Личностные особенности взрослых детей алкоголиков
В конце 70-х годов прошлого века американские психологи выработали новый термин - «взрослые дети родителей-алкоголиков». Исследования показали: дети из неблагополучных семей, вырастая, вроде бы, вполне нормальными членами общества, испытывают постоянную внутреннюю боль и беспокойство, что может в дальнейшем испортить им всю жизнь. Несмотря на существующий термин, синдромом могут страдать дети из практически любой дисфункциональной семьи, где есть родители-алкоголики, родители-наркоманы, родители-психопаты, которые не могут сдерживать свою агрессию, и даже просто тяжелобольные и страдающие психическими расстройствами родственники.[3]
Синдром взрослых детей родителей-алкоголиков ( ВДА) выражается в том, что люди живут с ощущением, что они не такие, как все - они бесконечно пытаются угадать, что такое норма, как им себя вести. Они безжалостно себя критикуют, что бы ни сделали, и в любом случае останутся с ощущением, что совершили какую-то фигню. Они зависят от одобрения окружающих и бесконечно его ищут.[3]
Человек с синдромом ВДА выглядит совершенно нормальным, но его внутренний мир полон боли, он постоянно живет с чувством своей ненужности, несоответствия, неуместности, внутренней пустоты, тревоги, стыда и вины.Перечислим некоторые основные черты, присущие данной категории людей:
Взрослым детям алкоголиков сложно начинать новые дела и доводить их до конца.Дети алкоголиков слышат от своих родителей множество обещаний, которые никогда не будут исполнены. «Мы сделаем это потом», «Мы пойдем погулять попозже», «Я потом починю это» и т.д. Таким образом, исполнение дел всегда как бы находится рядом, но никогда не достигается. В итоге дети могут перестать верить в обещания родителей, и это повлечёт за собой проблемы доверия в последующей жизни. Никто не учит их планировать дела, разбивать большие цели на мелкие. Никто не интересуется у них, как они собираются чего-то достичь, какие последовательные шаги они собираются предпринять. В семьях, где нет алкоголиков, дети могут наблюдать за выполнением дел и перенимать опыт родителей. У ВДА нет соответствующих знаний, как доделывать дело до конца.
Взрослые дети алкоголиков врут даже тогда, когда сказать правду совсем несложно. Ложь, искажение фактов, укрывательство являются первоосновой в семьях алкоголиков. Члены такой семьи делают вид, что ничего ненормального не происходит. Они не обсуждают неудобные факты даже друг с другом. При этом создаётся противоречие между тем, что ребёнок видит и тем, что он слышит. Это может служить почвой для тяжёлых личностных расстройств. Члены семьи, в которой есть алкоголик, испытывают чувство стыда, поэтому им приходится оправдываться и скрывать правду от окружающих. В конечном итоге, ребёнок усваивает, что правда не приносит пользы его семье, а делает всем только хуже. Этот тип поведения закрепляется за ним и во взрослой жизни, становясь привычкой.
Взрослые дети алкоголиков пытаются угадать, что такое норма. Когда ребёнок растёт в алкогольной среде, у него нет возможности узнать, что такое норма. Во взрослой жизни он испытывает постоянную неуверенность в том, что делает что-то неправильное. Из-за этого он часто пытается угодить людям, с которыми взаимодействует, отказываясь от собственных целей. Таким людям не хватает смелости, чтобы задавать вопросы, так как в детстве им приходилось постоянно подавлять свои чувства, интерес, быть начеку.
Взрослые дети алкоголиков имеют привычку безжалостно осуждать себя. С раннего возраста такие дети усвоили, что они недостаточно хороши. Возможно, они часто слышали: «Мои нервы не выдерживают, ты ведешь себя слишком плохо, поэтому мне приходится пить». Или: «Я могу сойти с ума из-за тебя». Такие послания усваиваются и становятся основой для взаимодействия с другими людьми уже во взрослом возрасте. Неважно, насколько хорошо вы постараетесь, потому что результат всё равно не удовлетворит вас, как когда-то не удовлетворял ваших родителей. Вам всё время нужно было быть лучше: если вы получили 4, то должны были получить 5. Вы судите себя гораздо строже, чем окружающих. Поэтому для вас очень сложно расслабиться, отдохнуть, сказать себе: «Я классно это сделал».
