапевтического метода.
Одна из центральных идей современной психотерапии, основанной на психоанализе, – идея психологической защиты (приписывание другим собственных скрытых свойств, регрессивные формы поведения, оговорки, описки, ошибки, рационализация), среди которых наиболее адекватным способом защиты выступает, в сущности, лишь сублимация, т.е. перенесение, перевод нереализованной энергии в другие области (творчество, труд, религия). Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем. В настоящее время психоанализ имеет много других направлений в западной психологии, идущих от учеников и последователей Фрейда. Но поскольку психоаналитические методы терапии требуют гораздо больше времени и весьма трудоемки по сравнению с другими методами, в настоящее время они не являются столь популярными, и к тому же это самая дорогая форма индивидуальной психотерапии.
Бихевиоризм – также одно из влиятельных направлений в западной психологии, существующее с начала XX в. Его основателем был американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», не могут считаться научными и быть зафиксированными объективными средствами. Предметом изучения может быть только поведение, активность, которые описываются через понятие реакции. Отсюда и научная программа – научиться управлять поведением.
Бихевиоральная терапия базируется на принципах изменения поведения: хорошее поведение клиента вознаграждается, а нежелательное игнорируется и не прощается. Основной метод бихевиоральной психотерапии – метод классического обуславливания – успешно претворяется в жизнь в клиниках, занимающихся лечением психических расстройств.
Другая разновидность бихевиоральной психотерапии – систематическая десенсибилизация – терапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обуславливании; проводится поэтапно с постепенным нарастанием интенсивности стимульного воздействия. Иными словами, предполагается возможность управления поведением: формирование в процессе терапии нужных реакций и исправление ошибочных.
Гештальттерапия – одно из важных психологических направлений, связано с именами немецких исследователей М. Вертгеймера (1880-1943), К. Коффки (1886-1941) и В. Келера (1887-1967). Гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику и стала одним из видов гуманистической психотерапии, принимающей за основу связь между поведением и внутренними переживаниями индивида.
В соответствии с Ф. Перлсом (1893–1970), основателем гештальттерапии, психотерапевты должны внимательно слушать, что и как говорит клиент: жесты и внутренние переживания всегда соответствуют друг другу. Перле считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т.е. бытия человека. Контакт Перле считал формированием гештальта, уход – завершением. Проблемы невротика состоят в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т.е. незавершенных, «неотреагированных» проблем, что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, возможность отреагировать на это через психотерапевтические сеансы знаменует возрождение личности. Гештальттерапия менее трудоемка, чем психоанализ, и требует меньшего объема времени и средств.
Гуманистическая психотерапия – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникновение названия и формулировка основных принципов связаны с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1970). В центре гуманистической психологии – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.
Приверженцы гуманистической психотерапии предпочитают называть человека, которому оказывается психотерапевтическая помощь, не пациентом, а клиентом, поскольку слово «пациент» несет в себе оттенок беспомощности, а приемы гуманистической психотерапии подразумевают активное сознательное участие в процессе лечения каждого индивидуума. Целью гуманистической психотерапии является повышение самооценки человека и стимулирование его личностного роста.
Поскольку главной задачей является повышение самооценки клиента, ориентированная на клиента психотерапия сфокусирована не на отрицательных, а на положительных аспектах его жизни. Сторонником и основателем клиент-центрированной терапии как одного из видов гуманистической психотерапии является американский психолог и психотерапевт-практик Карл Роджерс (1902– 1987). Центральным понятием в концепции К. Роджерса является самоактуализация – та сила, которая заставляет человека развиваться и достигать высот на самых разных уровнях. Задача психолога – открыть эти позитивные тенденции к самореализации у человека, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех. Хорошо думающий о себе человек может быстрее решить свои проблемы. Независимость также приветствуется. Конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам. Единственный путь поддержки самоактуализации ребенка, полагает Роджерс, «безусловное принятие» его, позитивное отношение к ребенку, выражение ему любви. Первоначально К. Роджерс обозначал свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ в психотерапевтическом воздействии от советов, предписаний, рекомендаций. В дальнейшем такую терапию стали называть терапией, центрированной на клиенте, или клиент-центрированной терапией.
