Подгруппа «Парциальная несформированность ВПФ»

Варианты «Парциальной несформ. ВПФ»   С преобладанием иесформировапности   С преобладанием несформированности вербального, вер-   С преобладанием несформиро-ванности смешанного типа  
 
Показатели развития  
 
 
Внешний вид, специфика поведения Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Ребенок может быть крупнее и выгля­ деть старше своего возраста. В поведении наблюдается выра­ женная двигательная и речевая расторможенность, импульсив­ ность. Ребенок легко отвлекаем. Общая моторика негармонична Как правило соответствует возраст­ ным показателям. Часто ребенок моторно неловок, скован, может быть несколько повышенного пита­ ния Не обладает выраженной специфи­ кой: могут быть самые разнообраз­ ные проявления — от отсутствия специфичности до отдельных вне­ шних стигм  
Особенности латерализации (доминирова­ ние парных органов чув­ ств, рук, ног) Наблюдаются те же особенности латерализации, что и в случае подгруппы «Задержанное разви­ тие» Как правило присутствуют те или иные знаки левшества (неустоявша­ яся или смешанная литерализация) Признаки атипии развития явля­ ются осложняющим фактором  
Темповые характеристи­ ки деятельнос­ ти, работоспо­ собность Работоспособность в целом не­ значительно снижена. Темповые характеристики деятельности крайне неравномерны (за счет импульсивности и расторможенности). Ребенок быстро пресыщаем Быстро наступают признаки утомле­ ния, темп неравномерен, чаще сни­ жен, особенно при работе с вербаль­ ными заданиями. На фоне утомле­ ния может появляться как импуль­ сивность, так и выраженная вялость, потеря интереса Работоспособность и темп психичес­ кой деятельности в целом сниже­ ны, порой значительно. Наряду с этим часто встречается импульсив­ ность деятельности, не обусловлен­ ная утомлением, расторможен­ ность, вплоть до грубой  
Сформирован- ность регуля- торных функ­ ций (произ­ вольность регуляции собственных действий, самоконтроль) Регуляторные функции недоста­ точны, вплоть до выраженной несформированности, когда по­ ведение становится плохо уп­ равляемым (в тяжелых случа­ ях). Произвольность может быть выражение несформирова­ на даже на уровне игровой дея­ тельности Незначительная несформирован­ ность регуляторных функций, осо­ бенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственны­ ми действиями снижается более за­ метно Регуляция собственной деятельнос­ ти и произвольность как основа произвольных форм психической деятельности сформирована недо­ статочно  
Адекватность Снижена Достаточная Достаточная. В динамическом на­ блюдении на фоне истощения мо­ жет снижаться  
Критичность Снижена Достаточная Может быть как достаточной, так и незначительно сниженной на фоне утомления. В то же время критич­ ность к собственному поведению низкая  
Обучаемость Достаточная при внешней орга­ низации Может быть несколько замедленной Наблюдаются трудности переноса на аналогичный материал, процесс обучения замедлен  
           


