Дохристианские славянские праздники
Название праздника | Старый стиль | Новый стиль |
Коляда (зимние святки) | 12 - 24 декабря | 25 декабря - 6 января |
День Волоса, неделя праотцов | с 18 декабря | с 31 декабря |
Турицы. День Волоса (Быка) и Кощея | 24 декабря | 6 января |
День Волоса | 11 февраля | 24 февраля |
День Кощея, стража мертвых | 16 февраля | 29 февраля |
Вьюницы. День Марены (Навий день) | 17 февраля | 1 марта |
Сороки | 22 марта равноденствие | 6 марта |
Комоедицы | 12 марта | 24 марта |
Масленица (Марены, Волоса) | около 25 апреля | 7 апреля |
Праздник огня Белбога | 18 апреля | 1мая |
Юрьев день Ярилы, выгон скота | 23 апреля | 6 мая |
День Дажьбога и Живы (Макоши) | 23 апреля | 6 мая |
Зеленые святки (русалии) | середина апреля - начало мая | Конец апреля- середина мая |
Ярилин день | 9 мая | 22 мая |
День Триглава | 2 июня | 15 июня |
Русальная неделя | 18-24 июля | 1-7 июля |
Купала | 24 июня, летн. солнцестояние | 7 июля |
День Перуна отбор жертв | 14 июля | 27 июля |
Перунов день | 20 июля | 2 августа |
День Стрибога | 8 августа | 21 августа |
Успеник Златогорки | 15 августа | 28 августа |
День Волха Змеевича | 1 сентября | 14 сентября |
День Дажьбога, Марены | 9-10 сентября (равноденствие) | 22 - 23 сентября |
Праздник Рода и рожаниц | 22 сентября | 5 октября |
День Макоши | 28 октября | 10 ноября |
День Сварога и Симаргла | 8 ноября | 21 ноября |
День Дажьбога, Марены (др.Коляда) | 26 ноября, солнцестояние | 9 декабря |
Православные праздники
Название праздника | Старый стиль | Новый стиль |
Светлое Христово Воскресение - ПАСХА ХРИСТОВА | Переходящий праздник. Празднуется ежегодно после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (8/21 марта), в воскресенье и обязательно после еврейской пасхи (Песах) | |
Двунадесятые переходящие праздники | ||
Вход Господень в Иерусалим | За неделю до ПАСХИ | |
Вознесение Господне | На 40-й день после ПАСХИ | |
День Святой Троицы. Пятидесятница | На 50-й день после ПАСХИ | |
Двунадесятые непереходящие праздники | ||
Крещение Господне | 6 января | 19 января |
Сретение Господне | 2 февраля | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы | 25 марта | 7 апреля |
Преображение Господне | 6 августа | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 15 августа | 28 августа |
Рождество Пресвятой Богородицы | 8 сентября | 21 сентября |
Воздвижение Креста Господня | 14 сентября | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 21 ноября | 4 декабря |
Рождество Христово | 25 декабря | 7 января |
Великие праздники | ||
Обрезание Господне и память свт. Василия Великого | 1 января | 14 января |
Рождество Иоанна Предтечи | 24 июня | 7 июля |
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла | 29 июня | 12 июля |
Усекновение главы Иоанна Предтечи | 29 августа | 11 сентября |
Покров Пресвятой Богородицы | 1 октября | 14 октября |
Русские меры
Меры длины |
1 миля = 7 верстам = 7,4676 км |
1 верста = 500 саженям = 1,0668 км |
1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,1336 м |
1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам = 0,7112 м |
1 вершок = 1,75 дюйма = 44,45 мм |
1 фут = 12 дюймам = 0,3048 м |
1 дюйм = 10 линиям = 25,4 мм |
1 линия = 10 точкам = 2,54 мм |
1 точка = 1/1200 фута |
Меры площади |
1 кв. верста = 250 000 кв. саженей = 1,1381 кв. км |
1 кв. десятина = 2400 кв. саженям = 1,0925 га |
1 кв. сажень = 9 кв. аршинам = 49 кв. футам = 4,5522 кв. м |
1 кв. аршин = 256 кв. вершкам = 784 кв. дюймам = 0,0929 кв. м |
1 кв. дюйм = 100 кв. линиям = 6,4516 кв. см |
Меры объема тел |
1 куб. сажень = 27 куб. аршинам = 343 куб. футам = 9,7127 куб. м |
1 куб аршин = 4096 куб. вершкам = 21952 куб. дюймам |
1 куб вершок = 5,3594 куб. дюймам = 87,8244 куб. см |
1 куб. фут = 1728 куб. дюймам |
1 куб. дюйм = 1000 куб. линий = 16,3871 куб. см |
Меры сыпучих тел |
1 четверть = 2 осьминам = 8 четверикам = 209,91 л |