Клиент-центрированная терапия – один из видов гуманистической психотерапии, при использовании которого клиент сам берет на себя инициативу самоактуализации без боязни какой-либо критики в свой адрес. Роджерс развивал также «личностно-центрированную терапию», где главное внимание уделяется личности как таковой, а не социальным ролям или идентичности. Принципы ее распространились далеко за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и другие проблемы.
Когнитивная терапия основывается на утверждении о том, что все психологические проблемы возникают вследствие предубеждений. Аарон Бек (род. в 1921 г.), ведущий специалист в области когнитивной психотерапии, утверждает, что практически все депрессии происходят от необоснованно низкой самооценки, от мрачных мыслей о своем будущем и вообще о всей жизни в целом. Психотерапия нацелена на выявление этих негативных мыслей и замену их более реалистичными. От пациентов требуется, чтобы они записали свои мысли и заново оценили их. Психотерапевты, отстаивающие позиции когнитивной психотерапии, утверждают, что если изменится мышление, изменится и отношение к жизни, и поведение человека. Целью когнитивной психотерапии является изменение образа мыслей пациента методом психотерапевтических бесед. Таким образом, когнитивная психотерапия – направление психотерапии, в основу которой положен метод коррекции нерациональности мышления. Одним из вариантов когнитивной терапии в настоящее время является рационально-эмотивная терапия.
Рационально-эмотивная терапия, по мнению ее основателя американского ученого Альберта Эллиса (род. в 1915 г.), эффективна только для работы с людьми, интеллектуальный уровень которых выше среднего, и этот метод совершенно неприемлем для работы с психически больными людьми.
Задача психотерапевта в рационально-эмотивной терапии состоит в том, чтобы научить пациента мыслить логично и рационально. Обычно это достаточно краткосрочный курс терапии в отличие от психоанализа или когнитивной психотерапии. Психотерапия на рационально-эмотивном уровне основывается на тезисе когнитивной психологии, что все иррациональные и негативные мысли, посылки человек приобретает в юности. Например, многим кажется, что произойдет нечто ужасное, если он провалится на экзамене. В результате этих переживаний они подавляют, ограничивают себя и боятся каких быто ни было изменений. Психотерапевты помогают таким людям поколебать свою неуверенность в успехе дела, убедить их в том, что одна неудача не влечет за собой полнейшую катастрофу. Пациенты обычно получают задание на дом, которое содержит преодоление какого-то барьера, страха неудачи. Ряд таких заданий и их выполнение позволяют приобретать позитивный опыт, изменять свои иррациональные мысли.
Таким образом, рационально-эмотивная терапия – разновидность психотерапии, помогающая людям начать мыслить рационально и научиться избегать негативно заряженных мыслей.
Наряду с указанными выше основными направлениями и методами психотерапевтического воздействия внутри каждого из них можно выделить ряд отдельных форм и частных методик, позволяющих на практике осуществлять оказание психологической помощи и построение созидательных взаимоотношений с клиентом.
Среди них можно выделить методы игровой терапии, которые включают индивидуальную и групповую формы, арттерапию, сказкотерапию, психодраму, психогимнастику, музыкальную терапию, библиотерапию, натуртерапию, логотерапию, имаготерапию, моритатерапию и др. Опишем кратко перечисленные психотерапевтические методы.
Игровая терапия – одна из наиболее распространенных в 30-е годы XX в. эффективных терапевтических техник и процедур коррекции личностного развития. Обобщена в двух основных формах – игротерапии и арттерапии.
Игротерапия часто применяется как техника терапии детского возраста. Выделяют две формы игротерапии – направленную и ненаправленную, которые по-разному предполагают степень активности и участие в игре взрослого с целью актуализации в символической форме бессознательных подавленных тенденций у ребенка и проигрывание их в направлении социально приемлемых стандартов и норм. В снискавшей высокую оценку классической работе X. Джайнотт цель игровой терапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности [Джайнотт, 1970].
В практике игротерапии сформулированы основные требования, регламентирующие процедуры и методы ее применения. Различают индивидуальную и групповую формы игротерапии. Так, наилучшей формой коррекции личностных нарушений в общении будет групповая игротерапия. Набор игр, применяемых в игротерапии, включает игры со структурированным игровым материалом и сюжетные игры. Среди них выделяют сказкотерапию и куклотерапию.
