Неровный (поверхностный) сон.

Глаза младенца закрыты, но нередко наблюдается шевеление глазных яблок. Иногда заметны так называемые быстрые движения глаз. На лице могут появляться гримасы. Отмечаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается всем тельцем, потягивается и т.д. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне.

Ровный (глубокий) сон.

Глаза младенца закрыты, веки и глазные яблоки неподвижны. На лице нет никаких признаков напряжения, Тело младенца полностью расслаблено. Малыш лежит и спит спокойно. Дыхание медленное, глубокое и ровное.

Младенчество.

Младенческий возраст«в узком смысле» (не включая возраст новорожденности)– от 2-х месяцев до 1-го года: от 2-х месяцев до 6-ти месяцев –т.н. раннее младенчество; от 6-ти месяцев до 1-го года –т.н.позднее младенчество.

II. Социальная ситуация развития.

Социальная ситуация развития (ССР)во младенчестве, по мнению Льва Семёновича Выго́тского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым, либо реализуются в сотрудничестве с ним.Поэтому, Л.С. Выго́тский назвал ССР младенца «Мы» (ребёнок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка априори социальным существом,так какего отношение к действительности изначально социально (опосредовано взрослым). Начиная с рождения и практически до окончания младенческого возраста, – младенец почти полностью беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности (взрослые младенца кормят, купают, одевают). Такие факторы (условия) ССР младенца как: а) объективная невозможность младенца самому позаботиться о себе, б) его полная зависимость от окружающих взрослых в удовлетворении абсолютно всех его потребностей и в) общение младенца со значимыми взрослыми в процессе удовлетворения всех его потребностей, – и составляют специфику социальной ситуации развития в младенческом возрасте.

В случаях пространственного отделения младенца от матери, долгого пребывания в отрыве от неё, в неблагоприятных для психического развития условиях, под влиянием определённых негативных факторов у младенца возникает синдром госпитали́зма.[36]

III. Коммуникативная сфера.

Основные характеристики общения в младенческом возрасте. В период новорожденности, и существенно бо́льшей частью в раннем младенчестве, и в заметно бо́льшей степени в позднем младенчестве, – доминирует ситуати́вно-потре́бностное общение со взрослыми. В основе общения лежат потребности в физической заботе и в доброжелательном внимании взрослого. Во младенчестве постепенно появляется ситуативно-предметное общение со взрослыми. При этом, в младенческом возрасте, базовые потребности малыша в удовлетворении естественных надобностей посредством взрослого остаются наиболее актуальными. Наряду с этим, активизируется потребность в общении ребёнка со взрослым по поводу предметов взаимодействия (например, игрушек). В этой связи, подчас, на передний план выступает не взрослый, а деятельность с предметом (например, действия с игрушкой). Средства общения в младенческом возрасте следующие. Экспрессивно-мимические средства общения и голосовые[37] средства общения в период младенчества являются ведущими. Предметно-действенные средства общения выражены уже в раннем младенчестве, а в позднем младенчестве даже имеют место т.н. предметные действия и проявления.

IV. Ведущая деятельность.

Ведущая деятельность во младенчестве— это психофизическое и психоэмоциона́льное общение ребёнка с окружающими его значимыми взрослыми (во-первых – с матерью), которое проходит следующие стадии:

1) непосредственное общение, т.е. – общение ради самого процесса общения;

2) общение по поводу (относительно) окружающих предметов (в быту);

3) общение как совместная деятельность, – взаимодействие в процессе обоюдных со взрослым действий с предметами.

В младенческом возрасте особо активно развиваются движения и действия (крупная моторика) ребёнка. Движения рук младенца, в ходе двигательной активности, направлены к интересующему его в данный момент предмету. Наблюдается ощупывание предмета. Имеет место подражание взрослым и проявление функциональных действий с предметом, – так, как обращаются с предметом окружающие взрослые. Хватание – первое целенаправленное действие ребенка. Далее развивается удержание предмета и манипулирование им.

Во младенческом возрасте активно развивается манипулирование предметами. Как только ребёнок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет, к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов. У младенца, в процессе совместной со взрослым предметной деятельности (действий с предметами), появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого.

Общение, в качестве ведущей деятельности младенца, к 4-м–5-ти месяцам приобретает избирательный характер: младенец знает (узнаёт) своих родных, отличает их от чужих людей и т.п. Обычными средствами общения младенца являются такие экспрессивные действия как улыбка, разнообразные мимические и двигательные реакции.