1 осьмина = 4 четверикам = 104,95 л |
1 четверик = 8 гарнцам = 26,239 л |
1 гарнец = 1/8 четверика = 3,2798 л |
Меры жидких тел |
1 бочка = 40 ведрам = 491,96 л |
1 ведро = 4 четвертям = 10 штофам = 12,299 л |
1 четверть = 2,5 штофа = 5 водочным бутылкам = 3,0748 л |
1 штоф (кружка) = 2 водочным бутылкам = 10 чаркам = 1,2299 л |
1 винная бутылка = 1/16 ведра = 0,7687 л |
1 водочная или пивная бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам = 0,615 л |
1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам = 122,99 мл |
1 шкалик = 1/200 ведра = 61,5 мл |
Меры массы (веса) |
1 берковец = 10 пудам = 1,63805 ц |
1 пуд = 40 фунтам = 16,3805 кг |
1 фунт = 32 лотам = 96 золотникам = 409,51241 г |
1 лот = 3 золотникам = 12,797 г |
1 золотник = 96 долям = 4,266 г |
1 доля = 44,43 мг |
Русские деньги
Первая попытка чеканить собственные монеты была осуществлена русскими князьями в конце X- начале X в. Письменные источники не сохранили сведений о начале русской монетной чеканки, но есть все основания утверждать, что она явилась не случайным эпизодом, а была подготовлена всем ходом исторического развития Руси, прежде всего двухсотлетним обращением на ее территории восточных монет.
Вводя в обращение свою собственную монету, русские князья стремились с одной стороны, компенсировать недостаток в куфических монетах, а с другой стороны - использовать монеты как средство пропаганды государственного суверенитета Руси.
В отечественной нумизматике вопрос о причинах появления первых монет и времени их чеканки долгое время был предметом дискуссий. И. И. Толстой разработал типологию и предложил хронологическую классификацию древних русских монет, согласно которой чеканку начал Владимир Святой (980-1015) и продолжили его сыновья - Святополк Окаянный (1015-1018) и Ярослав Мудрый ( 1019-1054). Золотые монеты чеканил только Владимир. Другую схему предложил А. В. Орешников. Он считал, что чеканка монет на Руси началась при Ярославе Мудром, была продолжена его сыном Изяславом (1054-1078) и внуком Ярполком Изяславичем (1077-1078), князем волынским и вышнегородским, а закончилась при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1078-1125). При этом, по мнению Орешникова, Мономах осуществлял чеканку, являясь князем черниговским, переяславским и великим князем киевским. Но длительная дискуссия о времени появления первых отечественных монет в настоящее время может считаться законченной. Чеканка началась в княжение Владимира Святославича (980-1015), вскоре после официального принятия христианства в 988 г. Об этом свидетельствуют изображения Иисуса Христа на одном из типов серебряных монет и на всех золотых, а также постоянное присутствие креста как символа христианства в руках князя на всех без исключения монетах.
Впервые слово “деньги” появилось у римлян, у которых цена определялась количеством быков, овец и другого скота. Когда на монетах стали чеканить изображения животных, их стали называть - “пекуния” (деньги) - от слова “пекус” (скот). Возможно, что в русский язык это слово пришло с Востока, например “динга” - это бирманское слово со значением “монета”. Дата появления на Руси монеты “денга” (а затем - “деньга”) спорна, ученые склоняются к тому, что “денга” появилась в XIV в. при Дмитрии Донском, предполагают, что Дмитрий был вынужден чеканить рядом со своим именем имя хана Тохтамыша. Начиная с XVI в. две денги равнялись 1 копейке. Но есть варианты происхождения названия “деньга”. например, в книге А. Векслера и А. Мельниковой “Московские клады” говорится: “Но как знак происхождения и первоначальной близости русских монет и золотоордынских дирхемов за русскими монетами закрепилось название “деньга” (от арабского и персидского слова “даник”). “Деньга”, “деньги” стали с тех пор собирательным названием для всех денег вообще, сменив древнее название “куны”. слово “алтын”, как и “деньга”, “пуло”, имеет татарское происхождение...”