Близкой к игротерапии формой коррекции психического развития является арттерапия.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания личности через искусство, отсюда важнейшим принципом этого метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности личности, независимо от их содержания, формы и качества. Одним из продуктов арттерапии выступает проективный рисунок, который служит средством усиления чувства идентичности ребенка. Рисунок помогает детям узнать себя, свои способности, является средством выражения эмоциональных состояний, страхов. В качестве арттерапии может выступать и творчество самого психотерапевта (лепка, рисование и др.), способствующее лучшему взаимодействию с клиентом.
Арттерапия, направленная на коррекцию личностного развития, находит в современной зарубежной психологии широкое применение для разных возрастных групп детей и подростков, а также взрослых.
Имаготерапия – использование в целях терапии игры образами. Среди применяемых здесь приемов можно выделить импровизированный диалог, пересказ литературного произведения, импровизацию ситуации или сюжета, исполнение роли в спектакле, пересказ и драматизацию народных сказок, различные театрализации и т.д. Цели и задачи имаготерапии заключаются в развитии у клиентов коммуникативных способностей, способности адекватно реагировать на неблагоприятные ситуации, мобилизовать жизненные ресурсы в непредвиденных обстоятельствах, развитие коммуникативных способностей, готовность к самоидентификации и развитию «Я-образа», что ведет к обогащению жизни новыми переживаниями, пробуждает желание увидеть ситуацию другими глазами. Имаготерапия укрепляет и обогащает эмоциональные реакции и впечатления клиентов, формирует у них стремление к самопознанию и самоизменению.
Натуртерапия – это форма психотерапии, способствующая самоизменению клиента посредством единения с природой. Здесь можно говорить о видеоэкологии, в основе которой лежит изменение гомогенной визуальной среды во избежание постоянного восприятия агрессивной монотонной внешней среды. Некоторые исследователи говорят о положительном влиянии на психическое состояние человека ландшафтотерапии и об отрицательном воздействии городских строений. Изменение ландшафтного дизайна благоприятно влияет на общее состояние человека. Исходя из этого многие психотерапевтические сеансы предлагается проводить в условиях естественной природной среды – в парке, у озера, а не в замкнутом однообразном пространстве помещения. Натуртерапия выступает как одно из средств релаксации личности, снятия напряжения и восстановления собственных ресурсов.
Библиотерапия – это лечебное воздействие на психику человека произведений художественной литературы. Художественные образы вызывают целый ряд ассоциаций, которые могут оказывать позитивное влияние на самооценку, самопринятие и общее психическое состояние клиента. В процессе беседы о прочитанном и на основании анализа дневника, который рекомендуется вести в ходе библиотерапии, оценивается объективное состояние клиента. Разумеется, подбор книг, сюжетов произведений должен вестись не клиентом, а психотерапевтом в каждом отдельном случае.
Логотерапия, или разговорная терапия, позволяет вербализовать внутреннее состояние клиента, снизить его эмоциональное напряжение за счет включенности в ситуацию доверительного общения, обнаружить готовность к самоизменению, к пониманию и принятию происходящих событий жизни. Поддерживающие, недирективные реплики психотерапевта в ходе беседы помогают клиенту справиться с трудной ситуацией, прийти к осознанию важности конструктивных изменений собственного поведения. Основные понятия логотерапии, используемые в качестве метода разговорной терапии, – самоэксплорация и самоконгруэнция. Самоэксплорация означает меру включенности клиента в беседу, содержание соответствующих контексту разговора переживаний. Самоконгруэнция означает совпадение внешней, словесной аргументации и внутреннего состояния человека. Возникновение этих состояний в ходе разговорной терапии означает достижение достаточного уровня эффективности применяемого метода психотерапевтического воздействия.
