Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов был разработан Е. А. Климовым [Климов, 1984]. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек– природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Вторую группу представляют профессии, в основе которых лежат отношения человек– техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек– человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек– знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Пятая группа – профессии, связанные с отношениями человек - художественный образ. Объектом труда здесь служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф; музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов. Перед испытуемым ставится задача –дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО.

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.

Надежность результатов при ретестовом испытании через 1– 3 мес (без обсуждения с учащимися) и результатов первого испытания составляет в разных группах учащихся от 0,61 до 0,84.

Текст опросника

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Предпочтительный вариант отметьте крестиком + в соответсвуюшей графе бланка ответов».



1а. Ухаживать за животными   Или   1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)    
2а. Помогать больным   Или   2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин    
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок   Или   3б. Следить за состоянием, развитием растений    
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)   Или   4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать    
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи   Или   5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)    
6a. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)   Или   6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)    
  7а. Копировать рисунки, изобра­жения (или настраивать музы­кальные инструменты)   Или   7б. Управлять каким-либо грузо­вым (подъемным или транспорт­ным) средством -подъемным краном, трактором, тепловозом и др.  
  8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справоч­ном бюро, на экскурсии и т.д.)   Или   8б. Оформлять выставки, вит­рины (или участвовать в под­готовке пьес, концертов)  
  9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище   Или   9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках  
  10а. Лечить животных   Или   10б. Выполнять вычисления, рас­четы  
  1 la. Выводить новые сорта расте­ний   Или   11б. Конструировать, проектиро­вать новые виды проиышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)  
  12а. Разбирать споры, ссоры меж­ду людьми, убеждать, разъяс­нять, наказывать, поощрять   Или   12б. Разбираться в чертежах, схе­мах, таблицах (проверять, уточ­нять, приводить в порядок)  
  13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самоде­ятельности   Или   13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов  
  14а. Обслуживать, налаживать ме­дицинские приборы, аппараты   Или   14б. Оказывать людям медицин­скую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.  
  15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.   Или   15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдае­мые и представляемые)  
  16а. Делать лабораторные анали­зы в больнице   Или   16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение  
  17 а. Красить или расписывать сте­ны помещений, поверхность из­делий   Или   17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов  
  18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в те­атры, музеи, экскурсии, турис­тические походы и т.п.   Или   18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах  
  19а. Изготовлять по чертежам де­тали, изделия (машины, одеж­ду), строить здания   Или   19б. Заниматься черчением, ко­пировать чертежи, карты  
  20а. Вести борьбу с болезнями ра­стений, с вредителями леса, сада   Или   20б. Работать на клавишных m;i шинах (пишущей машинке, те летайпе, наборной машине и др.)  
             


Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова - student2.ru

Наши рекомендации