Алтын
Русская счетно-денежная единица XIV в. Название татарского происхождения. Этимологию этого термина связывают с татарским” алты” - шесть. В нумизматике существуют две точки зрения о монетном содержании алтына. Одни исследователи доказывают его первоначальное равенство 3 денгам, другие - 6 денгам. После денежной реформы 1535 г. равенство алтына 6 денгам-московкам или 3 копейкам-новгородкам не подлежит сомнению. Шестиденежный алтын хорошо известен и во второй половине XV в.
Чеканка алтына была частью первой важной попытки перестройки монетной системы, осуществленной при царе Алексее Михайловиче (1645-1676). В дальнейшем алтын чеканился в 1698-1718 гг. сначала старыми штемпелями, предназначенными для копеек, позже с двуглавым орлом и надписью “алтын” или “алтыник”. До конца XVI в. алтын был только счетной единицей; в виде серебряной монеты он появился в конце XVI в., а не в 1704 г., как обычно указывается в литературе. После 1718 г. чеканка алтына стала обходиться довольно дорого, а сам алтын из-за ухудшения монетной стопы 1 стал слишком маленьким, поэтому его чеканка была прекращена.
Счет на алтыны в пережиточной форме сохранился до наших дней в народном бытовом названии 15-копеечной монеты -”пятиалтынный”. Первые серебряные алтыны были отчеканены при царе Федоре Ивановиче (1584-1598). Эти редкие монеты чеканились на проволке обычными копеечными штемпелями, только вес их был равен весу трех копеечных монет.
Гривенка
Старинная русская весовая единица, используемая в XIV-XVIII вв. как мера веса драгоценных металлов и других ценных материалов. Различали большую гривенку, весившую 409,32 г и равную целой весовой гривне и появившемуся позже русскому фунту, и малую гривенку, весившую 204 г и равную 1/2 гривны.
Гривна
Ученые сошлись во мнении, что гривна была первоначально шейным украшением, и, как утверждает Преображенский, этот обычай был заимствован у британцев.
Крупные платежные операции в средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. На территории государства обращались слитки различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.
Киевские гривны XI-XIII вв. представляют собой литые слитки шестиугольной формы. На протяжении всего периода своего бытования они сохранили устойчивый вес около 160 г. Это позволяет связывать их весовую норму с весом византийской лиры - 327,456 г и считать ее равной 1/2 лиры 163,728 г. Они появились, скорее всего, в середине XI в. и бытовали вплоть до монгольского нашествия. Их ареал охватывает почти всю территорию Киевской Руси, но большинство находок концентрируется в ее южных районах.
Новгородские гривны-слитки имели совершено другой вид и вес. Это длинные палочки-бруски весом около 200 г. Различают два вида новгородских слитков: более длинные (14-20 см) и прямые и короткие (10-14 см) со слегка выгнутой спинкой. Первые датируются XI-XIII вв., вторые - XIV-XV вв.
В отличие от киевских слитков, новгородские гривны дают сравнительно большой эпиграфический материал - на них нередко процарапаны имена лиц, для которых они были отлиты. Из одной такой надписи стало известным одно из русских названий самого слитка - “изрой”. Иногда на новгородских слитках встречаются процарапанные поперечные черточки, последняя из которых, как правило, бывает наклонной. установлено. что таким образом ливцы слитков , отвечавшие за их вес и качество, учитывали неизбежный угар серебра и примесей.
Теоретическая весовая норма новгородских денежных слитков определялась по-разному. одни считали ее равной приблизительно 197 г и связывали с западноевропейской метрологией, другие утверждали постепенное падение весовой нормы с 204,756 г до 195 г. Сейчас можно считать твердо установленным фактом, что никакого падения веса новгородских слитков не было, а их весовую норму следует связывать с русским полуфунтом (204,756 г). происхождение же самого русского фунта остается невыясненным.
Кроме этих двух основных видов слитков серебра в денежном обращение Древней Руси участвовали и так называемые черниговские слитки, по весу близкие к новгородским, а по форме представляющие собой как бы грубо расплющенные киевские, или литовские - в виде небольших палочек мягких очертаний, часто с несколькими характерными вмятинами на спинке.