Морита-терапия впервые начала применяться в Японии и как метод изложена в книге Морита в 1921 г. Ее исходные положения базируются на признании всеобщей зависимости людей. Условием целесообразного поведения является необходимость производить хорошее впечатление на окружающих. Иногда эти жесткие требования могут вызвать боязнь межличностных отношений. Симптом страха усиливается в силу возникновения феномена «порочной спирали», когда количество социальных контактов увеличивает нарастание страхов. Метод Морита призван терапевтическим путем снижать страхи контактов в реальной жизни. Этот метод довольно трудоемкий, он включает несколько стадий и временных циклов:
в целом 4 стадии продолжительностью более 20 дней. Используется в специфических случаяхпо показаниям различных невротических состояний.
Музыкальная терапия как метод психологической помощи получила известность в конце 40-х годов XX в., когда во многих странах Западной Европы стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры. Такие центры были созданы в Австрии, Германии, Швеции, Швейцарии. Лечебный эффект музыкальной терапии основывается на факторе групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заряжения, сопереживания и сочувствия, который оказывает воздействие на участников групповых музыкальных занятий.
Как справедливо указывается во многих руководствах, на состояние клиента оказывает положительное влияние личность самого музыканта, музыкального психотерапевта. Его владение музыкальными инструментами, умение петь – немаловажный фактор в комплексе воздействий на глубинные слои человеческого сознания через пропорциональные соотношения звуков, дающих эффект обертонов [Петрушин, 1999].
В американском направлении психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Психотерапевт музыкальными средствами способен довести клиента до катарсической разрядки и тем самым облегчить его состояние. В связи с этим в музыкальной терапии большое значение имеет подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необходимые образные ассоциации и переживания. Американская музыкальная психотерапия наработала обширные каталоги лечебных музыкальных произведений разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направлениям воздействия.
Музыкальная терапия вместе с арттерапией может стать эффективным методом лечения и профилактики психического здоровья личности.
Эффективность психотерапевтического воздействия и психологической помощи в целом определяется не только выбранным направлением и конкретной методикой, но во многом зависит и от личности самого психотерапевта. Его профессиональная подготовка, мера владения психотерапевтическими приемами и методами, умение создавать атмосферу доверительного и недирективного взаимодействия, собственные личностные качества и ресурсы самым непосредственным образом оказывают влияние на эффективность психологического воздействия. Таким образом, основной ресурс позитивной психотерапии – это специалист-психотерапевт, выступающий основным инструментом своей работы.Здесь чрезвычайное значение приобретают профессиональные возможности психотерапевта, его направленность на использование своих индивидуальных и профессиональных качеств, развитие профессиональных умений и совершенствование технологий сбережения собственного потенциала.
Развитие и совершенствование профессионального становления психотерапевта – достаточно сложный, длительный и неравномерный процесс, в котором есть спады и подъемы, достижение плато, пребывание на нем и переживание кризиса. Как пишет В. В. Макаров в «Избранных лекциях по психотерапии» (1999), кризисы, через которые проходит психотерапевт, – это очередные инициации, открывающие доступ к новым профессиональным вершинам. Настоящий психотерапевт проходит череду таких инициации. Только отдельные гармоничные личности могут счастливо развиваться, избегая кризисов своего профессионального становления.
Согласно В. В. Макарову, можно выделить два крайних варианта профессионального стиля психотерапевта: профессионал, закрытый для клиентов и коллег, и профессионал, открытый для тех и других. Каждый профессионал несет в себе черты как открытости, так и закрытости, а для удобства понимания важно выделение крайних полюсных вариантов.
Закрытый психотерапевт нуждается в меньшей личностной подготовке и в меньших затратах на восстановление и развитие своих профессиональных ресурсов. Он больше озабочен созданием собственного образа. Открытый терапевт, использующий в работе ресурсы своей личности, нуждается в глубоком личностном анализе и тренинге. Закрытый терапевт способен выносить большие нагрузки. Продуктивная работоспособность открытого психотерапевта более ограничена.
По данным ряда исследований, открытые психотерапевты дольше сохраняют свою трудоспособность и их профессиональный рост и мастерство не имеют временных пределов развития; закрытые терапевты достаточно быстро достигают потолка в своем профессиональном мастерстве, а далее занимаются тиражированием наработанных профессиональных клише.
У каждого специалиста существуют индивидуальные способы восстановления и развития собственных ресурсов. Обычно они формируются эмпирически и представляют собой часть жизненного опыта. Важно также учитывать и осознавать влияние окружающей среды, уметь устранять его негативные последствия.