Взрослые дети алкоголиков не умеют веселиться.
Взрослые дети алкоголиков воспринимают себя слишком серьезно.
Два пункта, которые связаны между собой. Люди, которые выросли в семьях алкоголиков, могут впадать в крайности. Либо они ко всему относятся с угрюмой строгостью, впадая в перфекционизм, либо пускают всё на самотёк, не чувствуя личной ответственности за то или иное дело. Детям алкоголиков вряд ли приходилось много веселиться в детстве. Они не видели, как их родители дурачатся, смеются. Они не научились играм. Им приходилось всегда быть на стороже, тревожась за то, что произойдет в следующий момент, потому что ситуация в их семье была всегда непредсказуемой.
Взрослые дети алкоголиков испытывают трудности в построении доверительных отношений. Учитывая всё вышесказанное, становится понятно, какая гамма переживаний и чувств может одолевать человека, выросшего с родителями-алкоголиками. Ясно и то, что они не могут доверять другим людям, как когда-то перестали верить своим родителям. В детстве они слышали противоречивые послания: «Я люблю тебя, но сейчас уйди прочь и не мешай». Сейчас, во взрослой жизни, они могут выстраивать так свои отношения, чтобы, как им кажется, не услышать вторую часть установки. В таких ситуациях приходится разрывать отношения с людьми, когда они находятся в абсолютном порядке. И, как ни странно, зачастую они сами не могут объяснить причины своего ухода. Кроме того, у них нет четкой системы координат и зримого примера, на основе которых было бы видно, как строить отношения. На терапии или в анализе пациенты ВДА нередко говорят: «Я не знаю, как должен вести себя настоящий мужчина» или «Мне бы хотелось, чтобы она дала мне совет, как поступают женщины в этой ситуации». Говоря «он» и «она», эти люди имеют ввиду своих родителей.
Взрослые дети алкоголиков остро реагируют на изменения, которые не могут контролировать. Выше мы уже говорили о том, что ситуация в алкогольных семьях является для ребёнка практически всегда непредсказуемой. В любой момент может случиться то, что они не ожидают. Таким образом, у них нет возможности контролировать свою жизнь в детстве. С течением времени, взрослея, они пытаются бороться с этим, беря на себя контроль «всего» вокруг. Окружающие часто думают, что попытка человека делать всё по-своему, выступать везде первым номером и пытаться всё контролировать предпринимается для того, чтобы заявить о своём лидерстве и власти. На самом же деле, такие люди совершают подобные шаги для того, чтобы снизить свою тревогу. Иными словами, причина их действий – это страх за свою жизнь.
Взрослые дети алкоголиков всё время ищут одобрения и подтверждения собственной значимости. В детстве таким детям редко или никогда не говорили, что они хорошие. Возможно, им и их действиям совсем не давали никакой оценки, кроме негативной. В такой ситуации ребёнок догадывается, что если ему не говорят положительного, то он этого не заслуживает. Во взрослой жизни системой отсчета становится то, что мы усвоили в детстве, а именно – «послания» наших значимых близких, зачастую – родителей. У ВДА эти послания были нечеткими и противоречивыми, а потому они пытаются постоянно добиться положительной оценки своих действий. Они как бы ищут зеркало, в котором хотят отражаться. Но, как только они слышат положительное мнение о себе, они отвергают его или обесценивают, как это происходило в детстве.
