Психологического исследования, сопровождающийся целенаправленным созданием

Условий для проявления исследуемых явлений.

От наблюдения отличается тем, что исследователь, изучая явление, может

произвольно изменять условия, в которых оно совершается. Таким образом, эксперимент

является единственным исследовательским методом, который позволяет выявить

причинные связи.

Именно в ходе эксперимента можно проследить, какие последствия бывают при

изменении тех или иных условий. Эксперимент всегда предполагает какой-то вопрос,

поставленный исследователем, и от результатов эксперимента зависит ответ на этот

поставленный вопрос. Конечно, может случиться, что ответ окажется непредвиденным, но

это означает, что теория разработана несовершенно и поэтому она не позволила

предвидеть то, что случилось на самом деле.

Кроме того, при применении экспериментального метода исследователь может не

ждать, когда проявится интересующее его явление, а спровоцировать его. Это позволяет

проводить исследования в более короткие сроки, чем при использовании наблюдения.

Однако обратной стороной этого достоинства является существенный недостаток:

исследуемое явление уже не протекает в естественных условиях, что может изменить его

характер. Это снижает достоверность получаемых данных.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, обрабатываются и формализуются

как правило легче, чем данные наблюдений.

18

По степени сходства условий эксперимента и условий реальной жизни можно

выделить естественный эксперимент, наиболее близкий к обыденной жизни (при этом

главные особенности среды не изменяются, но в неё вводится некоторый дополнительный

элемент), и искусственный (лабораторный), при котором создаются особые условия и

часто используются специальное оборудование и приборы.

Данные, полученные с помощью естественного эксперимента, обычно более

достоверны, но менее точны, а данные лабораторных экспериментов отличаются большой

точностью, но могут быть недостоверными. Метод естественного эксперимента был

предложен российским психологом А.Ф. Лазурским в 1911 году.

Для проведения эксперимента психологу потребуются как минимум две группы

испытуемых: экспериментальная и контрольная. Эти группы в начале исследования

должны быть как можно более схожими между собой (идентичными). В

экспериментальной группе проводятся какие-либо изменения условий, а в контрольной

группе этих изменений не проводится. В конце исследования эти две группы

сравниваются по каким-либо параметрам.

Экспериментальное исследование всегда начинается с выдвижения гипотезы.

􀀻Гипотеза (от греч. гипотезис -предположение) - основанная на фактах догадка о

существовании некой закономерности. То есть, гипотеза - это некое предположение,

которое кажется вероятным, но пока не доказано и не опровергнуто. При планировании

эксперимента выдвигается обычно не одна, а сразу несколько гипотез:

􀀻"Рабочая" экспериментальная гипотеза - предположение, которое кажется

наиболее вероятным.

􀀻Контргипотеза - предположение, прямо противоположное основному

предположению (рабочей гипотезе).

􀀻Третья конкурирующая, или "нулевая" гипотеза - предположение о том, что и

рабочая гипотеза, и контргипотеза не являются верными, а связь между двумя (или

несколькими) изучаемыми параметрами отсутствует.

Пример

Предположим, Вам кажется правдоподобным утверждение, что, для того, чтобы запомнить

некий учебный материал наизусть, его нужно многократно повторить. На этом основании

можно выдвинуть рабочую гипотезу о том, что с увеличением количества повторений

улучшается запоминание материала. Контргипотезой в таком случае будет предположение, что

чем больше повторений материала сделано, тем хуже он запоминается. Нулевая гипотеза в

этом примере будет заключаться в предположении, что запоминание никак не связано с

количеством повторений, то есть это две не зависящие друг от друга переменные и никакой

связи между ними нет.

То условие, которое создаёт сам экспериментатор, не зависит в своём проявлении

ни от чего, кроме поведения экспериментатора. Такое условие называется поэтому

независимой переменной. В нашем примере независимой переменной является наличие

или отсутствие дополнительной похвалы. То условие, которое зависит от независимой

переменной (возникает под её влиянием), называется зависимой переменной. В нашем

примере зависимой переменной является успеваемость учеников.

Контроль - важнейшее условие в эксперименте. Важно контролировать по

возможности все факторы, а не только те, которые непосредственно исследуются. Это

нужно для того, чтобы исключить случайные воздействия, меняющие ход исследования.

Кроме того, достоверные результаты получаются только тогда, когда человек вообще не

знает о том, что он участвовал в эксперименте.

19

При проведении эксперимента обязательно наличие контрольной группы. Без этого

нельзя будет сделать вывод о наличии причинно-следственной зависимости между

изучаемыми переменными.

Тестирование

􀀻Тест - это метод сбора психологических данных, в котором используются

стандартные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Или, по

другому можно сказать, что тестирование - это стандартизированная процедура

Наши рекомендации