Таким образом, в работе психотерапевта в персонифицированной форме воплощены представления об индивидуальной норме психического развития и психического здоровья. Это весьма важно, так как психотерапевт, занимаясь реконструкцией личности клиента, берет на себя часть ответственности и за состояние его психического здоровья. Уникальность взаимодействия психотерапевта и клиента состоит в особом видении человека и в возможностях исходя из этого предлагать пути позитивного изменения его отношений к самому себе, к другим людям, к обществу, своей семье. При этом психологическое воздействие может быть позитивным только в том случае, когда за работу берется профессионал, специализирующийся в определенной области практической психологии, будь то психология семейных отношений, проблемы психического развития детей или индивидуальная терапия дезадаптированной личности. Поэтому специализация в области практической психологии должна соответствовать европейскому и мировому уровню подготовки профессионалов.
ЛИТЕРАТУРА
Аванесов В. С. Тесты в психологическом исследовании. М., 1982.
АкимоваМ. К., Козлова В. Т. Анализ результатов диагностическихметодик//Вопросы психологии. 1985. № 5.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994, 2000.
Алешина Е. Ю., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1982.
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 1, 2.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни в норме и патологии: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М., 1983.
Баженова О. В., Морозова Е. И. Диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе (до 5 лет)//Практикум по патопсихологии. М., 1987.
Бажин Е. Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М. Метод исследования субъективного контроля//Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3.
Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК)//Психодиагностическая серия. М., 1998. Вып. б.
Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
Болотова А. К., Попова Л. В. Практические задания по возрастной психологии. М., 1989.
Брунер Д. Психология познания. М., 1977.
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. Киев,1985.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
Бурменская Г. В., Обухова Л.Ф; Подольский А. И. Современная американская психология развития. М., 1986.
Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.
Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1994.
Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике//Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.М.,1983. Т. 5.
Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в психологии и педагогике.
М., 1979.
Голомшток А. Е. Профориентационная работа в школе. Калуга, 1968.
Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М., 1994.
Гришина Г. В. К вопросу о расположенности к конфликтному поведению//Психические состояния. Л., 1981.
Гуревич К. М., Акимова М. К., Козлова В. Т. Статистическая норма или психологический нормативу /Психологический журнал. 1986. № 3.
Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии.М.,1997.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. Диагностика психического развития/Под ред. И. Шванцары. Прага, 1978. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981.
Досмаева Г. Н., Лидере А. Г. Об одном способе адаптации теста «Способности к обучению в школен/Вопросы психологии. 1985. № 1.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления//Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1988.
Жуков Ю. М. Позиция психолога-практика //Введение в практическую
социальную психологию. М., 1994.
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.
Кендалл М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984.
Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Дисс. канд. психол. наук. М., 1979.
Ковалев Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Дисс. канд. психол. наук. М., 1980.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990.
Кох И. Диагностика развития раннего и дошкольного возраста//Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков. Л., 1983.
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию/Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.
Макаров В. В. Будущее психотерапии//Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 1.
Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М.; Екатеринбург, 2000.
Марищук В. Л., Блудов Ю. М. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методики //Вопросы психологии.1987. № 5.
Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
Осипова А. А. Общая психокоррекция.М., 2000.
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
Панфилова М. А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. М., 1995.
Петев Г. Массовое общение и личность. София, 1984.
Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 1999.
Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний//Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л., 1985.
Практикум по патопсихологии/Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. М., 1987.
Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.;
Воронеж, 1996.
Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
Психологическая диагностика: проблемы и исследования/Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.
Психологическая служба вСССР: ее задачи и организация//Вопросы психологии. 1979, № 2-3.
Психологическая служба в школе/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984.
Психологические и психофизиологические особенности студентов/Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1973.
Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.М., 1991.
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.,1999.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994.
Роджерс К. Клиснто-центрированная терапия. М., 1997.
Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2000. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск, 1993.
Руководство практического психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М. 1995.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М. 1980.
Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.
Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
Сталин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. докт. психод. наук. М., 1985.
Сталин В. В. Психологические основы семейной терапии//Вопросы психологии. 1987. № 6.
Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе//Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.
Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. М., 1999.
Управление персоналом/Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 1998.
Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. 1990.
Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.,1995.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
Шкала Марлоу–Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. Л., 1976.