Взрослые дети алкоголиков чувствуют себя не такими, как все. В прямом смысле слова, они действительно не такие, как все. Однако речь идёт о субъективном ощущении отчуждённости от других людей. В детстве они не могли привести к себе в гости друга или подругу, тяжело заводили новые знакомства, не могли расслабиться, если удавалось включиться в игры с другими детьми. Их тревоги о домашних проблемах затмевали собой всё остальное. Это преследует их и во взрослой жизни. Примечательным является то, что ВДА чувствуют себя «не такими, как все» даже находясь в группе с другими детьми алкоголиков.
ВДА либо гиперответственны, либо наоборот. Отсутствие возможности контролировать ситуацию в детстве не дало научиться таким людям нормально обращаться с ответственностью. Во взрослой жизни они могут считать, что всё вокруг зависит от них, пытаться всё контролировать. Как было сказано, это один из механизмов защиты психики от угрозы. Другим видом (полюсом) защиты является попустительское отношение ко всему. «Если я не знаю, что будет происходить в следующий момент, то я отказываюсь отвечать за последствия». В таком случае ВДА вовсе не берут на себя ответственность за свои поступки. Это создаёт проблемы с принятием серьезных решений, выполнением поручений на работе, обязательств или договорённостей в личной жизни. Взрослые дети алкоголиков лояльны даже тогда, когда эта лояль-ность незаслуженна.Речь здесь идёт о следующем. Если в жизни ВДА появляются близкие отношения, то они их очень берегут. Даже если их партнёр вносит в них деструкции (измены, чрезмерная агрессия, скандалы, побои). ВДА может не замечать или оправдывать партнёра, обвиняя во всём себя. Так происходило с ними в детстве: алкоголизм отца скрывала от окружающих, в том числе от сына или дочери, жена. Она могла говорить что-нибудь вроде: «Папа просто устал». Или: «Что ты плачешь? Папе плохо, потому что ты кричишь», — в то время, когда папа лежал на полу в прихожей. Исходя из этого становится понятно, почему женщины, в чьих семьях регулярно совершается насилие не уходят из этих семей или после ухода возвращаются.
Взрослые дети алкоголиков чрезмерно импульсивны. Импульсивность приводит к замешательству, ненависти к самому себе и потере контроля над ситуацией. Если такой человек выбрал план действий, он уже вряд ли сможет отказаться от него, рассмотрев другие альтернативы. Данный шаблон поведения также усвоен с детства, в котором не было ничего однозначного, отсутствовала последовательность, а потому предсказать действия, рассмотрев их причины, было невозможно. Ребёнку алкоголика оставалось одно – принимать решения, не думая о последствиях. У ВДА и не было детства в психологическом смысле. Он являлся скорее родителем, а не ребёнком. Во взрослой жизни он бессознательно хотел бы наверстать упущенное. А потому импульсивность может преобладать в их поведении. Это нетерпение, невозможность ждать, анализировать и т.д. Таким людям кажется, что если они не сделают сейчас чего-то, то у них просто не будет второго шанса.[3]
2 Эмпирические исследование уровня жизнестойкости у студентов-взрослых детей алкоголиков
2.1 Организация и методы исследования жизнестойкости у студентов-взрослых детей алкоголиков
На основе обзора и обобщения научной литературы по проблеме исследования можно утверждать, что в недостаточной степени раскрыта специфика жизнестойкости у студентов-взрослых детей алкоголиковна примере отечественных исследований. В связи с этим была сформулирована следующая цель эмпирического исследования.
Цель исследования: выявить особенности жизнестойкости студентов-взрослых детей алкоголиков.
Для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач:
- подобрать методы и методики, релевантные поставленной цели и задачам исследования;
- сформировать выборку испытуемых;
- провести психодиагностические методики;
- на основании данных психодиагностических методик изучить и выявить особенности жизнестойкости студентов-взрослых детей алкоголиков;
- на основании данных количественного анализа выявить особенности проявления жизнестойкости;
- разработать практические рекомендации по повышению уровня жизнестойкости студентов-взрослых детей алкоголиков.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили 48 студентов, у которых родители либо один из родителей являлись алкоголиками. Возраст испытуемых – от 18 лет до 20 лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие научные принципы, подходы и теории: концепция жизнестойкости С. Мадди, теории, описывающие стилевые особенности совладания с трудными жизненными ситуациями (Р. Лазарус, А.А. Либин, Дж. Роттер), теория жизнестойкости Д.А. Леонтьева.
