Группа «Недостаточное развитие»

Подгруппа «Тотальное недоразвитие»

Варианты «тотального недоразвития»     Простой уравновешенный тип     Аффективно-неустойчивый тип     Тормозимо-инертный тип  
 
 
Показатели развития  
 
 
Внешний вид, специфика поведения Вполне вероятно наличие внешней стигматизации, в том числе ожирения. Ребенок непосредственен, может держаться без дистанции, в то же время достаточно спокоен. Ориентировочная реакция может быть как снижена, «приглушена», так и повышена (элементы полевого поведения). Обнаруживается моторная неловкость Аналогично простой уравновешенной форме. Поведение часто носит полевой характер. Импульсивен, эйфоричен или, наоборот, дисфоричен, может быть агрессивен. Очень легок переход от эйфории к дисфории, внешне, как правило, ничем не обусловленный, не имеющий причины. Движения часто резкие, неловкие Могут присутствовать признаки внешней стигматизации, часто встречается повышенная саливация. Чаще дети бывают повышенно упитанны. Ребенок неуклюжий, двигельно неловкий. Тихий, заторможенный, вялый и неактивный. В контакт вступает медленно, не сразу понимает, что от него хотят, очень долго «въезжает» в ситуацию. Часто чрезмерно зависим от взрослого.  
Особенности латерализа- ции (домини­ рование пар­ ных органо- в чувств, рук, ног) Этот показатель не является спе­ цифичным к данному варианту отклоняющегося развития. Од­ нако наличие знаков левшества осложняет общую картину и ди­ намику развития Более специфично наличие знаков смешанной латерализации, чем при простой уравновешенной форме то­ тального недоразвития. Это является фактором, усугубляющим поведен­ ческие и когнитивные особенности Этот показатель не является специфичным к данному варианту отклоняющегося развития  
Темповые характеристи­ки деятельнос­ти, работоспо­собность Деятельность замедленная, од­нако в силу некритичности мо­жет выполнять задания доста­точно быстро, но ябсолютно не­правильно. Работоспособность может быть и нормальной (при отсутствии сопутствующей асте-низации), ребенок, как правило, мало пресыщаем Чаще всего работает крайне импуль­сивно, темп может быть крайне не­равномерен. При контроле взрослого и увеличении продуктивности дея­тельности темп резко падает. Быстро пресыщаем, на фоне пресыщения может дать аффективную вспышку. Работоспособность снижена, хотя в деструктивной деятельности в отдель­ных случаях может быть достаточно «работоспособен» Темп деятельности выражение за­медлен, ребенок инертен. В то же время отвлекаем и легко тормо­зим. Работоспособность невысо­кая, но в отдельных случаях мо­жет быть достаточной. Как прави­ло, дети быстро пресыщаемы  
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) Отмечается недоразвитие регу-ляторных функций. Иногда с трудом работает даже под конт­ролем взрослого, не удерживает задание. Контроль за собствен­ной деятельностью малодосту­пен. В тяжелых случаях произ­вольная регуляция деятельности существует лишь на наиболее элементарных уровнях Грубо несформирована (недоразвита) регуляторная функция на всех уров­нях. Это является специфичным для данной формы тотального недоразви­тия Сформированность регуляторных функции недостаточна, но может быть лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Скорее страда­ют высшие формы регуляции (программирование своей деятель­ности, самоконтроль), чем ее базо­вые компоненты  
Адекватность Явно недостаточна. Для данного варианта тотального недоразви­тия специфично наличие адек­ватных форм поведения на бы­товом уровне, характерных для конкретных уровней недоразви­тия (глубины дефекта). Выра­женность неадекватности зави­сит от глубины дефекта. Грубо нарушена, вплоть до выражен­ной неадекватности Порой создается впечатление дос­таточной адекватности, но при тщательном анализе видно, что в целом адекватность недостаточна, хотя ее формирование лучше, чем при аффективно-возбудимой фор­ме. Ребенок адекватен к ситуации экспертизы (в силу неуверенности, заторможенности). В некоторых ситуациях (например, на уроке) может быть вполне адекватен  