Школьный тест умственного развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе с тестом (для школьного психолога). М. 1987.
Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
Шмелев А. Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников//Вопросы психологии. 1985. № 4.
Шмелев А. Г. Что считать измерением?//Школьный психолог. 1999 № 47.
Шмелев А. Г. Откуда берутся ключи к тесту?//Школьный психолог 1999 № 48.
Шмелев А. Г. Почему тесты ничего не предсказывают или что такое валидность?//Школьный психолог. 2000. № 1.
Штроо В. А. Позиции и стратегии работы психолога в организации//Журнал практического психолога. 2000. № 5-6.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция//Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990.
Abrams D., Hogg М. (eds.). Social Identity and Social Cognition. Oxford 1999.
Adapted from Greenberg J. Managing Behaviour in Organizations. N.Y. 1996.
American Psychological Association. Ethical Principlesof Psychologists// American Psychologist. 1990. Vol. 45.
Bandura A. Principles of Behavior Modification.N.Y.,1969.
Basic Organizational Behavior. N.Y., 1995.
Brickenkamp R. Handbuch Psychologischer und Padagogischer Tests. Gottingen, 1975.
Bower В. Emotional aid delivers labor-saving results. Science News, 139, 1991.
Bower G. How to remcmber?//Psychology Today. 62-70. 1973.
ByrnesJ. F. The Political Behavior Inventory. N.Y., 1991.
CattelR. В., Dreger P. М. Handbook of Modern Personality Theory. N.Y., 1974.
Cinirella М. The Concept of Possible Social Identities//European Journal of Social Psychology. 1998, 28.
Comeili G. Fuhrung durch Motivation. Mtinchen, 1995, В. 11.
Denmark F.Styles of Leadershi p//Psychology of Women Quarterly. Vol.2, 1997.
Eagly A. H., Jonson B. Gender and Leadership Style: A Metaanalisis// Psychological Bulletin. Vol. 108, 1990. Gluck W. F. Personnel: A Diagnostic Approach. Rev. ed.//Dallas, 1978.
Graham J. R. The MMPI: A Practical Guide. N.Y., 1977.
Hentze J., Kammel A. Personalfuhrungs Lehre: Grundlagen, Funktionen und Modelle. Bern. Stuttgart. Wien, 1997.
Yuhl G. Leadership in Organizations. Engelwood Clifts. N.Y., 1994.
Kelly G. A. Theory of Personality. The Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1963.
KieserA., Reber G., Wanderer R. (Hrsg.). Handworterbuch der Fuhrung. Stuttgart, 1995.
Klein М. Narrative of a Child Analysis. N.Y., 1960.
Kramer Е. Art as Therapy with Children. N.Y., 1975.
Kummerow Е., Innex J. Social Representations in the Organizational Context// Social Science Inf. Vol. 33 (2), 1994.
Lussier R. Human Relations in Organizations: A Skill Building Approach//Homewood, Irwin, 1993.
MaslowA. H. Motivation and Personality. N.Y., 1970.
Matlin М. М. The Psychology of Women. N.Y., 1987.
Neuberger 0. Mikropolitik//Fohrung von Mitarbeitem. Stuttgart, 1991.
Personlichkeitsdiagnostick. Berlin, 1970.
Personalmanagement in Praxis. Koln, 1995.
Psychodiagnostick in Theorie und Praxis. Bern, 1981.
Richler М. Personalfuhrung: Grundlagen und betribliche Praxis. Stuttgart, 1994.
Rabbins S. Essentials of Organizational Bechavior. Cliffs. N.Y., 1994.
Rosenstiel L. Motivation in Betrieb. Miinchen, 1972.
Ross L., Nisbett R. The Person and the Situation. Me. Graw Hill Publ. Company, 1991.
Scheltgen P. Fuhrungspsychologie im Wandel. Wiesbaden,1991.
Triandis H. Culture and Social Behavior. N.Y., 1994.
Wanderer R., Grundwald W. Fuhrungslehre. Grundlagen der Fohrung. Berlin, 1980.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Авторитарный (императивный) стиль — жесткий стиль руководства с опорой на приказ, распоряжение, принуждение, подавление инициативы, наказание, <