Методы исследования:
- анкетирование – применялось с целью изучения личностных особенностей, увлечений студентов, а также анализа степени влияния алкогольной зависимости родителей на респондентов;
- метод стандартизированного самоотчета (тестирование);
- методы количественной обработки данных;
- статистические методы обработки (критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя рядами данных).
Исследование было проведено с использованием следующей психодиагностической методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. При создании опросника жизнестойкости авторы отобрали 6 шкал разных тестов (теста отчуждения С. Мадди, Калифорнийского теста оценки целей в жизни М. Хана, теста личностных особенностей Д. Джексона, теста на локус контроля Дж. Роттера), содержательно соответствующих компонентам вовлеченности, контроля и принятия риска. В ходе апробации были отобраны наиболее валидные и надежные пункты. Исходный англоязычный вариант опросника жизнестойкости состоит из 18 пунктов, включающих прямые и обратные вопросы и охватывающих все три шкалы опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска). Выборка апробации включала в себя 430 менеджеров IBT, испытывающих стресс в связи с изменениями в компании. Третья, окончательная версия, полученная в результате апробации, включает 45 пунктов, содержащих прямые и обратные вопросы всех трех шкал оп росника (вовлеченность, контроль и принятие риска). Распределения показателей жизнестойкости и субшкал вовлеченности, контроля и принятия риска по тесту Колмогорова-Смирнова не отличаются от нормального. Выборка апробации включала в себя 81 человека (39 мужчин и 42 женщины, средний возраст составлял 32,0±8,82 года). Пункты третьей версии опросника коррелируют (по Ч. Спирмену) между собой на уровне значимости не превышающем 0,01. Показатели надежности-согласованности третьей версии опросника по критерию Кронбаха для общего показа теля жизнестойкости и компонентов вовлеченности и контроля превышают соответствующие показатели в англоязычной версии, а по компоненту принятия риска – соответствуют им. Обработка результатов теста: для подсчета баллов ответам на прямые пункты присва иваются баллы от 0 до 3 («нет» 0 баллов, «скорее нет, чем да» 1 балл, «скорее да, чем нет» 2 балла, «да» 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» 3 балла, «да» 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска).
Выбор именно этой диагностической методики обусловлен тем, что она относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки показателя жизнестойкости, обладает валидностью, а также надёжностью отражения изучаемых признаков и адаптирована на русскоязычной выборке, в ней присутствуют стандартизированные показатели подсчета и оценки полученных результатов.
Этапы исследования.
Первый этап – поисково-теоретический. На основе анализа литературных источников изучены различные аспекты проблемы и выявлены специфические особенности жизнестойкости, определены объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, разработана модель проведения исследования.
Второй этап –экспериментально-аналитический. На этом этапе проведено исследование жизнестойкости студентов, проведена количественная и статистическая обработка данных.
Третий этап – итоговый. На данном этапе подведены итоги исследования, сформулированы выводы и составлены практические рекомендации по результатам исследования.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечиваются: научной обоснованностью исходных теоретических положений; обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; целостным и системным рассмотрением проблемы; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; валидностью и надежностью психодиагностических методик; репрезентативностью объема выборки; содержательным анализом полученного эмпирического материала.
2.2 Описание и анализ результатов исследования жизнестойкости у студентов-взрослых детей алкоголиков
На основании данных диагностики студентов по методике «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой была проведена обработка результатов и их анализ отдельно по каждой из трех субшкал методики, а затем по интегральному показателю жизнестойкости.
