Стратегии разрешения проблемы.

Втом случае, если учитель признает свою ошибку, ему следу­ет провести беседу с ребенком. Объяснить ему, что самое важное в обучении — это накопление знаний, а не оценка. Можно обсу­дить с ребенком ошибки, допущенные при выполнении заданий, предложить подумать, как -можно их исправить. Сказать ребен­ку, что получение плохой оценки вовсе не влияет на отношение к нему окружающих, что он любим, нужен и уважаем.

Если учитель не желает сходить со своих позиций, родите­лям следует поменять учителя во избежание психотравмы.

7. Последствия разрешения или неразрешения проблемы.Негативными последствиями ситуации могли стать:

• подмена мотивации к обучению;

• эмоциональная нестабильность;

• страх получения негативной оценки, мотив избегания неудач;

• нарушение взаимоотношений со сверстниками. Положительный результат разрешения:

• сохранение учебной мотивации;

• эмоциональная стабильность;

• гармоничные отношения со сверстниками. 8. Предупреждение проблемы:

Знание учителем особенностей детской психологии. Дру­гой подход к воспитанию и образованию, основанный на при­знании ценности личности каждого ребенка.

Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.)

1. Проблемная ситуация:

В их семье не принято было злиться. Если кто-то позво­лял себе что-то подобное, то, видимо, как-то очень тихо или вообще «про себя». Возможно, поэтому он не очень представ­лял себе — как это, когда злятся. Но в школе, куда он пошел, почему-то злились многие. Когда учителя повышали голос, он вжимался в парту, тело цепенело, в желудке что-то сжи­малось от ужаса, и хотелось только одного — стать невидим­кой. Перемена не приносила облегчения. Если удавалось про­браться незамеченным в проем в стене и отсидеться там — это был успех. Чаще всего не удавалось. От язвительных замеча­ний, издевательств и откровенных ругательств обида подка­тывалась прямо к глазам, но плакать было нельзя, тогда во­обще проходу не дадут. Хуже всего, когда доставалось по шее портфелем или от внезапной подножки растягивался на полу — все так дружно гоготали, и от обиды забывалось даже разбитое колено.

В итоге он перестал ходить в школу: просто больше не мог. Когда лежал дома и лечил невесть откуда взявшийся гастрит, а когда просто саботировал тихие мамины уговоры, уходя все глубже в свою депрессию. Единственное, что увлекало его и позволяло хоть как-то оживиться, — это изучение оружия, и чем оно совершеннее и мощнее, тем больше интереса.

Млодик И. Ю. Чудо в детской ладошке, Или неруководство по детской психотерапии. СПб.: Питер, 2004. С. 47-48.

2. Проблема: подавленная агрессия.

3. Поведенческие реакции: вжимается в парту, отсижива­ется незамеченным, прячется от детей, не защищается, не от­вечает на издевательства; позже: перестал ходить в школу, гастрит (психосоматический симптом), депрессия; изучение мощного оружия.

4. Чувства: тело цепенеет; в желудке что-то сжимается от ужаса; хочется стать невидимкой; обида, хочется плакать, но нельзя, от обиды забывается даже боль.

5. Противоречия, лежащие в основе данной проблемы:

• между чувствами ребенка и невозможностью (неумени­ем) их выразить;

• между ранее сформированным стилем взаимодействия и новой ситуацией.

6. Поэтапный анализ проблемы:

Эта проблема является проблемой индивидуального разви­тия.

Зарождение: в семье не принято было злиться, то есть ребе­нок не видел проявлений гнева, агрессии, и сам, соответствен­но, не научился выражать подобные чувства. Развитие: поз­же, в школе — страх («ужас»), когда учителя повышают голос; неумение общаться с детьми, их насмешки вызывают в нем обиду, на выражение которой существует запрет, так как пред­полагается, что это повлечет за собой новые насмешки; в свя­зи с этим развивается еще большая замкнутость (замкнутый круг). Кульминация: перестал ходить в школу, депрессия, гастрит.

7. Стратегии разрешения проблемы:

Ребенок пытается разрешить эту проблему сам, разряжая подавленную агрессию посредством изучения оружия, мощ­ного и совершенного. Так он чувствует свою силу и контроль над ситуацией.

8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы.

Последствия разрешения проблемы:

• возможность дальнейшего развития, не «застревая» на данном этапе;

• возможность нахождения приемлемых способов разряд­ки;

• нахождение более эффективного способа общения с ок­ружающими людьми.

Последствия неразрешения проблемы:

• саморазрушающее поведение;

• депрессия;

• психосоматические заболевания;

• затруднения в общении.

9. Предупреждение проблемы:

Необходимо способствовать разрядке чувств ребенка, ра­ботать над его уверенностью в своих силах и запретами на вы­ражение эмоций. Важно присоединение родителей, их под­держка в адрес ребенка и взаимодействие с родителями одноклассников. Кроме индивидуальной, необходима рабо­та с классом, усиливающая групповую сплоченность. В нее может быть включен как психолог, так и учитель.

Пример 3 (по материалам магистрантки Ф. В.).

1. Проблемная ситуация:

Девочка 7-ми лет не может заниматься в классе, так как не способна долгое время сосредотачивать внимание на уроке.

