Формулировка короллария об опыте
У каждого человека система истолкования меняется по мере ого, как он последовательно истолковывает повторения событии.
Поскольку наш основной постулат устанавливает в качестве цели психологических процессов антиципацию событий, из этого следует, что последовательное развертывание событий побуждает человека к истолкованию их заново всякий раз, когда происходит что-то неожиданное. В противном случае наши антиципации с каждым разом становились бы все менее реалистичными. Последовательность событий во времени непрестанно подвергает систему истолкования процессу проверки на правильность. Истолкования, накладываемые человеком на события, представляют собой работе гипотезы, которым предстоит пройти испытание опытом. По мере того как его антиципации или гипотезы проверяются и пересматриваются друг за другом в свете развертывающейся последовательности событий, система истолкования претерпевает прогрессивно изменение. Человек перестраивается. Это и есть опыт. Пересмотр собственной жизни опирается именно на эту разновидность опыта. Мы попытались выразить этот подтекст нашего основного постулата в королларии об опыте.
Термины
а. Система (system). Мы уже отмечали, что система предполагает группировку элементов, в которой минимизированы несовместимости и непоследовательности. Мы также указывали, что у человека система истолкования содержит порядковые отношения между конструктами. Истолкование является систематическим в том смысле, что относится к структуре, обладающей признаками регулярности. Поскольку истолкование - это разновидность процесса рафинирования с абстракцией и обобщением, оно есть способ рассмотрения событий не как полностью неповторимых, но как тождественных - в определенной степени - друг другу. Эти черты тождественности и регулярности формируются посредством истолкования, которое само было сформировано как система.
б. Меняется (varies). Изменения в системе истолкования не всегда «во благо», как не всегда они ведут и к ее устойчивости. Однако они действительно разнятся. Одно изменение может расшатывать систему и вести к дальнейшим, лавинообразно нарастающим изменениям. Изменение такого типа может ускорить коренную перестройку системы. Другое изменение, напротив, может стабилизировать систему и повысить сопротивляемость ее основных параметров дальнейшей модификации.
в. Последовательно (successively). Истолкование, подобно всем другим процессам, можно разбить на части, имеющие начало и конец. Кроме того, истолкование само по себе может рассматриваться как последовательность событий. Тогда о разбитом таким образом на части истолковании вполне уместно говорить как о последовательно осуществляющемся. Как и в отношении других эпизодов жизни, главным измерением истолкования является время, да и само оно есть не что иное, как процесс, или явление. События нашего истолкования идут в колонну по одному по пути времени.
г. Повторения событий (replications of events). По мере того как новые события добавляются к летописи прошедших, человек получает возможность пересматривать повторяемые аспекты событий, связывающие недавнее с отдаленным прошлым. Что же именно повторялось? Что теперь составляет повторяющуюся тему? Взятые конкретно, новые события неповторимы, и, только абстрагируя их, человек обнаруживает то, что в них повторяется.
Опыт, порядок и время
Называя этот королларий королларием об опыте, мы даем понять, что, по нашему предположению, составляет сущностную природу опыта. Опыт складывается из последовательного истолкования событий, а не образуется благодаря одной только последовательности событий. Кто-то может оказаться свидетелем потрясающего зрелища из череды эпизодов. И все же если этот человек ничего не извлекает из них по ходу или, прежде чем попытаться истолковать их, ждет до тех пор, пока все эпизоды не пройдут у него перед глазами, он мало что приобретет в отношении опыта, даже находясь поблизости от места развития событий. Опытным человека делают отнюдь не происходящие рядом с ним события, а их истолкование и перетолкование по мере того, как они разворачиваются. Именно это обогащает его жизненный опыт.
Наш королларий также придает особое значение истолкованию повторяемых деталей опыта. Тот, кто просто с нетерпением ожидает • каждого нового события, может получить массу интересных впечатлений, но, если он не попытается при этом раскрыть повторяемую в них тему; его опыт будет незначительным. Именно тогда, когда человек начинает сознавать порядок в последовательности событий, он начинает приобретать опыт в отношении этих событий.
Людям было нелегко принять идею организованной и потециально законосообразной вселенной. Как человек может признать образность, если он не в состоянии сформулировать соответствующий закон? Разве ему остается что-то еще, кроме как прибегнуть к антропоморфизму, когда его предсказания оказываются неправильными? Не следует ли нам все такие непредвиденные события относить за счет «человекоподобного» непостоянства? И в самом деле, есть ученые, которые поддерживают великолепный порядок в границах своих физических систем, но всякий раз, когда им не удается его обнаружить, поднимают руки и говорят: «Должно быть, здесь действует психологический фактор». С этим можно было бы согласиться, если бы они имели в виду, что настало время применить некоторые психологические конструкты. Однако обычно они имеют в виду совсем другое, а именно, что наблюдаемые явления носят беспорядочный характер.
Иногда представление о мире как закономерном развитии событий кажется человеку открытой угрозой. В частности, это может происходить в тех случаях, когда он имеет дело с психологическими событиями. Если он видит законосообразность в поведении друга или в своем собственном поведении, то, очевидно, ему сложно будет усмотреть свободу как в действиях друга, так и в своих поступках. Это личная проблема, с которой психотерапевту приходится часто сталкиваться, оказывая помощь своему клиенту. Если клиент воспринимает себя как строго упорядоченную последовательность событий, он чувствует себя пойманным в ловушку своей собственной структурой или фактами биографии. Однако, если он воображает, будто сам решает в каждый момент, как он поступит в следующий, может казаться, что любой незначительный ложный шаг непременно разрушит его целостность.