Первоначально проводился анализ показателей по шкале «Вовлеченность», которая определяется С. Мадди как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Сравнение полученного среднего показателя и стандартного отклонения с данными авторов адаптированного варианта методики позволяют заключить, что количественные данные значительно не отличаются. Результаты испытуемых по шкале «Вовлеченность» распределились следующим образом: низкий уровень изучаемого показателя выявлен у 10 человек (21%), средний уровень – у 32 человек (67%), высокий уровень – у 6 человек (12%). Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Процентное распределение студентов-взрослых детей алкоголиков по уровню «вовлеченности» в структуре жизнестойкости
На основании полученных данных можно заключить, что для большинства студентов-взрослых детей алкоголиковхарактерен средний показатель «вовлеченности», немногочисленная группа испытуемых имеет высокий уровень изучаемого показателя. Пристальное внимание следует обратить на испытуемых с низким уровнем показателя «вовлеченности», так как это свидетельствует о наличии у них определенных депрессивных симптомов, например, чувства отвергнутости, что может являться неблагоприятным фактором в формировании общего уровня жизнестойкости, снижать показатели психологического здоровья и приводить к состоянию психологической дезадаптации.
Следующим параметром, по которому проводился анализ результатов методики, являлась шкала «контроля». Контроль в концепции С. Мадди представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Сравнение полученного среднего показателя и стандартного отклонения с данными авторов адаптированного варианта методики позволяют заключить, что количественные данные значительно не отличаются. Результаты испытуемых по шкале «Контроль» распределились следующим образом: низкий уровень изучаемого показателя выявлен у 6 человек (13%), средний уровень – у 28 человек (58%), высокий уровень – у 14 человек (29%). Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Процентное распределение студентов-взрослых детей алкоголиков по уровню «контроля» в структуре жизнестойкости
На основании полученных данных можно заключить, что для большинства студентов-взрослых детей алкоголиков характерен средний показатель «контроля». Довольно многочисленная группа испытуемых имеет высокий уровень изучаемого показателя. Немногочисленная группа сотрудников организации имеет низкие показатели по шкале «контроль».
Следующим параметром, по которому проводился анализ результатов методики являлась шкала «принятие риска». Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Результаты испытуемых по шкале «принятие риска» распределились следующим образом: низкий уровень изучаемого показателя выявлен у 16 человек (33%), средний уровень – у 26 человек (54%), высокий уровень – у 6 человек (13%). Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Процентное распределение студентов-взрослых детей алкоголиков по уровню «принятия риска» в структуре жизнестойкости
На основании полученных данных можно заключить, что для большинства студентов-взрослых детей алкоголиков характерен средний показатель «принятия риска». Немногочисленная группа испытуемых имеет высокий уровень изучаемого показателя. Пристальное внимание следует обратить на довольно многочисленную группу студентов с низким уровнем показателя «принятия риска», так как это свидетельствует о наличии у них убежденности в том, что все то, что с ними случается, является результатом стечения обстоятельств. Они не стремятся развиваться, «плывут по течению», ориентируются только на удовлетворение базовых потребностей.
На следующем этапе исследования суммировались баллы по трем базовым шкалам методики и анализировался общий показатель жизнестойкости у студентов-взрослых детей алкоголиков. Результаты распределились следующим образом: низкий уровень изучаемого показателя выявлен у 10 человек (21%), средний уровень – у 30 человек (63%), высокий уровень – у 8 человек (16%). Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Процентное распределение студентов-взрослых детей алкоголиков по уровню жизнестойкости
На основании полученных данных можно заключить, что для большинства студентов-взрослых детей алкоголиков характерен средний показатель жизнестойкости. Немногочисленная группа испытуемых имеет высокий уровень изучаемого показателя. У достаточно многочисленной группы студентов-взрослых детей алкоголиков выявлен низкий уровень жизнестойкости, что свидетельствует о наличии у них определенных психологических проблем, которые могут снижать показатель качества жизни.