Критичность Чаще всего грубо снижена, в то же время ребенок может адек­ ватно реагировать на похвалу и неодобрение (порицание) со сто­ роны взрослых Грубо нарушена, вплоть до выражен­ ной некритичности Снижена, но в меньшей степени, чем при аффективно-возбудимой форме. Свои ошибки замечаются с трудом
Обучаемость Выражение снижена. Обучается медленно. Крайне затруднен пе­ ренос на аналогичный материал даже при подаче его в наглядно- действенной форме. При выра­ женной степени недоразвития крайне затруднена Грубо снижена, в том числе за счет неадекватности и некритичности. Обучаемость снижена, как правило, грубее, чем при простой уравнове­ шенной форме Аналогична обучаемости при про­ стой уравновешенной форме и за­ висит от тяжести состояния (выра­ женности тотального недоразви­ тия)
Развитие когнитивной сферы Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий. Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недораз­ вития (глубины дефекта)
Игровая деятельность Носит, как правило, манипуля- тивный характер, может подра­ жать взрослым во внешнем ри­ сунке действий. При легкой сте­ пени выраженности может со­ ответствовать игре детей более младшего возраста. В играх с другими детьми выполняет пас­ сивную роль, нуждается в орга­ низации игры. Не понимает условности игры, часто отсутствует "замещаю­ щая" игра Носит манипулятивный и в то же время деструктивный характер. В общении со сверстниками могут быть агрессивны, эйфоричны. В игре стремится занять ведущую позицию, некритично относясь к невозможно­ сти этого (отсюда игровая деятель­ ность чаще всего приобретает дест­ руктивный характер) Не всегда участвуют в играх. Ско­ рее склонны к помощи взрослым (наводить порядок, сортировать, раскладывать какие-либо предме­ ты и т.п.). В играх пассивны, игра в основном манипулятивная, под­ ражательная. Данную взрослым роль удерживает, однако очень инертен и в следующий раз с боль­ шим трудом переходит на новую (фиксируется на роли). Условный характер игры часто недоступен
Особенности эмоциональ­ но-личностно­ го развития Ребенок зависим, несамостояте­ лен, часто эмоционально упло- щен, незлобен, благодушен. Мо­ жет быть несколько эйфоричен. Самооценка неадекватна, ориен­ тирована на оценку другого че­ ловека, в том числе и другого ребенка. В силу снижения кри­ тичности притязания на успех неадекватны, чаще завышены Вспыльчив, неуправляем, легко пе­ реходит от эйфории к дисфории и агрессии. Практически невозможен самостоятельный продуктивный кон­ такт с другими детьми из-за грубой некритичности. Самооценка не столько несформирована, сколько деформирована. В то же время край­ не импульсивен во всем Часто плаксив, инертен в эмоцио­ нальных реакциях. Эмоциональ­ ные реакции уплощены. Зависим от взрослого, ориентирован на его реакции. Контакты с детьми уста­ навливает с трудом
Необходимая развивающе- коррекцион- ная работа Все варианты развивающе-кор- рекционной работы. В тяжелых случаях — развитие восприятия через специфические формы сен­ сорного воздействия. В первую очередь, формирование произвольной регуляции деятельно­ сти, функции программирования и контроля на всех уровнях. Эти виды психологической помощи рекомендо­ вано проводить на фоне либо после курсов медикаментозного лечения. Психотерапевтическая работа с ро­ дителями. Любая коррекционная работа возможна лишь на фоне или после проведения курса медикамен­ тозной коррекции Все варианты развивающе-коррек- ционной работы. При отсутствии неврологических осложнений по­ казана активная стимуляция, в том числе медикаментозная.
Другие специалисты, необходимые ребенку Специальный педагог (дефекто- лог), логопед, психиатр, эндок­ ринолог, генетик Психиатр, Специальный педагог (де- фектолог), логопед, психотерапевт Специальный педагог (дефекто- лог), логопед, психиатр, дополни­ тельно — генетик, эндокринолог
             


Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием

Наши рекомендации