Несмотря на личный риск и трудности истолкования последовательности событий, составляющих его мир, человек на протяжении веков расширял свои конструкты порядка. Возможно, человек впервые воспринял порядок в том величественном шествии, 'которое он наблюдал в ночном небе. Возможно, он в первый раз увидел повторение в катящемся по земле камне и из быстрого чередования его сторон смог составить представление о циклах и эпициклах. А возможно, это случилось гораздо раньше, когда он обнаружил биение своего пульса. Но где бы это ни началось, расширяющееся сознавание человеком вселенной как закономерного развертывания событий наделило его возросшей способностью
предсказывать и делать свой мир все более управляемым. Даже редкие катаклизмы приняли знакомый облик deja vu. Человек постепенно открыл для себя, что может, пожалуй, заглянуть в будущее, опираясь на опыт прошлого.
Весьма важной осью координат, относительно которой должен истолковываться всякий порядок и всякая организация, является ось времени. Если бы не сезонное повторение событий или их аспектов, вселенной нельзя было бы приписать никакой Организации и не существовало бы такой вещи как опыт. Открытие повторяемых тем - ключ не только к опыту, но и к естественному закону.
Опыт и научение
Королларий об опыте заставляет нас серьезно подумать о теме научения. Когда мы принимаем предположение, что система истолкования у человека меняется по мере того, как он последовательно истолковывает повторения событий, вместе с предыдущим предположением, согласно которому курс всех психологических процессов прокладывается по истолкованию человеком событий, то можно считать, что мы достаточно хорошо «захватили в вилку» тему научения. То, что обычно называли 'научением', было предусмотрено нами с самого начала. Предполагается, что научение происходит. Это заложено в образованной нашими допущениями структуре данной системы. А потому вопросы о том, имеет ли место научение или net, что является ' выученным, а что таковым не является, больше не служат предметом обсуждения в рамках предложенной нами системы. Разумеется, если мы захотим выйти за пределы этой системы и вести дискуссию в рамках других систем, мы можем примкнуть к той |или другой точке зрения на эти вопросы.
Суть нашего предположения состоит в том, что научение не образует особого класса психологических процессов; оно синонимично любому и всем психологическим процессам, вместе взятым. Научение вовсе не есть нечто происходящее с человеком при случае; это как раз то, что делает его человеком в первую очередь.
Чистый эффект включения научения в предположительную структуру психологической теории выражается в удалении всей этой темы из области последующего дискурса. Возможно, некоторых читателей испугает такой поворот событий. К настоящему времени психология инвестировала немалые «капиталы» в исследования этой темы и, естественно, рассчитывает на хороший «дивиденд». Но инвестиции психологии не полностью обесцениваются новым набором предположений, даже если в большинстве своем такие исследования оказываются сомнительными при рассмотрении в новом ракурсе. Если это послужит хоть каким-то утешением, можно сказать, что научению, несмотря на его изъятие из обращения как специальной темы, отведено исключительное положение в психологии личных конструктов. Говоря языком администраторов, ему «дали почетную отставку».
Итак, что же происходит с почтенными законами научения и с теми родственными понятиями, которые позднее выросли в славном семействе научения? Многое! Давайте еще раз посмотрим на то, что мы подразумеваем под 'истолкованием' и 'системой'. Истолкование - это способ видения событий, который заставляет их выглядеть регулярными. Благодаря истолкованию событий появляется возможность их антиципировать. Чтобы быть эффективной, система истолкования сама должна обладать регулярностью. Очевидный признак регулярности - повторение, но, разумеется, не простое повторение идентичных событий, что, строго говоря, было бы отрицанием законного места идеи времени в устройстве мира, а повторение некоторой характерной особенности, которую можно абстрагировать из каждого события и пронести неповрежденной во времени и пространстве. Истолковывать - значит слышать шепот повторяемых тем в событиях, отзвуки которых доносятся до нас.
Испытуемый в эксперименте, посвященном научению, не представляет собой исключение из нашего психологического правила. Он тоже направляет свои психологические процессы тем, что ищет повторяемые темы в эксперименте. Если он разбивает свой опыт на отдельные 'пробы' и затем делит их далее на 'подкрепляемые пробы' и 'неподкрепляемые пробы', то может уловить ту же 'повторяемую тему, которую слышит экспериментатор. С другой стороны, испытуемый может и не быть столь шаблонным. Вполне вероятно, что он будет вслушиваться в темы иного рода, слышанные им прежде. Возможно даже, что он не разбивает свой опыт на те виды проб и событий, которых ожидает экспериментатор. Говоря языком музыкантов, он может использовать другой способ фразировки. Рассматриваемая таким образом, проблема научения - это не просто проблема определения того, сколько (или какие виды) подкреплений закрепляют реакцию, либо сколько неподкреплений вызывают ее угасание. Скорее, проблема научения - это проблема того, как испытуемый фразирует опыт, какие повторяемые темы он слышит, какие части «музыкального произведения» он определяет в смысловом отношении и какие плоды проверки правильности своих предсказаний он пожинает. Когда испытуемый не оправдывает ожиданий экспериментатора, возможно, неуместно говорить, будто «он не научился»; правильнее было бы сказать так:
то, чему научился испытуемый, оказалось не тем, что ожидал от него экспериментатор. Если мы хотим иметь в лице психологии продуктивную науку, давайте переложим бремя открытия с испытуемого на экспериментатора. Пусть экспериментатор выясняет, о чем думает испытуемый, а не требует от последнего разгадать то, о чем думает он сам.
Более глубокое обсуждение роли научения в теории личных конструктов откладывается до другого раздела об опыте, представленного в нашем изложении психологии личных конструктов позднее. Теперешних замечаний, вероятно, достаточно, чтобы намекнуть на возможную широту следствий наших основных предположений.
И. Королларий о модуляции