На следующем этапе исследования были обработаны данные анкетирования студентов-взрослых детей алкоголиков. На вопрос анкеты «С кем проживаете вместе?» 35% испытуемых указали, что проживают с матерью и отцом, 30% указали, что проживают с одним из родителей, 20% указали, что проживают с бабушкой и дедушкой, 15% указали, что проживают с другими родственниками.
На вопрос анкеты «Живут ли твои родители вместе?» только 35% респондентов ответили утвердительно. На вопрос «Если родители не проживают вместе, какова причина?», развод в качестве причины указали 80% респондентов и 20% ответили «смерть одного из родителей». Образование родителей респондентов в 60% случаев было указано «среднее специальное», в 35% случаев «среднее» и только в 5% случаев – высшее. У 10% респондентов оба родителя не имеют места работы, у 45% студентов один из родителей на момент опроса не имел места работы. Материальное положение своей семьи 90% студентов оценили на уровне ниже среднего. На вопрос анкеты «Как часто в твоей семье употребляют алкогольные напитки?» 20% респондентов ответили, что ежедневно, 35% ответили «1-2 раза в месяц» и остальные 45% указали «1-2 раза в 3 месяца». На вопрос анкеты «Кто из членов твоей семьи злоупотребляет алкоголем?» 80% респондентов ответили «отец» и 20% ответили «мать». Большинство студентов 75% указали, что злоупотребление алкоголем имело негативные последствия для здоровья злоупотребляющего (травмы, отравление алкоголем, инфаркт, инсульт и т.д.). Большинство респондентов (80%) указали, что злоупотребление алкоголем у родителей сопровождалось проявлением психологического насилия (унижение, оскорбления, угрозы, издевательства и другое) злоупотребляющего по отношению к членам семьи (и к респонденту лично). На проявления физического насилия указали только 15% респондентов. Наличие в семье родственников, злоупотребляющих алкоголем, оказало воздействие на следующие аспекты жизни студентов: на отношения с окружающими (25%), на отношения с родителями (или другими близкими родственниками) – 45%, на уверенность в себе – 10%, на умение справляться с жизненными трудностями – 20%.
Многие из опрошенных студентов (55%) указали на наличие у них одного настоящего друга, ни одного настоящего друга не имеют 30% респондентов. Совместное время с друзьями опрошенные студенты стараются проводить ежедневно, чтобы меньше времени проводить дома. Около половины опрошенных (55%) указали на достаточно частое состояние переживания чувства одиночества.
На вопросы анкеты, касающиеся частоты употребления алкоголя респондентами, ответы распределились следующим образом: достаточно часто употребляют алкоголь 30% опрошенных, вообще не употребляют алкоголь 15% опрошенных, иногда и по праздникам употребляют алкоголь 55% студентов. Негативное отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем, выражено у 60% опрошенных, нейтральное отношение – у 30% опрошенных, у остальных 10% студентов – положительное отношение.
Более половины студентов (60%) указали, что не чувствуют себя в полной мере счастливым человеком. В сложной для себя ситуации к родителям готовы обратиться за помощью только 30% респондентов, остальные предпочли бы обратиться за помощью к друзьям. Около 70% студентов оценили успешность своей учебной деятельности как невысокую, ближе к низкой. Большинство респондентов (75%) не удовлетворены своим внешним видом. Многие из респондентов (60%) указали на сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Удовлетворены своими взаимо-отношениями с родителями только 10% респондентов. Только 5% опрошенных студентов указали, что они обращались за помощью в соци-ально-психологическую службу.
Данные анкетирования позволяют заключить, что у большинства студентов-взрослых детей алкоголиков выражены серьезные проблемы в отношениях с родителями, особенно со злоупотребляющими алкоголем. У опрошенных студентов выражены различные проблемы психологического характера, связанные с негативным самоотношением, а также сложности в установлении продуктивных межличностных контактов. Также у опро-шенных студентов снижены личностные ресурсы в преодолении сложных жизненных ситуаций.