Развитие когнитивной сферы Недостаточная сформирован- ность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, вни­ мание, вербально-логическое мышление). Наиболее затрудне­ на работа по образцу (конструк­ тивный праксис). При возмож­ ности внешней организации де­ ятельности результативность выполнения заданий может со­ответствовать условно норматив­ным показателям Невысокая речевая активность, су­ жение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выра­ женная несформированность про­ странственных и квазипростран­ ственных представлений. Вторично затруднен конструктивный праксис .(за счет несформированности про­ странственных представлений на всех уровнях). Как следствие зат­руднено понимание и продуцирование причинно-следственных отно­шений, понимание сложных рече­вых конструкций, всех форм слово­образования. В то же время, зада­ния наглядно-действенного и на­глядно-образного невербального типа выполняются в соответствии с условно нормативными показате­лями В первую очередь наблюдается не­ достаточность операциональной стороны мыслительной деятельнос­ ти. Изолированно недостаточны отдельные звенья когнитивной сфе­ ры (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гности­ ческие функции, речемыслитель- ная деятельность), осложненные несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто зат­руднена работа с заданиями невер­бального плана. Их результатив­ность может находиться в пределах нижней границы возрастных пока­зателей
Игровая деятельность Выражение непоследователен, часто конфликтен. Легко схо­дится с детьми и легко расхо­дится. Легко конфликтует, в конфликте несдержан. Игра мо­жет быть и без учета ответных реакций. В целом игра характе­ризуется как импульсивная. Затрудняется в удержании роли, роль не удерживает. Играет «хо­ром» с другими ролевыми персонажами В целом игра мало отличается от возрастной. Спецификой игры яв­ляются некоторые трудности само­регуляции. Часто негатив вызыва­ется тем, что не может выразить свою точку зрения на игру, что вызывает конфликты с другими детьми. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, мало задейство­ваны в общих праздниках (в усло­виях массового обучения), индиви­дуальных выступлениях В целом игра более упрощенная, чем при других формах парциаль­ной несформированности ВПФ. Дети могут подолгу быть заняты простыми в операциональном пла­не играми (преимущественно мани-пулятивного характера), затрудня­ются в принятии роли. Часто ком-пенсатррно предпочитают простые по содержанию игры двигательно­го характера (догонялки, возня, «вопилки» и т.п.), несмотря на оп­ределенную двигательную нелов­кость. При хороших отношениях с воспитателями, предпочитают кру­титься возле них, нежели играть с детьми. Хотя могут быть и значи­тельно расторможены, плохо управ­ляемы даже в игре.
Особенности эмоционально-личностного развития Импульсивен, может быть воз­бужден, эмоционально лабилен, агрессивен. Самооценка неус­тойчивая, может быть неадек­ватной: как импульсивно завы­шенной, так и заниженной. Притязания на успех, как пра­вило, высокие, не всегда адек­ватные за счет импульсивности и трудностей удержания правил Может быть неуверенность в себе, тревожность. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстника­ми, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негативизм по отношению к сверстникам). В игре чаще берет на себя пассивную роль. На фоне утомления может проявлять­ся эмоциональная неустойчивость. Редко участвует в праздниках, не лю­бит выступать перед людьми. Однако в общении с людьми такие дети могут быть активными и адекватными Могут быть любые варианты лич­ностных и поведенческих особенно­стей. Чаще встречаются варианты интрапунитивных (по Розенцвейгу) личностных реакций (неуверен­ность в себе, боязливость, тревож­ность, опасения несоответствия тре­бованиям взрослых). Также наблю­дается обедненность эмоциональ­ных реакций, их «уплощенность»


Необходимая развивающе-коррекцион-ная работа Формирование произвольности и функции программирования и контроля - в первую очередь с привлечением двигательных и когнитивных техник. Хорошее структурирование (стереотипизация) образовательной среды и режима жизни с целью гармо­низации уровней аффективного развития. В грубых случаях необходим жесткий внешний контроль В первую очередь работа по форми­рованию пространственных и ква­зипространственных представлений. Любые варианты развития креатив­ности, совместная работа с логопе­дом, нейропсихологическая двига­тельная коррекция Все виды коррекционной помощи, начиная с двигательной нейропси-хологической коррекции, формиро­вания произвольной регуляции де­ятельности, пространственных представлений. Развитие когнитивной сферы. Координация деятельности психолога с работой учителя-дефектолога и логопеда. Часто возникает потребность в организации индивидуального обучения
Другие специ­алисты, необходимые ребенку Наблюдение невролога (пара-клинические исследования: ЭЭГ, РЭГ и т.п.), детский психи­атр (в грубо выраженных случа­ях), нейропсихолог, в отдель­ных случаях логопед Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по кор­рекции речевых нарушений), в от­дельных случаях специальный пе­дагог (дефектолог), психиатр Психиатр, невролог (для определе­ния необходимости медикаментоз­ной терапии), специальный педагог (дефектолог), логопед, нейропсихо­лог

Приложение 2

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием Группа «Асинхронное развитие»

Наши рекомендации