Тема 5. Формы и методы психолого-педагогической поддержки профессионального самопознания и саморазвития специалистов социальной педагогики и самопознания
Основные вопросы
1. Теоретические семинары
2. Теоретические семинары
3. Специальные социально-психологические тренинги и др
4. Наставничество
В каких же формах может вестись работа по оказанию поддержки в саморазвитии и
самопознании? Наиболее распространенными формами являются: проведение творческих тематических семинаров; проведение семинаров-практикумов; оказание индивидуальной помощи в построении программы саморазвития каждому педагогу; деловые игры; специальные тренинги, направленные на решение задач самопознания и саморазвития.
Таблица 1
Технология управления развитием инновационного потенциала педагога
Содержание деятельности педагога по самоорганизации изменений | Содержание управленческого взаимодействие с педагогом | Формы взаимодействий | Организационно – педагогические условия |
1.Зарождение изменения (самопереосмысление) 1.1.Осознание возможностей и затруднений учащихся 1.2.Осознание проблем собственной педагогической деятельности Осознание потребностей в изменениях 1.3.Поиск путей, новшеств для удовлетворения возникших потребностей. Оценка своих профессиональных и личностных возможностей и возможностей учеников по отношению к тому или иному новшеству | Изучение возможностей педагогов через создание ситуации раскрытия. Организация самопереосмысления через создание проблемно-конфликтных ситуации и включение в них педагога; организация ситуации свободного выбора желаемой направленности изменения опыта | Рефлексивный анализ. Деловые игры на основе исследовательского подхода | Включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений с учетом специфики его субъектного опыта и индивидуальных возможностей |
2.Выбор способов изменения личностных возможностей и профессиональных проблем с учетом индивидуального опыта (самоопределение) | Инициация самоопределения педагога: -создание проблемно-конфликтной ситуации, поиск смысла, целей, ценностей своей деятельности; -углубление его ценностного самоопределения; -преобразование характера его рефлексивной деятельности через обучение умению осуществлять отбор и проектирование изменений; -заполнение проблемной карты собственной педагогической деятельности | Рефлексивно-аналитическая беседа. Методы рефлексивного анализа конкретных ситуаций | Управленческое взаимодействие с педагогом основывается на принципе создания «свободного пространства» и строится на основе диалога, обеспечивающего развитие и управляющего субъекта. Обучение педагога самоорганизации изменений |
3.Осуществление изменений (самореализация) 3.1.Проектирование и осуществление изменений– постановка новых целей; Определение сущности и содержания изменений, показателей их результативности, необходимых условии для их осуществления; прогнозирование негативных последствий 3.2.Осуществление изменений. Организация опытно-экспериментальной работы. Анализ результатов изменений 3.3.Осознание новых возможностей и проблем | Инициация самореализации педагога через создание ситуации проектирования его изменений в деятельности и в себе: -организация обучения педагога самоанализу; -организация обучения действиям по проектированию изменений. Обучение умению управлять процессом изменений мотивирование деятельности. Помощь в осмыслении возникающих проблем. Поддержка педагогов, которые на знают, что надо изменить, но хотят измениться | Обучающие семинары | Передача педагогу управленческих полномочий и расширение его функции как субъекта, организующего собственное развитие. Обучение самоорганизации изменений. Управленческое взаимодействие с педагогом основывается на принципе создания «свободного пространства». Включение педагога в деятельность по самоорганизации изменений |
В ходе теоретических семинаров создаются первичные предпосылки для усвоения необходимых знаний той или иной технологии работы с собой или детьми, формируется соответствующая мотивация, стимулируется потребности в самостоятельной работе и апробации новых технологий.
Семинар – практикум отличается от теоретического семинара тем, что здесь вводятся элементы практических занятий. Наряду с теоретическими положениями ведется, например, диагностика педагогов, которые на семинаре могут получить экспресс- информацию о себе, что значительно расширяет возможности для самопознания. На семинаре-практикуме проводятся разработки новых проектов и обсуждения когспектов, построенных по передовым технологиям.
Возможна и интеграция этих двух форм в виде научно – практического семинара. Предлагаем примерную схему проведения научно – практического семинара (по Л. М. Митиной ) :
· составление перечня проблем по определенной теме в ходе группового обсуждения;
· их типологизация;
· выявление актуального уровня психологических знаний, умений, навыков в ходе обсуждения конкретной проблемы;
· лекция – беседа по изучаемой теме;
· работа в малых группах с последующей дискуссией;
· обучение учителей приемам восприятия, познания, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, идентификации и другим психологическим техникам;
· решение ситуационных задач;
· проведение тренинга, включающего психологические игры;
· апробация ( по возможности ) учителями психологических техник, их индивидуальная модификация и коррекция в ходе практической деятельности;
· общее обсуждение результатов применения учителями психологического инструментария;
· подведение итогов;
формулирование выводов по психологической проблеме.
Разумеется, возможны и другие варианты проведения научно – практического семинара.
Помощь педагогу в построении индивидуальной программы саморазвития может быть оказана со стороны психолога, который работает в учебном заведении. Н. В. Клюева предлагает следующие направления ( задачи ) работы психолога по оказанию помощи педагогу в построении программы профессионального и личностного развития:
1. диагностика проблем, возникающих у педагога в профессиональной деятельности;
2. выявление профессиональных ожиданий и потенциала деятельности педагога;
3. постановка целей профессионального и личностного развития и возможностей их реализации.
На основе собеседования с педагогом и диагностики возникающих у него проблем, определения способов их разрешения, описания критериев, по которым можно судить о степени их разрешенности, выстраивается индивидуальная программа саморазвития. Для примера приведем фрагмент программы ( табл. 2 )
Таблица 2