С целью получения дополнительных сведений о влиянии факта злоупотребления алкоголем в семье на показатели жизнестойкости на основании данных анкетирования были выделены две группы студентов: первую – составили студенты, у которых оба родителя либо один из родителей-алкоголиков проживают совместно и продолжают злоупотреблять алкоголем (16 испытуемых), вторую группу составили студенты, у которых родитель-алкоголик проживает отдельно, родители разведены или родитель умер (32 человека). С целью более подробного изучения составляющих компонентов жизнестойкости были подсчитаны средние показатели по отдельным шкалам методики у испытуемых двух групп. На рисунке 2.5 представлены усредненные графические профили с целью наглядного представления полученных данных.
Рисунок 2.5 – Средние показатели по отдельным шкалам методики у студентов двух групп
На основании приведенных данных можно заключить, что у студентов, у которых оба родителя либо один из родителей-алкоголиков проживают совместно, все показатели жизнестойкости значительно ниже по сравнению с их сверстниками, у которых родители-алкоголики проживают отдельно. На основании полученных данных можно предположить, что факт совместного проживания с родственником-алкоголиком является хроническим психотравмирующим фактором, который снижает показатель жизнестойкости детей алкоголиков. С целью проверки выдвинутой гипотезы была проведена статистическая обработка данных по критерию Манна-Уитни. Так как основным требованием данного статистического критерия является равенство данных в двух группах, то количество сравниваемых значений в двух группах было уравнено (по 16 в каждой группе).
Были сформулированы следующие статистические гипотезы для изучения показателя жизнестойкости:
H0: группа студентов, не проживающих с родителем-алкоголиком, не превосходит группу студентов, проживающих совместно с родителем-алкоголиком, по уровню жизнестойкости;
Н1: группа студентов, не проживающих с родителем-алкоголиком, превосходит группу студентов, проживающих совместно с родителем-алкоголиком, по уровню жизнестойкости.
Определили значение U по формуле:
U = (n1*n2) + (nx (nx + 1) / 2) – Тх и получили значение 328. Построили «ось значимости» (критическая область – левосторонняя). Так как U < U кр (0,01), то принимаем гипотезу Н1 с уровнем значимости 0,01. Соответственно, группа студентов, не проживающих с родителем-алкоголиком, превосходит группу студентов, проживающих совместно с родителем-алкоголиком, по уровню жизнестойкости. Итоговые данные представлены в таблице.
Таблица – Результаты расчета статистически достоверных различий показателя жизнестойкости в двух группах студентов
Показатель | Средние значения | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости (p) | |
студенты, не проживающие с родителем-алкоголиком | студенты, проживающие совместно с родителем-алкоголиком | |||
Жизнестойкость | 90,2 | 75,2 | 0,008 |
Примечание: * - различия статистически достоверны (р≤0,01)
На основании данных статистических расчетов были установлены достоверно значимые различия в уровне жизнестойкости у студентов двух групп на уровне значимости р<0,01. Показатель жизнестойкости достоверно ниже у студентов, проживающих совместно с родителем-алкоголиком. Следовательно, факт совместного проживания с родственником-алкоголиком является хроническим психотравмирующим фактором, который снижает показатель жизнестойкости у взрослых детей алкоголиков.