2. Противоречие, лежащее в основе данной проблемы:

• между тем, что ребенок хочет играть во время урока, разго­варивать, ходить по классу, и тем, что этого делать нельзя.

3. Поведенческие реакции: уходит с урока, тянется к иг­рушкам, вместо того чтобы работать со всем классом, дерется с одноклассниками, не хочет идти в школу, опаздывает на за­нятия с логопедом и психологом.

4. Поэтапный анализ зарождения проблемы:

Ребенок родился глубоко недоношенный, с ослабленным зрением и легкими нарушениями функционирования голов­ного мозга. Когда девочке исполнилось 3 года, ее отдали в дет­ский сад круглосуточного пребывания, а домой забирали толь­ко на выходные. В садике наблюдалась гиперактивность, воспитатели не справлялись с ее поведением и во время заня­тий в группе стали отсаживать в другое место, чтобы она не мешала. В 7 лет девочка пришла в школу, психологическое обследование показало значительное отставание в психичес­ком развитии в связи с элементарной запущенностью со сто­роны семьи. При разговоре с мамой выяснилось, что с ребен­ком дома никто никогда не занимался.

С появлением в школе, в совершенно новых для себя усло­виях, перед девочкой встала задача адаптации к школьной жизни. В данном случае адаптация проходила с трудом. В свя­зи с возникшими трудностями у девочки постепенно сформи­ровалось отторжение школы.

5. Разрешение проблемы:

Беседы с мамой оказались бессмысленны, поскольку она не желала брать на себя ответственность за собственного ребен­ка, готова была даже заплатить, лишь бы эту ответственность взяла на себя, например, школа. Психологом и логопедом была разработана совместная индивидуальная развивающая про­грамма, которая реализуется на сегодняшний день без поддер­жки со стороны мамы.

6. Предупреждение проблемы:

Если бы мама взяла на себя ответственность за собственно­го ребенка и, учитывая индивидуальные особенности ребен­ка, систематически занималась бы с ним, играла и в играх тре­нировала элементарную усидчивость, развивала мышление, память, общую осведомленность, проблемы можно было бы избежать.

Глава 7

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11 -17 лет)

Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковый период:

• биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;

• неразрешенные проблемы предшествующих этапов раз­вития;

• ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, обра­зования и др.) в удовлетворении потребностей подрост­ков;

• проблемная, дисгармоничная (асоциальная) семья.

Проблемы:

1. В учебной, познавательной деятельности.

2. В личностной, межличностной сфере:

• самоотношение — самопознание — самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хорош»);

• взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);

• взаимоотношения в семье (стремление к независи­мости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);

• ответственность — несформированность ответствен­ности.

3. В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексу­альными переживаниями, сексуальное насилие, беремен­ность, потребность в любви, подростковый суицид.

7.1. ПРОБЛЕМЫ В УЧЕБНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В сфере познавательной деятельности в подростковый пе­риод появляется ряд новообразований:

1. Логическое мышление:

• развитие процессов обобщения, классификации, абстра­гирования;

• познание, понимание связей и отношений (причинно-следственных, условных, временных);

• развитие внутренней речи (контроль — сличение с эта­лоном, планирование);

• овладение диалогом;

• осознание процесса и результатов познавательной дея­тельности (рефлексия на процесс и результат познава­тельной деятельности).

2. Интеллектуализация процессов чувственного познания (осознание, обобщение, категоризация воспринимаемого, ви­зуальное мышление).

3. Словесно-логическая память (овладение приемами логи­ческого запоминания и воспроизведения).

Становление этих новообразований связано с преодолени­ем трудностей, которые при неудачном стечении обстоятельств могут вызывать проблемы в развитии.

Причины проблем развития познавательных процессов:

• формализм в усвоении знаний на предшествующих эта­пах обучения;

• когнитивный диссонанс — несоответствие между знани­ями и умениями;

• расхождение между психическими возрастными изме­нениями и неразвивающейся системой учебной деятель­ности;

• несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;

• снижение мотивации учения под влиянием предшеству­ющих неудач в учебной деятельности;

• несоответствие актуального уровня развития познава­тельных процессов и требований к ним со стороны учеб­ной деятельности;

• потребность общаться и быть понятым и отсутствие уме­ния вести диалог.

Последствия проблем в познавательной деятельности:

- упущен сензитивный период развития логического мышления, что затруднит его развитие в последующем;

- опасность застревания на старых способах мышления, не позволяющих развиваться новым механизмам и ка­чествам мыслительных процессов;

- опасность развития общей заниженной самооценки на основе проблем в учебной деятельности;

- опасность формирования выученной беспомощности и негативного отношения к себе;

- невозможность развития «вкуса», удовлетворения от интеллектуальной деятельности;

+ наличиие знаний о проблемах учебной деятельности и их учет в предстоящем выборе профильного обучения и специальности;

+ активизация способов самоуважения и самоутвержде­ния в различных направлениях (а не только в познава­тельной деятельности — в спорте, практической дея­тельности, общении);

+ развитие гармоничной Я-концепции;

+ развитие самопринятия и позитивного самоотношения;

+ развитие ответственности за результаты и процесс учеб­ной деятельности.

Данные исследований

Наши рекомендации