При правильном развитии младенца, общение ради общения[38] поступательно, к 5-ти–6-ти месяцам, усложняется и приобретает так же свойства общения по поводу предметов, игрушек, – что в позднем младенческом возрасте потихоньку перерастает в совместную игровую деятельность взрослого и рёбенка.

Младенец, в возрасте 6-ть–7-мь месяцев начинает очень активно крутиться в положении лёжа, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребёнка. Затем, в 7-мь–8-мь месяцев младенец начинает уметь уверенно самостоятельно сесть на попку и лечь снова на спинку. Свободная возможность уверенно сидеть раскрывает для младенца новые горизонты познания, например, – в процессе игры с игрушками.

В 8-мь–9-ть месяцев, ребёночек начинает уметь вставать в кроватке, держась за бортик (стенку) кроватки. В 9-ть–10-ть месяцев у деток наблюдается начало ходьбы.

V. Возрастные психические новообразования.

Психические новообразования младенческого возраста феноменологически уникальны. До момента рождения, организм находится в гомогенной («моновоздействующей», «однотипной») среде, соответственно, нет ни психического отражения имеющей место после рождения гетерогенной («поливоздействующей», «многостимульной») среды, ни соответствующего ему типа развития, – что возникает только после рождения. Впервые месяцы жизни, все испытываемые им раздражения, всё его окружающее, ребёнок переживает только как общие функциональные состояния. Во младенчестве развивается психологическая индивидуальность существования ребёнка,[39] формирующая психическую деятельность как таковую. Для индивидуальной психической жизни новорожденного и ребёнка раннего младенческого возраста весьма характерны два аспекта: преобладание т.н. нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из окружающей среды. В позднем младенчестве, ребёнок постепенно начинает психологически дифференцировать себя от окружающей среды, что качественно активизируется в период кризиса 1-го года. Центральным психическим новообразованием периода новорожденности, периодов раннего и позднего младенчества, являетсяактивнейшим образом формирующаяся психическая деятельность младенца, имеющая место в качестве полномасштабного психического отражения. Базовые новообразованияноворожденности и младенчества: 1) индивидуальная психологическая жизнь ребёнка, уже являющаяся психической и социальной, в силу того, что она входит составной частью в социальную жизнь окружающих младенца людей (согласно Льву Семёновичу Выго́тскому); 2) потребность во впечатлениях (согласно Лидии Ильиничне Божо́вич); 3) потребность в общении со взрослыми (согласно Валерии Сергеевне Му́хиной).

VI. Когнитивная сфера.

Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте.[40]

1. Восприятие.

В младенческом возрасте существенно развивается зрительное сосредоточение, становится возможным визуальное прослеживание движущихся предметов. У младенцев формируется восприятие формы, образуется предметность восприятия. Во младенчестве развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. Наряду с этим, младенцем воспринимаются не отдельные свойства каких-либо объектов, а эти объекты в общем плане (ракурсе). На развитие восприятия младенца влияет разнообразие окружающей его обстановки. Восприятие и действие – это основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте, когда повышена чувствительность сенсорного восприятия. К концу младенчества формируются практически все базовые свойства восприятия – константность, предметность, целостность и т.д. Появление и развитие этих свойств связано с развитием локомоции младенцев, с разнообразным перемещением в пространстве, благодаря чему малыши научаются видеть предмет под разными углами зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с разного расстояния и в разной обстановке. У младенцев появляются первые сенсорные эталоны – стабильные, целостные образы, непосредственно и постоянно окружающих малышей предметов, объектов. С этими эталонами младенцы соотносят новые предметы, объекты, воспринимаемые ими в окружающем мире. Так как первые сенсорные эталоны ещё не являются обобщёнными и отражают свойства конкретных предметов окружающей обстановки, то они получили наименование предметных эталонов.

2. Внимание.

Первоначально, внимание выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека – как его отличительных признаков. Так же, сосредоточение позволяет выделять в пространстве предметы и осуществлять действия с ними. Формирование сосредоточения, концентрации, – влечёт за собой развитие действенного познавательного отношения к окружающему миру. В целом, появление и развитие различных свойств внимания способствует зарождению более сложных форм познания, поведения и деятельности ребёнка.

3. Память.