На основании полученных эмпирических данных можно сформулировать следующие выводы:
- количественная обработка результатов методики «Тест жизнестойкости» позволила выявить студентов-взрослых детей алкоголиков с низким, средним и высоким уровнем вовлеченности, контроля, принятия риска. Суммирование отдельных показателей позволило выделить студентов с низким уровнем жизнестойкости (21%), средним уровнем – 63% и высоким уровнем – 16%. Студентов с низким уровнем жизнестойкости можно охарактеризовать следующим образом: для них характерна низкая адаптивность в изменяющихся социально-экономических условиях, студенты не уверены в себе, возникшие трудности их дезорганизуют. Для немногочисленной группы студентов - взрослых детей алкоголиков с высокими показателями жизнестойкости характерна высокая адаптивность в изменяющихся социально-экономических условиях, они уверены в себе, возникшие трудности не дезорганизуют, а мобилизуют все ресурсы; они стремятся к достижениям;
- данные анкетирования позволили установить, что у большинства студентов-взрослых детей алкоголиков выражены серьезные проблемы в отношениях с родителями, особенно со злоупотребляющими алкоголем. У опрошенных студентов выражены различные проблемы психологического характера, связанные с негативным самоотношением, а также сложности в установлении продуктивных межличностных контактов. Также у опрошенных студентов снижены личностные ресурсы в преодолении сложных жизненных ситуаций;
- с целью получения дополнительных сведений о влиянии факта злоупотребления алкоголем в семье на показатели жизнестойкости на основании данных анкетирования были выделены две группы студентов. Первую – составили студенты, у которых оба родителя либо один из родителей-алкоголиков проживают совместно и продолжают злоупотреблять алкоголем. Вторую группу составили студенты, у которых родитель-алкоголик проживает отдельно, родители разведены или родитель умер. На основании данных статистических расчетов были установлены достоверно значимые различия в уровне жизнестойкости у студентов двух групп на уровне значимости р<0,01. Показатель жизнестойкости достоверно ниже у студентов, проживающих совместно с родителем-алкоголиком. Следова-тельно, факт совместного проживания с родственником-алкоголиком является хроническим психотравмирующим фактором, который снижает показатель жизнестойкости у взрослых детей алкоголиков;
- на основании анализа количественных показателей и содержательных характеристик ответов испытуемых можно следующим образом охарактеризовать проявления жизнестойкости: жизнестойкость понимается как один из личностных ресурсов жизнестойкости личности в целом. Ее ключевая роль обусловлена значимостью в отношении здоровья, психологического благополучия, продуктивности деятельности.
2.3 Практические рекомендации по результатам исследования
Студентам - взрослым детям алкоголиков с целью повышения уровня жизнестойкости можно рекомендовать выполнять упражнения, направленные на поиск и получение социальной поддержки в стрессовой ситуации не только среди друзей, но и обращаясь за профессиональной психологической помощью. Можно рекомендовать также научиться навыкам саморегуляции своего состояния и поддержания здорового образа жизни. К навыкам саморегуляции относятся: умение применять техники релаксации, мониторинг своего физического состояния, умение регулировать дыхание, владение отдельными техниками медитации и визуализации. Обучение поддержанию здорового образа жизни включает в себя отказ от употребления алкоголя, соблюдение режима физической активности.
Можно рекомендовать применять следующие упражнения для регуляции своего эмоционального состояния с целью повышения жизнестойкости:
- Методика «Восприятие сложившейся ситуации» (изменение восприятия ситуации, показание максимума того, на что способен сотрудник и концентрации на задании, а не на решающем значении успеха или неудачи). В борьбе с неблагоприятными эмоциональными состояниями большой эффективностью отличаются психологические приемы сознательного изменения содержания представлений, направленности мыслей, связывающихся в прежнем опыте с теми или иными эмоциями. Чтобы избавиться от невольно возникающих мыслей и представлений, например о возможности неуспеха, которые могут помешать выполнению деятельности, следует сознательно вызывать у себя другие, положительно эмоционально окрашенные представления и мысли, вспоминать о своих успехах в преодолении других сложных ситуаций.
- Методика «роль внешнего внимания» (управление внешним окружением, убеждая, что необходимо контролировать свои эмоции и осознавать негативное влияние этих эмоций на профессиональную деятельность). Внимание не должно длительно фиксироваться на отрицательных переживаниях и неудачах. Если перед ответственной деятельностью фиксировать внимание на