Жёсткого закрепления ролей - спрашивающий не должен превращаться в
отвечающего. Соблюдение роли интервьюера требует достаточного опыта и
профессионализма, поэтому интервью провести сложнее, чем анкетирование.
1 Вербальный - от лат. verbum - слово - словесный, связанный с речью.
21
Анализ документов и продуктов деятельности
Документ (в психологии)- любая информация, зафиксированная в рукописном,
Печатном тексте, рисунках или на плёнках.
По способу фиксирования информации все документы можно разделить на
письменные (рукописные или печатные), аудиовизуальные (кино-, видеозаписи),
иконографические (фотографии, рисунки и т.п.) и фонетические (магнитофонные записи,
пластинки и т.п.). Некоторые документы с трудом можно классифицировать, но всё же
для психологов наиболее важен тот факт, что в любом документе отразились личностные
особенности его создателя. Поэтому наибольшую ценность для психологической
диагностики представляют документы личного характера - письма, дневники, рисунки,
автобиографии (написанные для личных целей), стихи и т.п.
Любой человек в ходе жизни создаёт некие продукты, которые могут многое о нём
рассказать. Особенно выразительны в этом отношении рисунки. В психодиагностике
сложилось отдельное направление, связанное с графическими методами.
Графические методы психодиагностики основаны на анализе рисунков, а также
почерка испытуемого (графология - наука о проявлении личностных особенностей
человека в его почерке). Наиболее часто используются такие графические
психодиагностические пробы: "Рисунок человека", "Дом, дерево, человек", "Свободный
рисунок", "Картина мира", "Рисунок семьи" и другие.
Анализ продуктов деятельности обычно требует достаточной квалификации от
исследователя. При этом в первую очередь необходимо понимать - насколько надёжна
информация, получаемая из документов.
Интерпретацию документов можно проводить, либо исходя из традиционных
методов, либо используя формализованные (количественные) методы анализа.
Традиционные методы изучения документов основаны на понимании документа,
то есть используется интуиция исследователя. Все они позволяют изучить документ
разносторонне, но отличаются чрезвычайной субъективностью.
Формализованные методы анализа продуктов деятельности основываются на
какой-то стандартной процедуре, благодаря чему повышается их объективность и
надёжность.
Примером формализованного анализа может стать контент - анализ текста.
При контент - анализе заранее составляется список понятий, связанных с целью
исследования, а затем эти понятия фиксируются в тексте и подсчитывается их частота. То
есть, учитывается, какие слова чаще встречаются в тексте. Это позволяет многое сказать
не только о поверхностном содержании текста, но и о его глубинном смысле. Часто
контент - анализ позволяет косвенным путём вскрыть суть документа.
Контент - анализ разработан в США и особенно часто применялся в 20 - 30е годы в
журналистике, литературоведении и т.п.
Пример Удачное использование контент-анализа:
В годы второй мировой войны американский психолог Лассуэлл получил
заказ от правительства США: провести контент - анализ статей одной из
американских газет, которая проводила явно профашистский курс. Однако в
статьях нигде прямо не велась профашистская пропаганда; суть была в самом
способе подачи материала, в подборе тех определений, которые использовали
журналисты. Для законного закрытия этой газеты было необходимо получить
научные доказательства её профашистского характера.
Проведённый контент - анализ доказал нацистский характер статей этой
газеты и послужил основным документом обвинения в суде.
22
Экспертная оценка
Экспертная оценка - это исследовательский метод, при котором информацию об
испытуемых исследователь получает от компетентных лиц - экспертов.
При экспертной оценке необходимо сотрудничество экспертов, хорошо знающих
испытуемых и имеющих достаточное психологическое, педагогическое, медицинское
образование. Экспертами могут быть воспитатели детских садов и школ - интернатов,
классные руководители, руководители коллективов, преподаватели и т.п. При экспертной
оценке экспертов просят высказать своё мнение об испытуемом, причём желательно,
чтобы оно было выражено количественно. Возможно, при этом будут использоваться
специальные шкалы. Эксперты при этом не должны совещаться друг с другом. Они могут
высказываться только по тем вопросам, которые им хорошо понятны и знакомы.
Обобщение данных экспертной оценки проводят не сами эксперты, а независимый
исследователь.
Экспертная оценка применяется тогда, когда необходимо вынести оценочное
решение по тем или иным свойствам личности испытуемого. Разновидностью этого
метода являются: судебно-психологическая и судебно-психиатирическая экспертиза,
психолого-педагогическая экспертиза и т.п.__