Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)

Подгруппа «Задержанное развитие»

Варианты Задержанного развития Показатели развития Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
Внешний вид, специфика поведения Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный, грацильныи Выглядит как и при гармоническом инфанти­ лизме, но могут присоединяться нарушения зрения, соматические заболевания (разной сте­пени выраженности)
Особенности латерализа-ции (доминирование парных органов чувств, рук, ног) Особенности латерализации не специфичны: у ребенка может быть как типичная латерали-зация, так и наблюдаться знаки левшества Чаще выявляются знаки левшества, особенно при наличии соматических заболеваний
Темповые характеристи­ки деятельности, рабо­тоспособность Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособ­ ность во всем, что не касается игровой деятель­ ности Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях может быть снижена существен­но. Темповые характеристики могут быть как снижены, так и условно нормативны: все зави­ сит от характера задания
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуля­ции собственных дей­ствий, самоконтроль) Регуляторные функции сформированы недоста­точно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития Могут быть несколько более зрелыми, чем при темпово задержанном типе развития.
Адекватность Достаточная в соответствии с актуальным пси­хофизическим развитием Достаточная
Критичность Достаточная в соответствии с актуальным пси­хофизическим развитием Достаточная, но может быть несколько сни­жена
Обучаемость Достаточная в соответствии с актуальным пси­хофизическим развитием Достаточная по возрасту
Развитие когнитивной сферы Соответствует уровню актуального психофизи­ческого развития, на котором находится ребе­нок Какая-либо специфика отсутствует. Когнитив­ная сфера может быть развита достаточно (яв­ляться условно нормативной и соответствовать паспортному возрасту)
Игровая деятельность Все составляющие игры (интересы, мотивация, операциональная сторона) соответствуют пока­зателям того возраста, который демонстрирует ребенок (уровню актуального психофизическо­го развития) В игре более выражены (по сравнению с темпо­во задержанным типом развития) аффективные компоненты. Игровые интересы в целом соот­ветствуют возрасту ребенка. В играх, как пра­вило, старается занять ведущие позиции, мо­жет быть эмоционально неуравновешен
Особенности эмоцио­нально-личностного развития Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и адекватен В целом преобладает игровая мотивация, игро­вые интересы. Дети могут быть капризны, уп­рямы в связи с некоторой аффективной неус­тойчивостью. Самооценка, как правило, не­сколько завышена, в основном за счет сниже­ния критичности
Необходимая развивающе-коррекционная работа Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Раз­витие, в первую очередь, произвольной регуля­ции, двигательная и когнитивная коррекция. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации Преимущественно коррекционная работа, раз­вивающая произвольную регуляцию, в том числе двигательную коррекцию, коррекцию аффективной сферы (гармонизация базовых аффективных составляющих, «выравнивание» их в соответствии с возрастными требования­ми). Работа проводится через игровой компо­нент с учетом игровой мотивации
Другие специалисты, необходимые ребенку В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизно-шения Семейный психотерапевт (для разъяснительной работы с родителями). При наличии соматичес­ких заболеваний - профильный специалист


Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием.

Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)

Наши рекомендации