Самоанализ эмоциональной жизни

В тот период времени, который я считаю пределом от­рочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где-нибудь встретить. Это она была немножко Сонечка, немножко Маша, жена Василия, и не­множко женщина с жемчугами на белой шее, которую я ви­дел очень давно в театре, в ложе подле нас. Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня, благодарили бы за что-нибудь. Третье чувство было — на­дежда на необыкновенное, тщеславное счастье, — такая сильная и твердая, что она переходила в сумасшествие. Я так был уверен, что очень скоро вследствие какого-нибудь необыкновенного случая вдруг сделаюсь богатым и самым

знатным человеком в мире, что беспрестанно находился в тревожном ожидании чего-то волшебно-счастливого. Я все ждал, что вот начнется, и я достигну всего, чего может же­лать человек, и всегда повсюду торопился, полагая, что уже начинается там, где меня нет. Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастье, что оно не имело в себе ничего печального.

Толстой Л. Я Детство. Отрочество. Юность. М., 1978. С. 138.

Переживания одиночества в большой студенчес­кой аудитории

В гигантской аудитории чувствуешь себя затерянной, нич­тожной... Для общего курса гибельно не то, что профессор говорит соло, а совсем другое — количество студентов, их безликость. Профессор нас не знает, да и мы друг друга тоже. В школе класс совсем иное, это группа, небольшая группа, члены которой один для другого существуют, а вов­се не бесформенная магма безликих, изолированных друг от друга, сидящих перед этим холодным светом, в этом вок­зальном вестибюле.

Мерль Р. За стеклом. М., 1987. С. 186.

Данные исследований

Переживание житейских проблем

В исследовании В. В. Михайловой (2001) в процессе фоку­сированного интервью был составлен список житейских про­блем студентов (на примере студентов исторического факуль­тета пединститута). В него вошли 289 перечисленных проблем, которые затем были объединены в 11 категорий. В ранговом порядке, то есть от наиболее часто повторяемых к менее часто повторяемым, они расположились следующим образом.

1. Личностные особенности, воспринимаемые как пробле­ма.

2. Проблемы общения: с определенными людьми, связан­ные с навыками общения, с неудовлетворенностью ка­чеством общения.

3. Проблемы, связанные с учебой.

4. Проблемы, связанные с организацией быта и досуга.

5. Материальные проблемы.

6. Проблемы самореализации.

7. Проблемы социума, воспринимаемые в качестве лич­ных.

8. Проблемы, связанные со здоровьем.

9. Отсутствие проблем.

Здоровье и его влияние на эмоциональные состояния

В исследовании О. Б. Нестеренко в 2003 году изучалось со­стояние здоровья выпускников школ Хабаровского края (331 человек, возраст 17—18 лет). Было установлено, что здоровые дети составляют 26,28%, остальные имеют те или иные виды заболеваний: соматоформная вегетативная дисфункция — 15,41%; заболевания системы пищеварения — 16,97%; забо­левания нервной системы — 5,14%; эндокринные заболева­ния— 5,14%; заболевания костно-мышечной системы — 19,03%; заболевания глаз — 12,08%.

Далее в исследовании изучались личностная и ситуативная тревожность, проявления агрессии. По всем показателям этих эмоциональных состояний были обнаружены наиболее высо­кие значения у больных по сравнению со здоровыми (Несте­ренко О. Б., 2005).

Сексуальные переживания

В опросе 1995 года молодых людей просили ответить, ка­кие причины удерживают их от вступления в сексуальную связь, а затем указать, что из перечисленного для них наибо-

лее важно, то есть выбрать из нескольких причин одну (Кон И. С, 2002). Самым важным фактором для обоих полов, кото­рый указали 39% девушек и 30% юношей, оказалось «Я еще не нашел подходящего человека». У юношей на втором месте (23%) по частоте встречаемости стоит собственная застенчи­вость и нерешительность (среди девушек так ответили мень­ше 5%), а на третьем (18%) — отсутствие возможности (среди девушек так ответили 4%). У девушек вторая по значимости (19%) причина сексуальной сдержанности — чувство своей неготовности к столь ответственному шагу (среди юношей так ответили вдвое меньше), третья (12%) — нежелание быть ис­пользованной ради чьего-то удовольствия. Девушки в два с половиной раза больше мальчиков озабочены проблемой воз­можной беременности и вдвое больше — негативной реакци­ей родителей (Кон И. С, 2002, с. 53-54).

«Более раннее начало половой жизни, — отмечает И. С. Кон, — статистически связано с разными формами девиант-ного, социально неодобряемого поведения. Курящих и пью­щих среди сексуально-активных юношей вдвое больше, чем среди девственников. С наркотиками в 1993 году баловались соответственно 32% и 6%. В 1995 году на вопрос: "Пробовал ли ты травку?" утвердительно ответили 83% сексуально-ак­тивных и только 26% в выборке в целом. По данным Научно­го центра охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук, 71,5% сексуально-активных мальчиков курят, 82,3% употребляют спиртные напитки, 41,3% пробовали наркотики» (Кон И. С, 2002, с. 52).

Наши рекомендации