В течение первого года жизни активно развиваются не только восприятие и внимание, но и память. Память младенца функционирует как бы «внутри» ощущений и восприятий и проявляется в форме запечатле́ния и узнава́ния. Именно в это время формируются все генетические виды памяти — эмоциональный, двигательный (моторный), образный, словесный (вербальный). Сначала развивается эмоциональная, моторная и образная память, а к концу первого года жизни складываются предпосылки для развития вербальной памяти. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, фокусируя внимание и «направляя» органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. В 7-9 недель жизни младенца, возникает и моторная память, – малыш может запомнить и повторить какое-то простое движение. Так же, у младенца него начинают формироваться всеобщие для людей и привычные для именно него двигательные жесты, – как начало будущих двигательных операций. В 4 месяца у младенцев появляется образная память,[41] а в 8-9 месяцев – возникает воспроизведение того, что детки видели ранее. Как возникновение моторной памяти способствует организации движений, локомоций младенцев, так появление образной памяти существенно влияет на общение и формирование мотивационной сферы малышей.

4. Мышление.

Развивается и мышление младенцев. В позднем младенчестве активно формируется и к концу первого года жизни у малышей явно проявляется т.н. ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок, и связано с развитием первых самостоятельных движений, локомоций и предметного манипулирования детей. Большое значение имеет и развитие ориентировки как реакции на новые предметы, как познавательного стремления их обследовать. Недаром, Александр Владимирович Запоро́жец, исследовавший познавательное развитие в первые годы жизни, подчеркивал, что различные психические процессы и психические познавательные процессы являются, по сути, разными видами ориентировки в окружающем мире. Так, восприятие, по мнению А.В. Запоро́жца, представляет собой ориентировку человека в свойствах и качествах предметов, мышление представляет собой ориентировку человека в отношениях и связях между ними, а эмоции – в личностном смысле этих отношений и связей. Поэтому, время, в течение которого младенец обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе, – это важный показатель интеллектуального развития младенца. Повсеместный пример данного явления: чем дольше младенец рассматривает какую-либо игрушку, чем более внимательно он её изучает, чем больше разных качеств он в ней открывает, чем более разнообразные действия младенец совершает с этой игрушкой, – тем выше его интеллектуальный уровень.

5. Речь.

Познавательный процесс «речь» психически «базируется» на познавательном процессе «мышление», развитие мышления детерминирует развитие речи. Начиная с младенческого возраста, по уровню развития речи можно судить об уровне развития мышления. Особенности младенчества в этом плане состоят в том, что происходит зарождение формирования речи.[42] Младенчество рассматривается возрастными психологами как важнейший этап в развитии речи, понимаемой в качестве психичееского познавательного процесса, так как именно во младенчестве закладываются предпосылки понимания речи (развивается пассивная речь)[43] и предпосылки активного, «понятийного» употребления слов (формируется осмысленное говорение). В младенческом возрасте, развитие речи как психического познавательного процесса, как бы включено в общение младенца со значимыми взрослыми. У младенца возникает внимание к речи взрослых, а подражание речи взрослых превращается в самостоятельную речевую деятельность малыша. Уже во младенчестве устанавливается психическая познавательная связь между названием предмета (объекта) и самим предметом.[44] Во младенчестве, наряду с преобладанием пассивной речи,[45] постепенно развивается и активная речь,[46] проявляющаяся в качестве инициативного употребления ребёночком позднего младенческого возраста немногих осмысленных слов. В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гу́каньем[47] и гуле́нием,[48] возникает ле́пет, сочетающийся с осмысленными звуками и с предметными действиями малыша. Таким образом, в раннем младенчестве имеют место голосовые реакции или вокализации ребёнка в форме гу́канья и гуле́ния, что имитирует речь взрослого в её интонационно-мелодической составляющей. В позднем младенчестве имеет место ле́пет и понимание простейших слов значимых взрослых. К концу первого года жизни, ребёнок уже хорошо понимает 20-30 основных «бытовых» слов, произносимых окружающими значимыми взрослыми, и сам произносит несколько своих первых слов. Итак, на первом году жизни, у младенца начинает развиваться речь, прежде всего пассивная речь, – малыш слушает и различает звуки, начинает понимать смысл и значение часто употребляемых слов. Согласно Льву Семёновичу Выго́тскому и другим учёным, содержание речи младенцев существеннейшим образом определяется влиянием значимых взрослых.

Наши рекомендации